Новый сайт

Выступление заместителя министра экономики, торговли. международных и внешнеэкономических связей Ростовской области А.Н. Палагиной "Развитие конкуренции как основной инструмент снижения административных барьеров" 30.10.2009


Совместное заседание Совета по предпринимательству и
МВК по устранению барьеров

30.10.2009,  11-00

Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в сложившихся экономических условиях определено  государством в качестве  приоритетных направлений деятельности.  И о возросшем внимании государства к роли предпринимательства в становлении инновационно-ориентированной отечественной экономики и решении задач социального развития свидетельствуют активно принимаемые  меры  последнего времени, которые значительно облегчают вхождение в бизнес.

Но в тоже время,  по результатам исследований, в настоящее время  для предпринимателей особо важным является создание и поддержание благоприятной конкурентной среды.

Ростовская область имеет большое количество конкурентных преимуществ, создающих условия для привлечения и развития инвестиций. К сожалению, влияние мирового финансового кризиса обусловило снижение конкурентоспособности ряда секторов экономики,  падение производства, рост инфляции.

Последний год существенно  «подкосил» объемы производств и привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. Ростовская область не стала исключением - оборот малых предприятий области снизился по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 6,9%.

За полугодие 2009 года на малых предприятиях  области впервые зафиксирована отрицательная динамика инвестиционной деятельности – 65,9%  по сравнению с прошлогодним  полугодием.

Но, в тоже время, нынешняя ситуация, связанная с кризисными явлениями, по мнению экспертов,  должна стать  стимулом для ускоренного перевода экономики  на инновационный путь развития.

В целях обеспечения положительной динамики экономического развития региона через создание равных условий функционирования хозяйствующих субъектов Ростовской области в конкурентной борьбе и  во исполнение распоряжения Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р,  в Ростовской области разрабатывается Комплекс мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2010 год. В связи с тем, на основании  порядка формирования областных целевых программ, программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению не позднее одного месяца до внесения проекта областного закона об областном бюджете в Законодательное Собрание Ростовской области,  принято решение о разработке Комплекса мероприятий на один календарный год без бюджетного финансирования. В следующем году можно будет рассмотреть вопрос о разработке полноценной программы на 3-хлетний период с соответствующим финансированием.

В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития Комплекс мероприятий включает себя общие меры, направленные на улучшение конкурентной среды в регионе, отраслевые меры, учитывающие специфику и проблемы отдельных рынков, а также меры, направленные на развитие сферы торговли, в том числе различных форматов осуществления торговой деятельности.

Комплекс мероприятий недавно рассмотрен на заседании рабочей группы, безусловно, он требует  доработки,  сейчас обрабатываются поступающие предложения. Но не могу не отметить, что  Минэкономразвития России еще раз обращает наше внимание на то, что важным фактором  при разработке программ  развития конкуренции является организация эффективного взаимодействия  органов власти, представителей  экспертного  и  бизнес-сообщества  при проведении  анализа товарных рынков, выявлении  барьеров, препятствующих развитию товарных рынков и разработке мероприятий направленных на развитие  конкуренции. Проект Комплекса мероприятий по развитию конкуренции направлен для рассмотрения и предложений в муниципальные образования, поскольку именно решения органов местного самоуправления оказывают существенное влияние на многие локальные рынки региона. И нас удивляет и огорчает тот факт, что уже муниципалитеты присылают нам информацию об отсутствии предложений. Проект Комплекса мероприятий  находится на рассмотрении и в общественных объединениях предпринимателей – РСПП, ТПП, ОПОРе.

Мы просим внимательно рассмотреть предлагаемый проект и ждем оперативно  ваши предложения.

Хочу обратить внимание, что в настоящее время Минэкономразвития России подготовлены предложения по внесению изменений в Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825  «Об оценке эффективности  деятельности  органов исполнительной власти субъектов РФ». Изменения  касаются установления следующих критериев, по которым нас с вами коллеги будут оценивать:

- изменение доли в ВРП произведенных товаров, работ, услуг вновь  вошедшими на региональный рынок хозяйствующими субъектами, в том числе – малыми предприятиями;

- доля государственных услуг, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, предоставляемых по принципу «одного окна», в том числе – в многофункциональных центрах.

Эффективность нашей деятельности планируют оценивать также по результатам опросов предпринимателей и их мнения относительно состояния конкурентной среды, уровня информированности, удовлетворенности качеством услуг, связанных  с сопровождением  предпринимательской деятельности.

А пока результаты пока таковы, что, к примеру,  более половины  опрошенных предпринимателей  в муниципалитетах (57,9%) не знают о существовании многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, а его  услугами пользуется  лишь 9,6% респондентов.

Необоснованные административные барьеры снижают стимулы входа на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают условия для коррупции и возникновения «административного ресурса». Преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства должно являться для нас приоритетным направлением.

Возвращаясь к результатам последних исследований уровня административных барьеров можно сделать вывод, что для муниципалитетов устранение барьеров – это  даже не второстепенная  работа, ну посудите сами 43,3 % !!! опрошенных предпринимателей  вообще не знают о существовании муниципальной МВК по устранению административных барьеров, а  еще 16,4 % не видят  целесообразности ее существования. И это при том, что опрос проводился в  25 !!! муниципальных образованиях Ростовской области. Считаю недопустимым такие результаты деятельности. 

Анализ ежегодно осуществляемых в Ростовской области исследований, посвященных административным барьерам, а также - проблемам и перспективам развития предпринимательства, говорит нам о следующих   проблемах, с которыми сталкивается бизнес на начальном этапе. На 1 – м месте – это доступ к финансированию, отсутствие первоначального капитала  и высокие процентные ставки за привлекаемые финансовые ресурсы (более 40% респондентов  называют это основной проблемой). Органам местного самоуправления необходимо организовать взаимодействие с банковскими учреждениями по вопросам кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством заключения соглашений о сотрудничестве, а также – оказывать всестороннюю поддержку микрофинансовых организаций.

На 2-м месте проблемных вопросов остаются бюрократические барьеры при выдаче свидетельств, лицензий, заключений. Сегодня эксперты ФИАС отмечали, что, по мнению предпринимателей, бюрократическая нагрузка на бизнес возросла по сравнению с 2004 годом.

Интересен следующий факт. Предприниматели оценивают  процедуры связанные с регистрацией и постановкой на учет как минимально проблематичные, тем не менее, практика обращения к фирмам-посредникам на этом этапе возросла по сравнению с 2004 годом. Высоким остается и процент хозяйствующих субъектов, осуществляющих лицензирование и сертификацию с привлечением посредников. Здесь надо понимать: либо это тот же малый бизнес, работающий в сфере услуг и попросту экономящий время  предпринимателей, либо это навязанные органами государственной власти  услуги. К нам периодически поступают сигналы о такого рода «обязанностях», к сожалению, мы не можем принимать конкретных мер, поскольку предприниматели не говорят своих настоящих имен, но «нет дыма без огня».

Исследования показали, что более трети предпринимателей не устраивает  деятельность лицензирующих органов. По сравнению с 2004 годом при самостоятельном прохождении процедур возросли  временные и финансовые затраты. Процедуры, связанные с сертификацией  не являются проблемными для бизнеса, но финансовые и временные затраты, по-прежнему, достаточно высоки. Лицензирующим органам необходимо провести тщательный анализ процедур лицензирования, найти способ их упрощения и ускорения, в том числе – за счет внедрения  системы подготовки и сдачи документов в электронном виде.

Важным условием для успешного развития бизнеса является возможность доступа к земельным и имущественным ресурсам. Проблемы размещения малого и среднего бизнеса всегда стояли достаточно остро. Эксперты ФИАС сегодня подробно останавливались на проблемных моментах, с которыми сталкиваются  предприниматели на этапах реализации процедур размещения бизнеса.

Я бы хотела отметить, что государство с принятием  159-ФЗ и внесением в него изменений создало правовые основы для облегчения доступа субъектов предпринимательской деятельности к имущественным ресурсам.

В результате обращений субъектов РФ, в том числе Ростовской области уточнён критерий добросовестности арендатора выкупаемого помещения,  снижен до 2 лет срок аренды, исключено положение о залоге при предоставлении рассрочки по выплате выкупной цены арендованного имущества.

Указанные законодательные нормы позволяют субъектам малого и среднего предпринимательства сохранить свое дело, выкупив объекты, в которые за многие годы аренды вложены значительные средства.

Мы ежеквартально проводим мониторинг реализации предпринимателями права преимущественного выкупа, который на 01.10.2009 показывает, что лишь  27% предпринимателей, из потенциально возможных, подали заявления на выкуп по 159-ФЗ, из которых с 24 % - заключены договоры купли-продажи.

Почему же возникает такая ситуация. Реализация 159-ФЗ ограничена во времени – до 1 июля 2010, а  исследования говорят о том, что четверть предпринимателей, арендующих объекты недвижимости, находящихся в собственности  муниципалитетов  вообще не знают о возможности  преимущественного права выкупа. Другой проблемой является  высокая стоимость  этого имущества (об этом говорят 40% респондентов), в то же время почти 60% даже не знают о возможности рассрочки платежа  до 5 лет!!! Более 23% предпринимателей  обращают внимание на  высокий уровень затрат при сборе пакета документов, и лишь 1/5 представителей бизнеса - не испытывают никаких проблем при решении выкупить помещения. Уважаемые представители территорий, это ваши полномочия, настоятельно рекомендуем активизировать информационное сопровождения бизнеса, в том числе  и по поднимаемым вопросам.

Особое внимание всегда обращено к  вопросам, связанным   контролем (надзором) бизнеса, поскольку проверки  – традиционно одна из наиболее существенных проблем, называемых предпринимателями.

С вступлением в силу Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» половина  предпринимателей (50,4%)  отмечает, что количество проверок  сократилось. Анализируя результаты исследований за последние 4 года, видно, что средняя частота проверок значительно уменьшилась – 84,3% предпринимателей проверяют  реже 1 раза в месяц, и на вопрос «проверяют ли вас чаще 5 раз в месяц» ни один предприниматель не ответил утвердительно.

Наибольшей активностью  в сфере проведения контрольно-надзорных  мероприятий обладают налоговые  органы, пожарный надзор и Роспотребнадзор.

Самое сложное для предпринимателей (около 60%) – это  незнание законодательной базы, регламентирующей проведение проверок.

Таким образом, развитие полноценной конкурентной среды в Ростовской области сдерживается общими для Российской Федерации и региона факторами:

- медленная адаптация большинства предприятий к работе в открытой конкурентной экономике;

- административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства;

- инфраструктурные ограничения, монополизация на сырьевых и ресурсных рынках;

- низкий уровень доступности кредитных ресурсов;

- отсутствие регулярной информационно – аналитической и статистической информации, характеризующей состояние конкуренции в регионе и конкурентоспособность региональных товаропроизводителей.

Уверена, что скорейшее утверждение Комплекса мероприятий  и осуществление конкретных меры направленных на:

- упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности,

- сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров,

- расширение системы информационной поддержки ведения бизнеса, в том числе -  перечня публикуемой информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей,

- повышение информационной прозрачности деятельности сокращение прямого участия в хозяйственной деятельности органов власти,

- развитие инфраструктуры,

будут способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности  донской экономики

Спасибо за внимание!

_________________________________________________

<<<< Раздел "Малое и среднее предпринимательство"

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:32:45|
Изменено:
16.11.2009 10:35:00|
Количество просмотров:
91

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации