Новый сайт

А.Н.Палагина, заместитель министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей о перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области, 25.03.2008

Выступление на совместном заседании Совета по малому предпринимательству при АРО и областной МВК по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства 25 марта 2008 года

 

«О перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области»

 


Уважаемые коллеги!

 

 

А.Н.Палагина, заместитель министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связейВ июле прошлого года (24.07.2007) принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот закон вступил в силу с 1 января 2008 года.

Хотелось бы отметить, что и предприниматели, и те, кто профессионально работает в структурах поддержки предпринимательства, давно ждали этого закона.

Более 5 лет велось обсуждение его концепции и сегодня мы имеем документ, который совершенно по-новому определил целый ряд важнейших ключевых понятий.

Федеральным законом:

  • даны новые условия отнесения хозяйствующих субъектов к малому бизнесу;
  • введено определение среднего бизнеса, которого ранее в российском законодательстве не было;
  • появилось новое определение организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса;
  • определены основные цели и принципы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • введена обязательность процедуры общественной экспертизы нормативных правовых актов;
  • значительно расширены полномочия координационных и совещательных органов в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на то, что Федеральный закон является законом прямого действия, принятие рамочного Областного закона послужит основой для формирования законодательной и нормативной базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории Ростовской области.

После того, когда областной закон в работе над которым, многие из вас принимали участие, будет принят Законодательным Собранием области, мы приступим к разработке новой Областной и муниципальных программ развития малого предпринимательства на период 2009-2011 годы.

Концепция законопроекта нацелена на формирование нормативных механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности.

Проект Областного закона:

  • обозначает задачи по выполнению целей государственной политики;
  • разграничивает полномочия органов государственной власти Ростовской области и Уполномоченного органа по реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Ростовской области;
  • предусматривает меры по защите прав и законных интересов предпринимательства;
  • определяет дополнительные требования к содержанию Областных целевых программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
  • прописывает формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и объектов инфраструктуры, которые будут реализованы на территории Ростовской области.

(Так, с учетом изменения методики расчета ставки арендной платы в законе предусмотрена льгота для объектов инфраструктуры, которые осуществляют столь важную функцию, как бизнес-инкубирование начинающих предпринимателей, с учетом того, что поменялась законодательная база (в Ростовской области теперь считаются ставки арендной платы от рыночной стоимости), нами предусмотрена значительная льгота - 10% от рыночной стоимости.

 

Хотелось бы сказать, что работа над законопроектом велась порядка 6-ти месяцев специально созданной рабочей группой, в которую входили эксперты, представители банковского сообщества и руководители профильных комитетов наших отраслевых объединений предпринимателей.

Проводились консультации с коллегами из других регионов.

Проект закона обсуждался на заседании фракции «Единая Россия».

Все варианты законопроекта проходили процедуру общественной экспертизы на сайте администрации области, где каждый желающий мог с ними ознакомиться и внести предложения.

Как я уже сказала, 18 марта т.г. закон принят Законодательным Собранием в первом чтении, таким образом, одобрена его концепция.

Законодательное Собрание сейчас формирует рабочую группу из депутатов, представителей общественных объединений и специалистов в области права для доработки проекта.

Предположительно, что изменится в новом областном законе:

  • уточнится предмет регулирования;
  • существенно расширится перечень полномочий Администрации области и уполномоченного органа по развитию малого и среднего предпринимательства;
  • более четкую форму примет статья закона об оказании поддержки субъектам предпринимательства и инфраструктуры. В ней будут уточнены все формы и виды поддержки на территории области.

Говоря сегодня об изменениях, которые внесены в федеральное законодательство, я хочу еще раз подчеркнуть, насколько повышается роль координационных и совещательных органов в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Теперь создание и организация работы совещательных органов в сфере развития малого и среднего предпринимательства это не просто желание отдельной территории или Главы Администрации, а право предпринимателей участвовать в выработке и реализации государственной политики в этой сфере, готовить инициативы и отслеживать, как они реализуются. Особенно это актуально в силу того, что Федеральный закон соответственно наделил и нас – субъект федерации и органы местного самоуправления обязанностью по развитию предпринимательства.

Хочу отметить, что наша область была первым регионом в России, который внедрил на практике процедуру общественной экспертизы. И вот теперь эта наша новация, которая апробирована в Ростовской области на протяжении нескольких лет, обрела законодательную основу.

Что нам предстоит сделать в свете реализации положений федерального законодательства:

  • после принятия соответствующего областного закона Администрация области и органы местного самоуправления должны разработать порядок формирования и определить функции новых координационных или совещательных органов в сфере предпринимательства. Учитывая, что мы целенаправленно несколько лет занимались созданием таких Советов, будет целесообразным провести эту работу на базе действующих Советов по малому предпринимательству.

Хочу добавить, что закон ввел определенную норму по составу совещательных и координационных органов в области малого и среднего предпринимательства. Теперь не менее 2/3 списочного состава этих органов должно формироваться из представителей некоммерческих организаций, общественных объединений предпринимателей и самих предпринимателей.

Считаем необходимым:

  • привлечь вновь создаваемые и действующие совещательные (координационные) органы к разработке областной и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства на очередной 3-х летний период (2009-2011 годы);
  • выработать схему взаимодействия областного и муниципальных координационных (совещательных) органов с целью оказания методологической помощи муниципальным Советам.

Мы считаем, что в новом качестве областной Совет должен пересмотреть свою работу в части усиления взаимодействия с Законодательным Собранием РО и объектами инфраструктуры и оставаться дискуссионной площадкой, на которой вырабатываются основные подходы к реализации государственной политики в сфере предпринимательства на территории Ростовской области.

На сегодняшний день наблюдается положительная динамика в работе муниципальных Советов по малому предпринимательству. Они созданы и действуют в 51 муниципальном образовании области. Только за два года действия областной и муниципальных программ развития малого предпринимательства процедура общественной экспертизы была проведена в отношении 60 нормативных правовых актов.

Более содержательными стали и темы, обсуждаемые на заседаниях Советов.

Хочу поблагодарить за активную работу Советы в городах Гуково, Таганроге, Белокалитвинском, Заветинском, Кагальницком, Каменском, Константиновском, Куйбышевском, Обливском, Песчанокопском, Семикаракорском, Октябрьском, Миллеровском и Шолоховском районах.

Эффективной формой взаимодействия бизнеса и власти являются общественные приемные и телефоны «горячей линии». В качестве примера успешного опыта рассмотрения обращения граждан, посредством такой формы могу привести работу Советов Веселовского, Верхнедонского, Аксайского районов.

Хочется выразить надежду, что положения федерального закона о создании координационных и совещательных органов будут реализованы в этом году и в г.г. Батайске, Волгодонске, Дубовском и Советском районах.

        

Еще один акцент, необходимо сделать, на положение Федерального закона, предоставляющее право органам государственной власти разрабатывать меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора).

Вы знаете, что областная МВК по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства достаточно эффективно работает на протяжении уже ряда лет. Теперь работа таких структур не просто пожелание или позиция области, а право, которое нам делегировано законодательно. Мы и своим областным законом планируем закрепить работу действующей областной Комиссии на законодательном уровне.

Теперь хочу остановиться на тех проблемах, которые, к сожалению никуда не делись и продолжают оказывать негативное влияние на работу малых и средних предприятий. Они отражены в данных мониторинга, исследованиях, которые проводятся по заказу минэкономики области и базируются на анализе обращений предпринимателей в органы государственной власти и объекты инфраструктуры.

В первую очередь это трудности, связанные с вхождением в бизнес, отсутствие производственных, торговых, офисных площадей, недостаточность стартового капитала, отсутствие элементарных знаний по вопросам регистрации, получение разрешительных документов, подключение к услугам предприятий – естественных монополий;

  • несовершенство действующего законодательства;
  • сложности с доступом к финансовым ресурсам;
  • факты необъективного подхода к реализации прав и законных интересов предпринимателей, при проведении контрольных мероприятий органами власти.

Коротко прокомментирую обозначенные проблемы, и, как мы сегодня пытаемся их решать, а также какие видим возможности по формированию и реализации новой Программы.

Проблемы начинающих предпринимателей решаются нами в рамках действующей областной программы развития малого предпринимательства. Так в течение 2-х лет мы – единственные по стране реализуем такую форму поддержки, как предоставление субсидий на организацию собственного дела. За два года нами поддержано 165 проектов, из которых 157 (или 95,2%) оказались жизнеспособными. Затратив на эти цели средства областного и федерального бюджетов в общей сумме 21 млн. руб. мы обеспечили создание 1100 рабочих мест.

Особо проблематичным является решение имущественных вопросов. Сегодня эту проблему в Ростове-на-Дону и на территории области мы пытаемся решать с помощью такой формы, как создание и поддержка работы бизнес-инкубаторов. В этом году мы ввели в действие Ростовский бизнес-инкубатор, рассчитанный на 100 рабочих мест.

Но, безусловно, решить данные проблемы только с помощью областного имущества и с помощью областной Программы невозможно. Поэтому я хотела бы обратить внимание представителей муниципальных образований и подвигнуть их на то, чтобы они использовали опыт создания таких бизнес-инкубаторов, в своих муниципальных программах.

Хотелось бы сказать, что софинансирование создания бизнес-инкубаторов сегодня можно осуществлять и с помощью областной программы и с использованием средств федерального бюджета.

Для повышения информированности начинающих предпринимателей и граждан, желающих организовать собственное дело, нами реализуется несколько мероприятий, в числе которых софинансирование разработки и реализации образовательных проектов, развитие консалтинговой инфраструктуры.

Особое внимание уделяется развитию молодежного предпринимательства. Я бы здесь отметила два года успешной работы Бизнес школы молодого предпринимателя.

В планах текущего года – распространить данный проект на всей территории области путем внедрения дистанционного обучения.

Сегодня у нас, находится в работе предложение Межрегиональной молодежной общественной организации «Молодежная школа предпринимательства».  

Область включилась в реализацию этого образовательного проекта.

Порядка 100 человек, чьи проекты признают лучшими, смогут получить гранты на софинансирование своих проектов.

 

Много говорилось о ситуации с подключением к услугам предприятий естественных монополий.

Вопрос отдельно обсуждался в сентябре прошлого года на заседании областной МВК по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства. Первым результатом стало подписание Соглашения между минэкономики и ООО «Ростоврегионгаз» при поддержке управления федеральной антимонопольной службы по Ростовской области.

Хотелось бы напомнить, что ООО «Ростоврегионагаз» в пределах своих полномочий взял на себя обязательства по упрощению договорной работы с теми субъектами хозяйственной деятельности, у которых объем потребления газа составляет менее  50 000 м3 в год, освободив их от штрафных санкции и ограничений a[1]за перерасход и недобор газа.

Наша задача теперь - отслеживать реализацию данного соглашения в отношении отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предприниматели отмечают и проблемы, связанные с технологическим присоединением к энергосетям.

Во - первых, стоимость такого присоединения обходится предприятиям до 30 тыс. руб. за подключение 1 кВт электроэнергии. Внесение такой платы не по силам не только предприятиям малого и среднего звена, но и многим крупным компаниям.

Во - вторых, оформление договора технологического присоединения к энергосетям занимает полгода. Это во многом связано с отсутствием публичного договора технологического присоединения, а также регламента прохождения и оформления таких документов.

В этой связи, в рамках областной МВК необходимо:

  • вносить инициативы по упрощению доступа субъектов малого предпринимательства к услугам естественных монополий;
  • проработать механизмы снижения тарифов при присоединении для субъектов малого бизнеса.

Есть также несколько примеров конкретной работы по упрощению взаимодействия предпринимателей с разрешающими и контролирующими структурами по итогам этого года.

Бизнес поднимал вопросы в части экологического нормирования, отчетности за негативное воздействие на окружающую среду и лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов производства.

Хотела бы проинформировать присутствующих о том, что 7 февраля текущего года, по инициативе межведомственной комиссии, Законодательным Собранием области утверждено и инициировано обращение к Правительству РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ по вопросам:

  • введения для субъектов малого и среднего предпринимательства упрощенной системы отчётности по плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • уточнения норм действующего законодательства в части применения требований лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Обозначена позиция РО о необходимости устранения противоречий в федеральном законодательстве, путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления», закрепляющих полномочия субъектов  Российской Федерации в области  обращения с отходами.

Сейчас, обозначая те проблемы, которые мы с вами совместно решали, или пытались решить мы, таким образом, намечаем новые подходы при определении мероприятий нашей новой Программы.

 

Проблема доступа к финансовым ресурсам актуальна сегодня, как и всегда, и в первую очередь для инновационных предприятий.

В то же время, учитывая, что сегодня основной акцент в развитии малого сектора экономики делается на развитие инновационных проектов нам необходимо предусмотреть в Программе специальный раздел, который предполагал бы работу органов государственной власти по созданию новых, дополнительных условий для реализации инновационного бизнеса.

Проблема финансовой поддержки частично решается через Областную целевую программу развития малого  предпринимательства в РО, федеральные программы «СТАРТ», «УМНИК» и «ТЕМП», где предусматривается финансирование лучших инновационных проектов, грантов для молодых студентов и поддержку на дальнейшее развитие работающего бизнеса из Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Хотела бы сказать, что в 2007 году из средств областного и федерального бюджетов около 30 СМП области, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, получили субсидии на компенсацию части стоимости приобретенных основных средств и программного обеспечения,  процентной ставки по кредитам или лизинговым платежам,  затрат, связанных с участием СМП в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проведением сертификации по международным стандартам, компенсации арендных платежей на общую сумму более 5 млн. рублей.

В этом году, уже в рамках реализации проекта «СТАРТ» по финансированию лучших проектов в научно-технической и инновационной сфере, конкурсной комиссией по ЮФО было рассмотрено более 400 заявок, 62 из которых представлены Ростовской областью.

Хотелось бы сказать, что это несомненная заслуга Южного Федерального университета, который занял такую позицию, что конкурсная комиссия на сегодняшний день осуществляет свою деятельность на базе университета.

Серьезным шагом по популяризации деятельности инновационных предприятий стал Международный Экономический Форум «Малый бизнес Дона». В рамках Форума состоялась IV-я специализированная межрегиональная выставка инновационной продукции и научно-технического потенциала Юга России «Высокие технологии XXI века».

В этом году мы намерены реализовать целый комплекс мер для решения ряда проблем инновационного бизнеса, в том числе содействовать созданию благоприятных условий его развития:

  • проведение исследований по вопросу тенденций развития субъектов малого и среднего предпринимательства инновационной сферы (о проблемах и перспективах развития инновационного бизнеса в Ростовской области, оценки инновационного потенциала области);
  • организации Южной венчурной ярмарки, где инновационные проекты получат возможность встречи с потенциальными инвесторами и возможно это даст толчок к решению проблем венчурного финансирования.
  • создания коучинг-центра для подготовки инновационных менеджеров по основам теории изобретений, патентного права и др.

Однако, для развития инновационных предприятий требуются дополнительные меры. Надеюсь, они будут предложены сегодня на заседании Совета и МВК.

Еще хотела бы особое внимание обратить на необходимость продолжения работы в части подготовки предприятий, продвигающих свою продукцию на международные рынки.

Исследование тенденций развития субъектов малого предпринимательства – участников внешнеэкономической деятельности 2007 года показали, что существует целый ряд проблем, возникающим перед малым бизнесом – участником ВЭД. Наряду с общими проблемами, присущими малому сектору экономики, можно выделить и специфические – это проблемы возмещения НДС, сложности, связанные с сертификацией продукции за рубежом и оформлением экспортных операций, таможенных процедур.

Нами реализуется ряд мероприятий для снижения остроты этих проблем. Это  финансирование части затрат по выставочно-ярмарочным мероприятиям, по выполнению обязательных требований законодательства РФ и страны импортера и сертификации по международным стандартам. 

Нами предлагается в этом году посвятить одно из заседаний МВК вопросам административных барьеров на пути экспортно-ориентированного бизнеса на этапе вступления России в ВТО.

Так как, очевидно, что мер, реализуемых в рамках действующей программы явно недостаточно, хотелось бы сказать о том, что в последнее время мы отмечаем явное снижение активности со стороны наших партнеров управления «Роспотребнадзора» и управления внутренних дел Ростовской области по реализации совместных соглашений по снижению административных барьеров. Надеюсь, что руководителями данных структур будет проведен соответствующий анализ, и соглашения будут реализовываться по-прежнему также активно, как и раньше.

В этом году нам предстоит разработать Областную целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы.

В настоящее время формируется состав рабочей группы, которая будет осуществлять работу по подготовке проекта Программы. Мы планируем, что ее состав будет утвержден Губернатором области.

Управлением развития малого и среднего предпринимательства и межрегиональных связей разработана Концепция проекта Программы, которую вам сегодня раздали.

Я хочу в двух словах сказать о ней. В Концепции дан краткий анализ проблем малого и среднего предпринимательства. Этот раздел будет базовым для формирования аналитической части Программы.

Затем предложены метод и способы решения проблем. Здесь мы постарались показать комплекс взаимосвязанных решений, которые позволят создать условия для организации бизнеса и дальнейшего ведения предпринимательской деятельности.

Исходя из способов решения проблем, мы предложили перечень мероприятий, который может и должен быть дополнен. Наряду с апробированными мероприятиями, мы предложили новые. Среди них  такие как:

  • содействие созданию коучинг-центров для инновационных предприятий;
  • компенсация затрат по подготовке проектно-сметной документации при оформлении лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также получение лицензии на осуществление сбора, использования, обезвреживания, транспортировке и размещения опасных отходов, уплате процентной ставки по кредитам (займам), компенсация затрат на подключение к газовым  и электросетям и т.д.

Я хотела бы, чтобы сегодня выступающие кратко высказывались по этому поводу и давали свои предложения.

В этом году мы приступаем к новому формату взаимодействия с муниципальными органами власти - это софинансирование муниципальных программ из средств, предусмотренных на реализацию областной целевой программы. Надеемся, что это станет реальной поддержкой малого бизнеса на местном уровне, а также покажет реальную ситуацию по развитию предпринимательства и работы органов муниципальной власти в этом направлении.

В настоящее время у нас на рассмотрении находится 15 муниципальных программ. Мы надеемся, что опыт реализации софинансирования этих программ в т.г. поможет определить направления работы с муниципальными образованиями области  на 2009-2011 годы.

Уважаемые коллеги, завершая свое выступление, я хотела бы призвать к совместной работе руководителей органов местного самоуправления, муниципальных  Советов и МВК, так как, период действительно достаточно сложный. В этом году мы должны разработать новую областную Программу и наметить пути ее реализации. И конечно же, наибольший эффект достигается в том случае, когда Областная программа тесно перекликается с программами на местах, которые наполнены реальным содержанием и реальными деньгами.

Благодарю за внимание!


[1]за невыбранные суточные и месячные объемы поставки газа; за перебор газа сверх суточного договорного объема; от принудительного ограничения поставки газа при перерасходе газа свыше суточного договорного объема; от обязанности ежесуточного информирования поставщика газа об объемах принятого – поставленного газа.

____________________________________________

<<<< Информация о заседании 25 марта 2008 года

<<<< Раздел "Малое предпринимательство"

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:29:58|
Изменено:
12.04.2013 13:38:34|
Количество просмотров:
104

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации