Новый сайт

Областная целевая программа поизводства и использования биотоплива на основе растительных масел в агропромышленном комплексе Ростовской области на 2008-2015 годы

Программа утратила свою силу в связи с принятием постановления от 30.09.2010 № 212

Утверждена Областным законом от 12.08.08 № 62-ЗС,

с 1 января 2009 года - постановлением Администрации Ростовской области от 26.12.08 № 604 (приложение № 18)
в редакции постановления от 06.10.09 № 506

Отчет за 2008 год

Информация о реализации в 2009 году

Отчет за 2009 год

Раздел I. Паспорт Областной целевой программе производства и использования биотоплива на основе растительных масел в агропромышленном комплексе Ростовской области на 2008-2015 годы

Наименование Программы

Областная целевая программа производства и использования биотоплива на основе растительных масел в агропромышленном комплексе Ростовской области на 2008-2015 годы (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Администрации Ростовской области от 26 марта 2007 года № 60 «О разработке областной целевой Программы по производству и использованию биотоплива на основе растительных масел в агропромышленном комплексе Ростовской области»

Государственный заказчик

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее – Минсельхозпрод РО)

Разработчик Программы

Государственное научное учреждение «Всероссийский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследова­тельский и проектно-технологический институт механизации и электрификации сельского хозяйства» (далее – ВНИПТИМЭСХ)

Соисполнителями разработки Программы являются государственное научное учреждение «Всероссийский институт экономики и нормативов», федеральное государственное учреждение «Северо-Кавказская машиноиспытательная станция», государственное учреждение «Ростовская машиноиспытательная станция», государственное учреждение «Донская опытная станция
им. Л.А. Жданова», общество с ограниченной ответственностью «Завод энергетического машиностроения «ЗИОСАБ-ДОН» (далее – ООО «Завод «ЗИОСАБ-ДОН»)

Цель Программы

Создание финансово-экономических, технологических и организационных условий для организации эффективного производства и использования биотоплива на основе растительных масел в агропромышленном комплексе Ростовской области (далее – АПК Ростовской области)

Задачи Программы

  • Обеспечение поэтапного перехода сельскохозяйственного производства на работу с альтернативным  возобновляемым видом моторного топлива, получаемым непосредственно в местах его потребления;
  • повышение занятости и уровня жизни на селе, улучшение почвенного плодородия и экологической ситуации

Сроки и этапы реализации Программы

2008–2015 годы:

  • I этап – 2008-2010 годы;
  • II этап – 2011-2012 годы;
  • III этап – 2013-2015 годы

Основные разделы мероприятий Программы

1. Реализация пилотных проектов в сельхозпредприятиях Ростовской области по переработке семян масличных культур в биотопливо.

2. Создание широкой сети внутрихозяйственных объектов производства биотоплива на основе расти­тельных масел.

3. Внедрение системы производства и использования биотоплива на основе растительных масел в АПК Ростовской области

Ответственные исполнители Программы

Минсельхозпрод РО

Соисполнители Программы

ВНИПТИМЭСХ

Участники
Программы

ООО Завод «ЗИОСАБ-ДОН»;

общество с ограниченной ответственностью «МТС» (далее – ООО «МТС»);

промышленные и сельскохозяйственные предприятия Ростовской области

Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы

Важнейшими целевыми показателями Программы являются:

  • сокращение потребления дизельного топлива на основе ископаемых углеводородов на 15–20 процентов;
  • повышение урожайности зерновых культур, высеваемых вслед за рапсом, на 3,4 центнера с гектара;
  • снижение средней себестоимости зерна на 10 процентов;
  • создание дополнительных рабочих мест в подразде­лениях АПК Ростовской области

Объемы и источники финансирования Программы

Общий  объем  финансирования  Программы  на 2008–2015 годы составляет 149165 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета – 17265 тыс. рублей, в том числе:

  • 2008 год – 2250 тыс. рублей;
  • 2009 год – 3015 тыс. рублей;
  • 2010 год – 0 тыс. рублей;
  • 2011 год – 6000 тыс. рублей;
  • 2012 год – 6000 тыс. рублей.

Для финансирования мероприятий Программы возможно привлечение внебюджетных средств коммерческих организаций и предприятий – соисполнителей и участников Программы – 131900 тыс. рублей, в том числе:

  • 2008 год – 1900 тыс. рублей;
  • 2009 год – 0 тыс. рублей;
  • 2010 год – 40000 тыс. рублей;
  • 2011 год – 20000 тыс. рублей;
  • 2012 год – 20000 тыс. рублей;
  • 2013–2015 годы – 50000 тыс. рублей.

Объемы финансирования Программы подлежат уточнению в соответствии с областным законом об областном бюджете

Механизм реализации Программы

Размещение средств областного бюджета, направленных на реализацию программных мероприятий, осуществляется по основным разделам мероприятий Программы в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Устойчивое обеспечение машинотракторного парка (далее – МТП) сельхозпредприятий топливом из возобновляемых местных источников сырья.

2. Снижение потребности в минеральном дизельном
топливе на 15–20 процентов на основных полевых
работах.

3. Повышение эффективности ведения сельхозпроизводства за счет улучшения севооборотов и плодородия почвы при увеличении посевов рапса.

4. Сокращение доли затрат на топливо в себестоимости сельхозпродукции у сельхозтоваропроизводителей, при­меняющих биотопливо взамен дизельного, не менее чем на 18-22 процента.

5. Создание дополнительных рабочих мест в подразделениях АПК Ростовской области на производстве биотоплива

Управление Программой
и контроль за ее реализацией

Управление Программой осуществляет Минсельхозпрод РО.

Контроль за реализацией Программы осуществляют Законодательное Собрание Ростовской области, Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области  в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством

 

Раздел II. Постановка проблемы и необходимости разработки программных мероприятий

Сельскохозяйственное производство является одним из главных потребителей минерального углеводородного дизельного топлива. Так, в целом по России потребляется около 5 млн.тонн дизельного топлива, или почти 42 процента общего потребления всеми отраслями.

Ростовская область как основной регион – производитель сельскохо­зяйственной продукции в России в настоящее время потребляет около 360 тыс. тонн дизельного топлива в год. Его доля в себестоимости сельхоз­продукции за последние 10 лет выросла с 5–7 до 18–23 процентов, что оказывает существенное влияние как на экономику отрасли (рентабельность производства, стоимость продукции, зарплату сельского населения и т.д.), так и на социально-экономические показатели в целом.

Учитывая, что по прогнозам аналитиков в ближайшие годы следует ожидать дальнейший рост стоимости горюче-смазочных материалов в 2-2,5 раза, проблема возрастания стоимости энергообеспечения сельхозпроизводства может существенно обостриться и привести к снижению рентабельности и объемов производства сельхозпродукции, а также росту цен на продовольствие.

Вместе с тем сельское хозяйство может являться не только потребителем природных топливно-энергетических ресурсов, но и производителем топлива в первую и основную очередь для собственных нужд. Развитие альтернативной энергетики в сельском хозяйстве на основе растительных возобновляемых источников сырья позволит в значительной степени нивелировать отрицательное воздействие негативной динамики роста цен на нефтепродукты, стабилизировать развитие отрасли и решить много других важных задач. Среди них: улучшение почвенного плодородия за счет оптимизации структуры севооборота с учетом наращивания посевов доли рапса, наращивание высокобелковой кормовой базы для ускорения развития животноводства за счет получения из маслосемян, кроме биотоптива, жмыха.

Другим немаловажным фактором, определяющим необходимость пересмотра энергетической стратегии в регионах, является ежегодный ущерб от отрицательного воздействия традиционных видов топлива на окружающую среду. Так, использование минерального топлива для получения энергии сопровождается значительными выбросами вредных веществ продуктов сгорания, в частности, диоксида углерода. Как одно из следствий этого – постоянное возрастание в атмосфере углекислого газа с 0,02 процента в XX веке до 0,04 процента в XXI веке.

В Российской Федерации и в ее одном из основных сельскохозяйственных регионов, Ростовской области, до настоящего момента не было сколько-нибудь достаточного опыта применения альтернативных видов топлива на основе имеющихся биоресурсов. Вместе с тем во многих странах мира доля возобновляемой энергетики в объеме энергопотребления уже превышает 15–20 процентов и продолжает расти.

Достаточно хорошо изучены и применяются в мировой практике технологии преобразования биологической энергии растений в моторные виды топлива: дизельного – на основе растительных масел, бензина – на основе растительных спиртов, получаемых через гидролиз растительных сахаров, газового – через пиролиз клетчатки растений.

Для производства биодизельного топлива в мире в основном используются следующие виды масличного сырья: Европа – пальмовое масло, Филиппины – пальмовое масло, Канада – рапс (канола), Индия – ятрофа, Африка – соя, ятрофа, Бразилия – соя, касторовое масло.

Потенциальное использование того или иного вида сырья определяется местными природно-климатическими условиями его выращивания, соотношением цен на сельскохозяйственную продукцию, затратами на необходимое техническое перевооружение отрасли.

Наиболее приемлемыми источниками получения возобновляемого биотоплива в сельскохозяйственном производстве Ростовской области являются масличные культуры, среди которых все большее распространение получает рапс.

Ростовская область за последние 5–6 лет заняла лидирующее положение по производству подсолнечника (1,7 млн. тонн в 2006 году). В среднем по Ростовской области удельный вес посевных площадей подсолнечника в общей площади пашни составил 19,1 процента и в 2006 году достиг максимума – 1320 тыс. га. Удельный вес этой культуры в отдельных хозяйствах составляет 30–50 процентов, что приводит к росту болезней, одностороннему истощению почвы, а в конечном итоге – к снижению урожая.

С 2007 года отмечено уменьшение посевных площадей подсолнечника. Вместе с тем в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, увеличены площади других маличных культур. Посевы сои – с 17,6 до 20,2, льна масличного – с 13,3 до 19,8, горчицы – с 12,7 до 15,2 тыс. гектаров. Небольшие площади рапса (4,9 тыс. гектаров в 2006 году) постепенно наращиваются. Природно-климатические, агроэкологические факторы позволяют увеличивать площади посевов рапса в среднесрочной перспективе до 100 тыс. гектаров и наращивать их в дальнейшем.

Резервы производства масличных культур и биодизельного топлива в Ростовской области связаны в первую очередь с наращиванием посевов озимого рапса и других, менее распространенных сегодня масличных культур.

Достижение намеченных показателей позволит создать необходимые предпосылки для стимулирования развития сырьевой отрасли и маслоперерабатывающей промышленности, повышения эффективности сельскохозяйственной отрасли в целом и дальнейшего развития рапсосеяния в частности. Масштабное увеличение производства масличного рапса возможно лишь за счет замещения им других полевых культур в структуре посевных площадей, то есть пропорционального сокращения доли подсолнечника в структуре посевных площадей.

Ожидаемые агроэкологические последствия широкомасштабного производства рапса при условии неукоснительного соблюдения основных технологических приемов возделывания культуры следующие:

  • увеличение почвенного плодородия (количество растительных остатков после уборки рапса на 1 гектаре соответствует внесению 5–6 тонн навоза);
  • улучшение фитосанитарного состояния почвы;
  • рост урожайности зерновых культур, высеваемых вслед за рапсом, на 10-15 процентов без дополнительных затрат.

В настоящее время при используемых технологиях производства рапса в природно-климатических условиях Ростовской области его средняя урожайность составляет от 7 до 9 ц/га для ярового и до 15 ц/га для озимого рапса. При этом урожайность озимого рапса, как показывает опыт отдельных сельхозтоваропроизводителей (фермерское хозяйство А.В. Тутова, ООО «МТС»), может составлять до 25-30 ц/га. Для обеспечения его высокой урожайности и зимостойкости необходимо использовать как соответствующие семена, так и перспективные технологии и комплекс технических средств для его возделывания.

Биотопливо для дизельных двигателей на основе растительных масел может быть произведено и использовано в мобильной сельскохозяйственной технике в двух видах:

1) смесевое биодизельное топливо на основе очищенного растительного (допустимо только рапсовое масло) и обычного минерального дизельного топлива;

2) биодизель – продукт переработки (этерификации) до эфирных форм любого вида растительного масла.

В первом случае биотопливо получают из семян рапса путем выделения растительного масла, которое в случае его высокого качества (как правило, это хорошо очищенное рапсовое масло холодного отжима) смешивается в определенных пропорциях с минеральным дизельным топливом.

Во втором случае биотопливо получается при переработке растительных масел путем этерификации (химической реакции масла с метанолом и катализатором) в метиловый эфир растительного масла, так называемый биодизель. Биодизель можно использовать как в чистом виде, так и в качестве добавки к дизельному топливу в различных пропорциях.

Дополнительными продуктами при производстве биотоплива являются высокобелковый жмых, который может быть продуктивно использован для развития кормовой базы животноводства, и глицерин, являющийся сырьем для изготовления пеноматериалов (бетонные пеноблоки, утеплители и другие строительные материалы, а также фосфорные удобрения).

Производство и использование в двигателях внутреннего сгорания мобильной сельскохозяйственной техники как первого, так и второго вида биотоплива имеет свои особенности. В первую очередь они связаны с необходимостью получать растительные масла из семян имеющихся масличных культур с требуемыми качественными показателями. Для этого как собственно исходное сырье должно иметь необходимое качество, так и процесс выделения  масла и его очистки должен производиться по определенному регламенту.

Использовать рапсовое масло в чистом виде без смешивания с минеральным углеводородным дизельным топливом, без модернизации топливной аппаратуры, системы впрыска и камеры сгорания не рекомендуется. Применение смесевого вида биотоплива (смесь рапсового масла с минеральным углеводородным дизельным топливом) требует определенной модернизации топливной системы двигателя внутреннего сгорания трактора или комбайна и работы только в теплое время года.

Производство биодизеля требует специальной технологии, основанной на этерификации растительного масла, и специального оборудования. Процесс производства заключается в смешивании и нагревании растительного масла с метиловым спиртом в присутствии катализатора – щелочи. В результате реакции этерификации смесь расслаивается на легкую и тяжелую фракции. Легкая фракция представляет собой метиловый эфир растительного масла, или биодизель, тяжелая – глицерин. По своему молекулярному составу биодизель близок к дизельному топливу. Из 1 тонны семян рапса можно получить 300 килограммов (30 процентов) рапсового масла, а из этого количества масла – около 270 килограммов биодизельного топлива. Выход глицерина около 10 процентов.

Биодизель по физико-химическим характеристикам (вязкость-золь­ность) ближе к минеральному углеводородному дизельному топливу, чем растительное масло, и является более качественным дизельным топливом по сравнению со смесевым на основе рапсового масла и минерального дизельного топлива. Применение биодизеля в дизельных двигателях внутреннего сгорания мобильных сельскохозяйственных энергосредствах не требует никакой специальной модернизации.

При использовании биотоплива на основе растительных масел в атмосферу выбрасывается значительно меньше вредных веществ, чем при работе двигателя на минеральном топливе. Количество твердых частиц (дымность) на режиме максимальной нагрузки меньше в 2 раза, на режиме малой нагрузки она снижается до нуля; выбросы СО уменьшаются на 10 – 12, СН – на 20 процентов. Серы в выхлопе 0,005 – 0,05 процента против 0,2 – 0,5 процента.

Экономическая эффективность производства и использования биотоплива в сельском хозяйстве, изготавливаемого на основе растительных масел, во многом зависит от сырьевой базы, то есть наличия и количества пашни у сельхозпредприятий, возможностей и агрономических ограничений по возделыванию требуемых масличных культур.

Согласно эксплуатации земель за 2006 год, по данным Минсельхозпрода РО, общая численность сельхозпредприятий всех форм собственности составила 2053 хозяйства. Площадь пашни, находящейся в хозяйственном пользовании на правах собственности или аренды у отдельного сельхозпредприятия, составляет от нескольких гектаров до 22 тыс. гектаров. Площадь пашни напрямую связана с потреблением топлива, поэтому для различных сельхозпредприятий целесообразно иметь типоразмерный ряд производящих биотопливо установок с различной сменной производитель­ностью.

В Ростовской области в перспективе возможны два пути развития производства биодизельного топлива:

  • централизованное промышленное производство;
  • децентрализованное производство непосредственно в условиях сельхозпредприятий для собственных нужд.

Централизованное промышленное производство биодизельного топлива на данном этапе требует больших инвестиций и по предварительной оценке обеспечит более высокую, 1,2 – 1,4 раза, стоимость продукта.

Собственное производство биодизеля непосредственно для сельской местности является важной альтернативой промышленному, так как требует небольших инвестиционных затрат, позволяет повысить занятость сельского населения и уровень доходов, а также обеспечить замкнутый технологический цикл от производства сырья, получения топлива до его использования. На данном этапе именно оно требует мер государственной поддержки, которые могут быть осуществлены на уровне региона.

В зависимости от потребностей в топливе и возможностей конкретного сельхозтоваропроизводителя в производстве исходного сырья может быть использован любой вариант производства и использования биотоплива:

1) смесевое биотопливо на основе натурального рапсового масла (другие виды растительных масел не применимы);

2) биодизельное топливо на основе переработанного в метиловый эфир растительного масла (подсолнечное, рапсовое, льняное и другие);

3) параллельное использование смесевого топлива (1 вариант) и биодизеля (2 вариант).

Выбор того или иного варианта производства и использования биодизельного топлива каждым конкретным сельхозтоваропроизводителем обусловлен его экономической эффективностью.

Общей тенденцией для всех трех вариантов производства и использования биотоплива является увеличение экономической эффективности с ростом типоразмера хозяйства (площади пашни) и переходом от производства биодизеля к использованию смесевого топлива на основе рапсового масла.

Минимально необходимая общая площадь пашни сельхозпредприятия при посеве масличных культур в пределах рекомендуемых агросроков для варианта смесевого топлива (дизтопливо и рапсовое масло) составляет около 1,2 тыс. гектаров; для смешанного варианта (дизтопливо, рапсовое масло и биодизель из подсолнечного масла) – около 3 тыс. гектаров; для варианта использования смеси дизтоплива и биодизеля из подсолнечного масла – около 7,5 тыс. гектаров.

На первом этапе экономически эффективное производство и использование биодизельного топлива на основе растительных масел должно быть сосредоточено в сельхозпредприятиях с большей площадью пашни, имеющих в севообороте большую долю масличных культур. Из шести природно-климатических зон Ростовской области к ним следует отнести в первую очередь сельхозпредприятия северо-западной зоны с площадью пашни более 2000 гектаров, а также южной зоны с площадью более 3000 гектаров, северо-восточной с площадью более 5000 гектаров и приазовской также с площадью более 5000 гектаров.

Мировая индустрия биотоплива характеризуется наличием широкого спектра мер законодательного и нормативно-правового обеспечения развития биоэнергетики, а также государственных программ, направленных на увеличение производства биотоплива в конкретной стране и рыночной доли. Поэтому в развитых зарубежных странах основное производство биодизеля является централизованным на промышленных предприятиях, но наряду с крупными заводами биодизель успешно производят и непосредственно в фермерских хозяйствах.

Для стимулирования производства биотоплива в разных странах разработан комплекс мер по законодательному регулированию, индикативному планированию объемов производства, льготному налогообложению, бюджетной поддержке и другие.

Меры государственной поддержки в странах ЕС в настоящее время могут быть структурированы следующим образом:

  • поддержка сельхозпроизводителя (350 евро/га субсидий в случае продажи рапса не на пищевые цели);
  • возврат до 30 процентов средств, вложенных в строительство биодизельного завода;
  • освобождение от топливного налога на объем добавленного биодизеля в топливную смесь;
  • наличие системы квотирования объема субсидированного биодизеля (в каждой стране отдельно).

Сегодня европейские страны устанавливают льготы производителям рапса на уровне 350–400 евро на гектар, поэтому цена биодизеля в среднем меньше углеводородного минерального дизельного топлива на 10–15 процентов.

В Российской Федерации сделаны первые шаги в направлении решения проблемы развития биотопливной энергетики – принят национальный стандарт ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО», который допускает содержание биологических добавок до 5 процентов от объема топлива и при обязательном исполнении применительно ко всему объему дизельного топлива потребует 7 млн. тонн растительного сырья.

Основным законом, регулирующим отношения в сфере использования энергетических ресурсов и энергосбережении, является Федеральный закон от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении», однако он не имеет биоэнергетической направленности. В нем дается понятие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.

Вторым документом, затрагивающим отношения в сфере биоэнергетики, является Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 1234-р, в которой отсутствуют конкретные меры для развития биоэнергетики.

В настоящее время Правительством Российской Федерации подготавливается комплекс мер по ускоренному развитию биоэнергетики.

Под влиянием процессов интеграции России в мировое сообщество наблюдается оживление деятельности участников экономической деятельности в аграрном секторе, органов государственной власти отдельных субъектов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, направленной на создание организационных, экономических и правовых условий для практического использования альтернативных нефтяному топливу источников энергии. Очень важна в этом процессе инициатива регионов, являющихся лидирующими в производстве масличных культур, таких как Ростовская область.

Принимая во внимание современные тенденции развития сельского хозяйства, возрастающую год от года значимость масличных культур в мировом сельскохозяйственном производстве, а также необходимость диверсификации аграрного сектора российской экономики, можно утверждать, что принятие системных программных мероприятий по производству и использованию биотоплива на основе растительных масел в Ростовской области следует рассматривать как один из этапов масштабных изменений в аграрном секторе экономики как самого региона, так и Российской Федерации в целом, позволяющий повысить эффективность сельхозпроизводства за счет широкого внедрения передовых технологий, создания благоприятных финансово-экономических и организационных условий.

 

Раздел III. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели

Целью Программы является создание финансово-экономических, технологических и организационных условий для организации эффективного производства и использования биотоплива на основе растительных масел
в АПК Ростовской области.

Задачи Программы:

1. Обеспечение поэтапного перехода сельскохозяйственного произ­водства на работу с альтернативным возобновляемым видом моторного топлива, получаемым непосредственно в местах его потребления.

2. Повышение занятости и уровня жизни на селе, улучшение почвенного плодородия и экологической ситуации.

Сроки и этапы реализации Программы:

2008-2015 годы:

  • I этап – 2008-2010 годы;
  • II этап – 2011-2012 годы;
  • III этап – 2013-2015 годы.

Основные целевые индикаторы и показатели Программы по окончании ее реализации (2015 год) приведены в сопоставимых к 2007 году показателях (без учета инфляции) в таблице.

Таблица

Целевые индикаторы (показатели)


п/п

Наименование целевого индикатора,
размерность

Значение индикатора
(показателя)

допроектное

проектное

1.

Потребление дизельного топлива на основе ископаемых углеводородов, тыс. тонн

360,0

342–324

2.

Урожайность зерновых культур, высеваемых вслед за рапсом, ц/га

22,4

25,8

3.

Себестоимость зерна средняя, руб./тонн

3604,0

3244,0

4.

Дополнительное количество рабочих мест в подразделениях АПК Ростовской области, чел./мест

-

750

 

Раздел IV. Система программных мероприятий

Программа содержит 16 мероприятий ( Приложение 1 ), сгруппированных по 3 разделам. Основные разделы мероприятий Программы сформированы с учетом проблем, требующих решения на региональном уровне, а именно:

1) реализация пилотных проектов в сельхозпредприятиях Ростовской области по переработке семян масличных культур в биотопливо;

2) создание широкой сети внутрихозяйственных объектов производства биотоплива на основе растительных масел;

3) внедрение системы производства и использования биотоплива на основе растительных масел в АПК Ростовской области.

 

Раздел V. Ресурсное обеспечение Программы

В рамках Программы предполагается финансирование программных мероприятий на основе механизма частно-государственного партнерства, предусматривающего смешанную систему инвестирования с привлечением средств областного бюджета и внебюджетных (собственных, привлеченных и заемных) средств коммерческих организаций и предприятий – соисполните­лей и участников Программы.

Для увеличения объемов внебюджетного финансирования предлага­ется государственная поддержка получения коммерческими организациями и предприятиями – исполнителями Программы банковских кредитов, а также инвестиций из инвестиционных, венчурных фондов и других источников.

Общий объем финансирования Программы – 149165 тыс. рублей.

Объем финансирования за счет средств областного бюджета составит 17265 тыс. рублей, в том числе:

  • 2008 год – 2250 тыс. рублей;
  • 2009 год – 3015 тыс. рублей;
  • 2010 год – 0 тыс. рублей;
  • 2011 год – 6000 тыс. рублей;
  • 2012 год – 6000 тыс. рублей.

Объем финансирования за счет внебюджетных источников финансирования составит 131900 тыс. рублей, в том числе:

  • 2008 год – 1900 тыс. рублей;
  • 2009 год – 0 тыс. рублей;
  • 2010 год – 40000 тыс. рублей;
  • 2011 год – 20000 тыс. рублей;
  • 2012 год – 20000 тыс. рублей;
  • 2013-2015 годы – 50000 тыс. рублей.

Средства будут направлены на отработку в производственных условиях сельхозтоваропроизводителями Ростовской области технологии производства биотоплива из растительных масел, на создание недостающего оборудования, а также разработку типовой проектно-сметной документации и реализацию пилотного проекта по производству и использованию биотоплива. Это позволит создать технологическую и организационную основу для основного этапа работ – введения в хозяйственный оборот биотоплива для работы тракторов разных классов и зерноуборочных комбайнов, а также изменять структуру севооборотов за счет наращивания посевов рапса.

Финансовое обеспечение работ в 2013-2015 годах предусматривается в сумме 50000 тыс. рублей за счет внебюджетных средств предприятий и организаций различных форм собственности.

Распределение средств по этапам и направлениям Программы будет уточняться в ходе выполнения программных мероприятии и с учетом их актуальности для обеспечения своевременного выполнения работ и получения максимальной отдачи от их вложений.

Раздел VI. Механизм реализации Программы

Программа основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», «Об экологической экспертизе», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Механизм реализации Программы, его основные положения уста­навливаются и разрабатываются заказчиком Программы – Минсельхозпродом РО.

Механизм реализации Программы предусматривает тесное взаимодействие органов исполнительной власти Ростовской области с органами мест­ного самоуправления, банками, исполнителями, соисполнителями и участниками Программы: Минсельхозпродом РО, ВНИПТИМЭСХ, сельхозтоваропроизводителями Ростовской области.

К участию в реализации Программы привлекаются организации, прошедшие конкурсный отбор в соответствии с действующим законо­дательством.

Механизм реализации Программы предполагает:

  • финансирование части программных мероприятий из областного бюджета;
  • привлечение собственных средств коммерческих организаций – участников реализации Программы;
  • использование различных форм государственной поддержки, предусматривающей создание условий для получения реализаторами программных мероприятий банковских кредитов и иных форм внебюджетного финансирования.

Механизм включает в себя организационные мероприятия, обеспечи­вающие управление процессами планирования, исполнения и контроля. Главным условием реализации Программы является последующая разработка и реализация отдельных программных мероприятий.

Для реализации программных мероприятий предусматривается использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики.

Реализация программных мероприятий осуществляется с применением системы государственных контрактов на закупку и поставку, заключаемых государственным заказчиком с соответствующими исполнителями программных мероприятий.

Заказчик, координатор, разработчики и исполнители Программы осуществляют:

  • формирование плана реализации мероприятий на очередной финансовый год, бюджетных заявок на финансирование объектов и мероприятий из областного бюджета, обоснований для отбора первоочередных проектов, финансируемых в рамках Программы в очередном финансовом году, защиту этих предложений в соответствующих органах;
  • контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы;
  • разработку комплекса мер по привлечению финансовых, кредитных, материальных и других видов ресурсов для решения поставленных в Программе задач;
  • мониторинг хода реализации отдельных мероприятий Программы;
  • анализ количественных и качественных параметров состояния и реализации Программы, подготовку соответствующих предложений, в том числе по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы, необходимой для ее реализации;
  • подготовку предложений по созданию или привлечению коммерческих организаций для реализации инвестиционных проектов, предусмотренных Программой.

Подготовка бюджетной заявки осуществляется с привлечением заинтересованных участников Программы, с ними согласовываются наименова­ния и сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. Государственный заказчик ежегодно уточняет (с учетом выделенных на оче­редной год бюджетных ассигнований и привлеченных внебюджетных средств) распределение объемов капитальных вложений и других затрат на реализацию программных мероприятий, а также годовые задания и целевые показатели по отдельным подпрограммам и проектам.

Субсидии предоставляются исполнителям Программы на конкурсной основе в соответствии с установленным порядком.

Механизм контроля заключается в следующем:

  • заказчик в течение календарного года проводит рабочие совещания с привлечением специалистов организаций, участвующих в реализации Программы, с целью обсуждения хода выполнения Программы, принятия мер по активизации работы всех исполнителей и внесения по его итогам корректировок в Программу;
  • итоговый отчет о реализации Программы в целом представляется в Администрацию Ростовской области, в Законодательное Собрание Ростовской области на утверждение до 1 марта года, следующего за последним годом реализации, указанным в настоящей Программе.

 

Раздел VII. Система управления реализацией Программы

Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет Минсельхозпрод РО как субъект бюджетного планирования, обеспечивая при этом решение задач и достижение значений целевых индикаторов и показателей Программы.

Ответственным за организацию работ по реализации Программы является управление аграрной политики, инвестиций и инноваций в растениеводстве Минсельхозпрода РО.

Контроль за реализацией плановых и финансовых составляющих Программы осуществляют совместно управление аграрной политики, инвестиций и инноваций в растениеводстве и управление экономики и финансов Минсельхозпрода РО.

Контроль за исполнением Программы осуществляется Законодательным Собранием Ростовской области, Администрацией Ростовской области, Контрольно-счетной палатой Ростовской области в соответствии с полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством.

Минсельхозпрод РО в рамках координации деятельности по реализации Программы:

  • осуществляет обобщение отчетных материалов и подготовку информации о ходе реализации мероприятий;
  • осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Программы;
  • готовит отчет о реализации Программы в отчетном финансовом году.

Отчет должен содержать:

  • общий объем фактически произведенных расходов, всего и в том числе по источникам финансирования;
  • перечень завершенных в течение года мероприятий Программы;
  • перечень незавершенных в течение года мероприятий Программы и процент их незавершения;
  • анализ причин несвоевременного завершения программных мероприятий;
  • предложения о привлечении дополнительных источников финансирования или иных способов достижения программных целей либо о прекращении реализации Программы;
  • информацию об участии Ростовской области в отчетном году в реализации федеральных целевых программ.

 

Раздел VIII. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация программных мероприятий предусматривает введение в хозяйственный оборот сельхозтоваропроизводителей АПК Ростовской области внутрихозяйственной системы производства и использования биотоплива на основе растительных масел в объеме 15–20 процентов от общего потребления топлива мобильными сельхозмашинами на основных полевых работах путем организации производства необходимого сырья и биотоплива и экономического стимулирования сельхозтоваропроизводителей, применяющих и расширяющих использование биотоплива, заменяя углеводородное дизельное. При этом будут сокращены общие затраты на приобретение традиционного дизельного топлива на основе ископаемого углеводородного сырья; повысится устойчивость производства сельхозпродукции вследствие повышения надежности обеспечения топливом процессов производства сельхозпродукции; образуются дополнительные рабочие места, востребованные процессом производства биотоплива; возникнет возможность обеспечения экологической сбалансированности зональных севооборотов; возникнет стимул создания и разработки новых поколений сельхозтехники для высокоэффективного возделывания масличных сельхозкультур и производства масла как основы биотоплива.

В ходе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:

1. При проведении основных полевых агротехнических работ сократится потребление дизельного топлива на основе ископаемых углеводородов на 5–10 процентов;

2. Организовано децентрализованное производство менее дорогого биотоплива, которое на 5–10 процентов заменит минеральное дизельное на основных полевых агротехнических работах различными сельхозтоваропроизводителями.

3. Создана более устойчивая топливная база для дизельных мобильных сельхозмашин на основе управления производством и потреблением альтернативного моторного топлива внутри структур АПК Ростовской области;

4. Сократится доля затрат на топливо в себестоимости сельхозпродукции у сельхозтоваропроизводителей, применяющих биотопливо взамен углеводородного дизельного, не менее чем на 6–7 процента.

5. Создано дополнительно не менее чем 750 рабочих мест в подразделениях АПК Ростовской области на производстве биотоплива.

 

Раздел IX. Социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы

Социальные последствия реализации Программы определяются следующим.

При оценке эффективности реализации Программы используется зако­нодательно установленная методика расчета эффективности, формализован­ная и нормативно регламентированная в виде Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Мини­стерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999 года № ВК 477.

При этом предусматриваются следующие показатели эффективности:

  • показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия для участников реализации Программы – сельхозтоваропроизводителей Ростовской области;
  • показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления Программы для областного бюджета.

Программа предусматривает введение в хозяйственный оборот сельхозтоваропроизводителями Ростовской области биотоплива на основе расти­тельных масел в объеме 15–20 процентов от общего потребления дизельного топлива мобильными сельскохозяйственными машинами путем организации производства сырья и биотоплива и экономического стимулирования сель­хозтоваропроизводителей, применяющих и расширяющих использование биотоплива.

Предварительные расчеты экономической эффективности, проведенные по пилотному проекту, показывают, что средства, вложенные в приобре­тение оборудования для производства биотоплива, окупаются за 1,5–2 года.

Сумма доходов областного бюджета составит около 200 тыс. рублей в год на одну установку по производству биотоплива.

Экологические результаты реализации Программы связаны с улучшением качества почв и рационализацией зональных севооборотов за счет оптимизации площадей посевов подсолнечника и использования посевов озимого рапса в качестве благоприятного предшественника с постоянным (до уровня оптимальности) расширением площадей.

В системе сельскохозяйственного производства окажется возможным повысить устойчивость производства за счет более равномерного и более надежного поступления моторного топлива непосредственно в МТП сельхозтоваропроизводителей, вводящих в свое производство 15–20 процентов биотоплива, независящих от поставщиков традиционного дизельного топлива. Будут созданы новые рабочие места в системе производства и использования биотоплива при высокой оплате труда. Сам объем производства биотоплива в АПК Ростовской области создаст дополнительную налогооблагаемую базу.

В системе сельхозмашиностроения, в том числе и продовольственного, возникнет возможность организации новых производств ряда базовых агрегатов (отжимные прессы нового поколения, блоки фильтрования, реакторные и очистительные установки, установки смешивания и хранения биотоплива и др.), организации монтажных и пусконаладочных подразделений.

По предварительным расчетам, потребуется сооружение не менее 30–40 полнокомплектных цехов по производству биотоплива. Все это приведет к образованию новых рабочих мест и увеличению налогооблагаемой базы в машиностроительном секторе Ростовской области.

 

Раздел X. Меры государственной поддержки реализации Программы

 

Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Поддержка инвестиционных мероприятий в рамках настоящей Программы осуществляется согласно Областному закону от 1 октября 2004 года № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области».

Основные направления государственной поддержки предусмотрены разделом IV настоящей Программы «Система программных мероприятий».

Раздел ХI. Оценка результатов реализации Программы

Факторы повышения экономического уровня и технико-экономической эффективности технологических процессов производства сельхозкультур и организационно-экономических решений инновационного характера в сельхозпроизводстве АПК Ростовской области в целом сводятся к следующему:

  • сокращение использования традиционного дизельного топлива за счет применения биотоплива, что обеспечит снижение доли затрат на топливо в себестоимости сельхозпродукции;
  • повышение устойчивости работы МТП в связи с ритмичной поставкой (обеспечением) моторного топлива;
  • экологическая сбалансированность зональных севооборотов за счет оптимизации площадей посева под возделывание подсолнечника в соответствии с зональными рекомендациями и расширения посевов озимого рапса как эффективного предшественника;
  • замедление роста цены на продукцию полеводства и, следовательно, замедление или остановка (при дальнейшем расширении использования биотоплива) роста убыточности (или снижения рентабельности) производства зерновых культур;
  • улучшение общей экологической ситуации;
  • рост занятости и заработной платы в сельской местности.

 

Раздел XII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств на реализацию Программы

Объем средств областного бюджета, затрачиваемых на выполнение Программы в 2008–2012 годах, составляет 17265 тыс. рублей, при этом на реализацию первого этапа Программы в 2008–2010 годах – 5265 тыс. рублей. Потребность биотоплива в год составит от 40 до 60 тыс. тонн. При минимальной прогнозируемой цене стоимость 1 тонны биотоплива на 3000 рублей ниже, чем 1 тонны минерального дизельного. Индекс бюджетной эффективности (РIВ) составит 2,56 (больше 1), чистый дисконтированный бюджетный денежный поток (NBCFt) составит 26954 тыс. рублей (больше 0), расчетная норма доходности (r' расч) составит 12,47 процента, что больше требуемой нормы доходности (10,75 процентов) ( Приложение 2 ).

Эффективность реализации Программы можно признать высокой. Если принять во внимание, что затраты собственных (или заемных) средств сельхозпредприятиями и заводами на введение в хозяйственный оборот за период 2008–2015 годов составят 131900 тыс. рублей, то общие бюджетные ассигнования составят только 11,57 процента финансового обеспечения Программы, что также следует признать эффективным. Вывести за один год систему производства и использования биотоплива на заданный объем не представляется возможным (по техническим причинам). Тем не менее, оценочный расчет показывает, что эффективность расходования бюджетных средств по выполняемой Программе следует считать достаточной.

  • Приложение 1 к Программе «Перечень программных мероприятий»
  • Приложение 2 к Программе «Методика расчета бюджетной эффективности производства и использования биотоплива»
Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:31:08|
Изменено:
27.12.2010 17:12:15|
Количество просмотров:
247

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика