Новый сайт

Концепция областной целевой программы поддержки развития гражданского общества Ростовской области на 2009-2010 гг.

 проект 

(далее по тексту – Концепция)

1. Основные понятия.

2. Обоснование  актуальности и стратегического характера Концепции.

3. Адресаты Концепции.

4. Основные приоритеты Концепции.

5. Правовые основы разработки Концепции.

6. Принципы организации поддержки развития гражданского общества.

7. Основные сферы и направления поддержки развития гражданского общества.

8. Развитие форм и механизмов взаимодействия субъектов гражданского общества.

9. Информационное обеспечение взаимодействия субъектов гражданского общества.

10.Организационное обеспечение реализации Концепции.

11.Финансовое обеспечение реализации Концепции.

12. Заключение.

1. Основные понятия

Гражданское общество на уровне субъекта федерации – совокупность самостоятельных объединений граждан, организующих и регулирующих свою деятельность для достижения общественных интересов в рамках заранее установленных правил гражданско-правового характера.

Социальное партнерство, взаимодействие субъектов гражданского общества – совместная деятельность участников партнерства, предполагающая согласование (консенсус) интересов и кооперацию усилий и ресурсов для реализации взаимоприемлемых целей и удовлетворения потребностей его участников.

Сотрудничество – совместная деятельность общественных организаций, иных некоммерческих объединений и органов государственной власти субъекта федерации в формировании института гражданского общества.

Поддержка развития гражданского общества правовое, политическое, экономическое и социальное содействие общественным организациям, иным некоммерческим объединениям органами государственной власти с целью становления и укрепления в регионе демократических институтов, межэтнической стабильности, развития гражданского диалога.

 

2. Обоснование актуальности и стратегического характера Концепции

Развитие гражданского общества является важной составляющей процесса формирования демократических институтов в современной России.

В процессе развития отношений между государством и гражданским обществом на первый план выходят проблемы общественного участия населения в решении политических, социально-экономических и духовно-нравственных задач, утверждение новых подходов к сотрудничеству общественного и государственного секторов.

В настоящее время созданы и работают институты, обеспечивающие взаимодействие гражданского общества и государства в решении важных для страны проблем. Организации гражданского общества вносят свой вклад в повышение качества решений, принимаемых органами государственной власти и осуществление контроля за их реализацией посредством проведения различных экспертиз, консультаций, общественных слушаний.

Гражданская инициатива является во всем мире тем самым элементом, без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства. Исследования показывают, что в странах, строящих демократию, активный экономический рост происходит в тех регионах, где есть традиции участия гражданских объединений в управлении, где аккумулируется социальный капитал.

Активизация деятельности гражданского общества является также одной из важнейших предпосылок успешного проведения административной реформы, реформирования судебной системы и правоохранительных органов, проведения реформы образования (через развитие попечительских и наблюдательных советов учебных учреждений) и реформы жилищно-коммунального хозяйства (через содействие формированию товариществ собственников жилья).

Общественные организации выполняют роль посредника между органами государственной власти и населением области, организуют публичный диалог по ключевым вопросам развития региона, защиты гражданских прав и свобод населения. Они служат надежным средством связи между обществом и органами государственной власти области. При их помощи органы управления получают информацию об эффективности своих действий, прогнозируют и последствия необходимых непопулярных решений.

Общественные объединения и некоммерческие организации объединяют самую активную и образованную часть населения. Они способны не только профессионально участвовать в решении областных проблем, оказывать качественные социальные услуги населению, обеспечивать обратную связь с органами государственной власти области, но и выражать интересы граждан, организовывать их на самостоятельное решение проблем.

Общественно-политическая ситуация в Ростовской области  устойчиво сохраняет характеристики  стабильности благодаря  системе эффективного регулирования всех влияющих на нее факторов и последовательной позитивной динамике экономического развития региона.

По данным Главного управления Федеральной регистрационной службы по Ростовской области, на 1 января 2008 года в области зарегистрировано более 3,5 тыс. общественных объединений, которые осуществляют уставную деятельность по различным направлениям общественной жизни: объединения профсоюзов, инвалидов, ветеранские, правозащитные, молодежные, отраслевые, научные, женские и другие организации. Ведущее место занимают организации, деятельность которых направлена на оказание социальной помощи различным группам населения в виде юридических консультаций, психологической и педагогической помощи, реабилитации, выявления и разрешения проблем старшего поколения.

Также на территории многонациональной области зарегистрированы и функционируют 43 национальные общественные объединения, в том числе и национально – культурные автономии регионального и местного уровней.

Благодаря приобретенному опыту самоорганизации и профессионализму некоммерческие организации в Ростовской области  представляют собой значительный интеллектуальный ресурс для выработки государственной политики в самых различных сферах жизни региона.

В последние годы органами государственной власти совместно с общественными объединениями и некоммерческими организациями созданы предпосылки для дальнейшего формирования и развития правовых, экономических и организационных условий построения гражданского общества в Ростовской области. С 2002 года эффективно работает Консультативный совет общественных и политических организаций Собрания общественности Дона при Главе Администрации (Губернаторе) области, а также Консультативный совет представителей общественных организаций национальных групп области при Администрации области (с 1992 года).

В настоящей Концепции предусмотрен перенос акцентов с задач выстраивания взаимодействия субъектов гражданского общества на задачи реализации стратегии социального партнерства. Особую актуальность приобретает необходимость нормативно-правового регулирования взаимодействия в контексте реализации административной реформы.

Концепция представляет комплекс мер по поддержке развития гражданского общества на территории Ростовской области с последующим формированием устойчивых долгосрочных взаимоотношений органов государственной власти и субъектов гражданского общества региона.

Для решения актуальных задач региональной политики, разработана настоящая Концепция областной целевой программы поддержки развития гражданского общества Ростовской области на 2009-2010 гг. (далее - Концепция).

3. Адресаты Концепции

Адресатами Концепции являются:

  • негосударственные некоммерческие организации вне зависимости от организационно-правовой формы, осуществляющие социально и общественно полезную деятельность в интересах жителей области;
  • общественные  и общественно – государственные институты;
  • государственные и муниципальные организации;
  • органы государственной и муниципальной власти;
  • Законодательное Собрание Ростовской области.

4. Основные цели Концепции

Концепция ориентирована на достижение долгосрочных целей социально- экономической политики и общественного развития области:

  • обеспечение условий развития гражданского общества Ростовской области;
  • формирование высокого уровня общественного самосознания и общественного участия;
  • формирование и внедрение в практику региональной социально-экономической политики общественной поддержки системы социальных показателей;
  • разработка и реализация механизмов и форм общественного участия в процессе выработки и реализации государственной социально-экономической политики в Ростовской области;
  • совершенствование существующих и выработка новых механизмов поддержки органами государственной власти Ростовской области общественных организаций, национально- культурных объединений в реализации ими социально значимых мероприятий, проектов и программ, содействие в реализации областных и федеральных целевых программ;
  • создание моделей и социальных технологий, обеспечивающих эффективное партнерство органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, субъектов гражданского общества в решении задач общественного и социально-экономического развития региона;
  • обеспечение участия общественных некоммерческих организаций  в реализации областных целевых программ развития Ростовской области;
  • создание условий для деятельности в системе гражданского общества общественных объединений и некоммерческих организаций, максимальное использование их потенциала для эффективного решения социально значимых проблем области;
  • развитие механизмов независимой общественной экспертизы и консультаций на ранних стадиях подготовки и принятия решений органами государственной власти области;
  • выработка механизмов реализации положений отдельных нормативно - правовых актов Ростовской области, обеспечивающих активизацию деятельности общественных и иных некоммерческих организаций в осуществлении административной и социальных реформ;
  • совершенствование механизмов предоставления грантов и конкурсного размещения государственного и муниципального заказов на предоставление социальных услуг общественным и иным некоммерческим организациям;
  • совершенствование существующих и разработка новых форм взаимодействия и эффективных моделей социального партнерства в информационной сфере.

5. Правовые основы Концепции

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;

2. Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

3. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

4. Федеральный закон от 4.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»;

6.  Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909);

7.  Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

8.  Областной закон  от 29.05.1996 № 19-ЗС «Устав Ростовской области»;

9.  Положение о комитете по связям с политическими партиями, общественными объединениями и национальным отношениям Администрации Ростовской области;

10. Другие федеральные и областные нормативно – правовые акты.

6. Основные принципы организации поддержки развития гражданского общества

Поддержка развития гражданского общества органами государственной и муниципальной власти строится на принципах равноправного партнерства, взаимной заинтересованности, профессиональной этики, гласности, доверия и социальной ответственности, коллегиальности в выработке решений и обязательности их выполнения сторонами, публичности и конкуренции, консолидации усилий институтов гражданского общества, их активного участия в формировании и реализации эффективной социальной политики.

7. Основные сферы и направления поддержки развития гражданского общества

Содержанием поддержки развития гражданского общества является стратегия и тактика осуществления полномочий органами государственной власти региона, установленных федеральным и региональным законодательством. Перечень полномочий по предметам совместного ведения и по предметам ведения субъекта содержится в ФЗ от 06.10 2007 г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в Областном законе  от 29.05.1996 № 19-ЗС «Устав Ростовской области». Данный перечень позволяет организовать непрерывный процесс социального взаимодействия в широком спектре проблем, в том числе экономической, социальной, духовно-нравственной, исследовательской сферах, в области межрегиональных и международных отношений, окружающей среды, гражданского образования населения. В частности:

1.  Повышение гражданской активности населения.

2.  Повышение правовой грамотности населения.

3.  Общественный мониторинг и гражданский контроль.

4.  Содействие развитию гражданского общества.

5.  Развитие межсекторного взаимодействия (государство – бизнес – гражданское общество).

6.  Укрепление межнационального согласия.

7.   Профилактика любых форм насилия, мирное разрешение конфликтов.

8.   Содействие гендерному паритету в обществе.

9.    Патриотическое воспитание.

10.   Пропаганда здорового образа жизни.

8. Развитие форм и механизмов взаимодействия субъектов гражданского общества

Развитие форм и механизмов взаимодействия субъектов гражданского общества предполагает:

  • общественное участие в разработке проектов нормативно-правовых актов Ростовской области, федеральных, областных и муниципальных целевых программ;
  • организация и обеспечение экспертно-аналитической деятельности, правовой базы и правоприменительной практики развития институтов гражданского общества;
  • развитие механизмов общественного мониторинга социальной ситуации, включая общественный контроль и экспертизу реализации социальных реформ;
  • внедрение пилотных проектов, действующих моделей инновационных социальных технологий, направленных на решение проблем общественного развития;
  • организация образовательно-просветительской деятельности, разработка моделей профессионализации кадров, обеспечивающих реализацию принципов социального партнерства.

Элементами механизма развития взаимодействия субъектов гражданского общества Ростовской области могут быть: постоянно действующие территориальные общественные и государственно-общественные советы, городские, районные собрания, совещания, рабочие и экспертные группы и комиссии; общественные советы различного функционального назначения при отраслевых подразделениях органов государственной власти и органов местного самоуправления; конкурсы социально значимых программ и грантовых проектов; ярмарки социальных проектов и иные формы стимулирования общественной активности; Консультативный совет общественных и политических организаций Собрания общественности Дона при Главе Администрации (Губернаторе) Ростовской области.

9. Организационное обеспечение реализации Концепции

Реализация Концепции осуществляется в соответствии с ежегодным Планом мероприятий.

Координатором реализации Плана мероприятий является комитет по связям с политическими партиями, общественными объединениями и национальным отношениям Администрации Ростовской области.

Публичное обсуждение хода реализации Концепции осуществляется в рамках Консультативного совета общественных и политических организаций при Главе Администрации (Губернаторе) Ростовской области,  на областных общественных активах и советах, соответствующих рабочих совещаниях.

10. Финансовое обеспечение реализации Концепции

Финансовое обеспечение реализации Концепции осуществляется из следующих источников: областной бюджет; взносы и пожертвования юридических и физических лиц; средства общественных и иных некоммерческих организаций и иные, не запрещенные законом источники.

Заключение

Реализация Концепции областной целевой программы поддержки развития гражданского общества Ростовской области в 2009 - 2010 гг. будет способствовать развитию общественной активности, консолидации усилий органов государственной и муниципальной власти, общественных  и иных некоммерческих организаций в целях повышения качества жизни населения, достижения социальной стабильности и устойчивого развития гражданского общества Ростовской области.

_________________

<<<<   Пресс-релиз

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:30:21|
Изменено:
08.10.2009 11:42:00|
Количество просмотров:
151

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика