Новый сайт

Тезисы выступления министра экономики В.Е. Дерябкина к заседанию Совета по малому предпринимательству «Формирование положительного имиджа – важная часть экономической политики Администрации Ростовской области», 15.09.06

 

Уважаемые члены Совета, коллеги, приглашенные!

Совет по малому предпринимательству, как общественное формирование при Администрации области, создан для практического взаимодействия областных органов власти и представителей предпринимательских кругов, консолидации их интересов для выработки предложений по основным направлениям развития малого предпринимательства и участия в реализации экономической политики региона.

Почему планомерно рассматривая различные экономические, административные проблемы бизнеса, мы сегодня поднимаем вопрос укрепления социального статуса предпринимателя, уважения к этой профессии?

Ответ очевиден.

Малый бизнес - важнейшая часть донской экономики. Он обеспечивает формирование конкурентной среды, самозанятость населения и  стабильность налоговых поступлений.

Количество малых предприятий постоянно возрастает, в настоящее время их более 30 тысяч.   

С учетом индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств в области действует свыше 140 тысяч субъектов малого предпринимательства.

Объем производства продукции, выпущенной малыми предприятиями в 2004 году, составлял 28 % к ВРП. С 2005 года оценочным показателем работы малых предприятий является «оборот». Так, доля малого бизнеса в обороте по полному кругу предприятий области по итогам 2005 года составила уже 38,3%.

Развитие предпринимательства во многом связанно с инвестиционной активностью малых предприятий. Если в 2002 году объем инвестиций малых предприятий составлял более 1,8 млрд.рублей, то к концу 2005 года этот показатель увеличился в 4 раза и составил 7,3 млрд.руб. По инвестициям Ростовская область занимает 3 место в РФ и 2 место в ЮФО.

По большинству же показателей развития малого бизнеса область входит в первую десятку российских регионов, а по отдельным индикаторам – в первую пятерку.

В нашей области третий год реализуется Положение об общественной экспертизе нормативных правовых актов, регулирующих развитие предпринимательства. Таким образом, решения, связанные с налогообложением, размещением бизнеса, распределением средств финансовой поддержки, принимаются с учетом мнения предпринимателей.

В ВУЗах области внедряются специализации, связанные с изучением малого бизнеса. Увеличивается количество выпускников, которые избирают предпринимательство своей профессией. В учебных заведениях всех уровней внедряются спецкурсы по малому бизнесу – от Губернаторской программы подготовки управленческих кадров и до внедрения учебных планов по рабочим профессиям с основами малого предпринимательства в профессиональных училищах и лицеях. Учебные заведения при подготовке специалистов ориентируются на рынок частного предпринимательства. Появляются новые профессии, которые востребованы сегодня, прежде всего в малом и среднем бизнесе, - это и менеджмент в сфере гостиничного и туристического бизнеса, управление инновациями, специалисты по рекламе, логистике. Ежегодно готовятся десятки юристов, экономистов для реальной экономики.

Третий год нами проводятся рейтинговые конкурсы на звание «Лучший предприниматель Дона», постепенно растет уважение к профессии предпринимателя.

Я бы отметил возрастающую роль в этом процессе бизнес-объединений.

Мы с вами увидели видео-фильм, который подготовлен одним из таких объединений – «Деловой Россией». Это хороший пример того, как организованное бизнес-сообщество пропагандирует своих членов, показывая их и как успешных бизнесменов, и участников гуманитарных и образовательных акций, и людей с многообразными интересами. В итоге, растет самоуважение бизнеса, доверие к нему общества, укрепляется репутация области как региона с благоприятным бизнес-климатом.

Объединения предпринимателей являются связующим звеном между бизнесом и властью, обеспечивая обратную связь. Большинство областных объединений находятся на этапе интенсивного развития. Они демонстрируют примеры высокой организованности и играют заметную роль в развитии различных отраслей или видов предпринимательской деятельности. Помимо названного, это и Торгово-промышленная палата Ростовской области, и Союз работодателей, и Ассоциация руководителей и специалистов малых предприятий, другие. И все они уделяют большое внимание работе с малым бизнесом, привлечению предпринимателей к общественной работе.

На сегодня бизнес-объединения стремятся, готовы и активно участвуют в формировании диалога бизнеса и власти, экономической и общественной жизни области, города.

Таким образом, это позволяет нам сегодня вырабатывать и проводить согласованную политику в сфере предпринимательства, обеспечивать взаимодействие органов исполнительной власти, местного самоуправления и субъектов бизнеса при подготовке предложений, концепций и иных документов, связанных с регулированием предпринимательской деятельности.

Так, в начале года нами был сформирован перечень мероприятий, направленных на совершенствование взаимодействия бизнеса и власти. Данный комплекс мер, утвержденный решением коллегии АРО, направлен на создание благоприятного бизнес-климата, на развитие социального партнерства, на повышение предпринимательской активности, формирование положительного имиджа предпринимателей.

Так, по инициативе Союза работодателей силами самого бизнес-сообщества разработан «Кодекс социально ответственного бизнеса». Этот документ доброволен для предпринимателей, но он решает задачи не только внедрения более эффективных моделей ведения бизнеса, но и повышения конкурентоспособности продукции и услуг.

Сегодня, помимо этого и тех форм поддержки малого бизнеса, которые применяются в нашей области уже не первый год, мы начали работать над реализацией решения Правительства РФ от 24.05.2006 «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства». И если в основных пунктах решения перечислены давно и хорошо знакомые проблемы, такие как:

  • отсутствие современных законодательных основ;
  • значительные административные и «рыночные» барьеры;
  • отсутствие доступа к финансовым ресурсам;
  • несовершенное налоговое администрирование;
  • отсутствие доступа к недвижимому имуществу.

То впервые перед органами власти всех уровней обозначена проблема недостаточной общественной защиты интересов и прав предпринимателей и повышения престижа предпринимательской деятельности.

По этим вопросам также Правительством РФ даны поручения федеральным министерствам и ведомствам.

Все названные меры отражают отношение органов власти к предпринимателям и направлены на укрепление их социального статуса.

Уважаемые участники!

Меценатство и благотворительность традиционно считаются основными показателями социальной ответственности бизнеса, его зрелости, эти формы определяют имидж предпринимательства, деловую репутацию фирмы.

На сегодня многие предприниматели Ростова и области занимаются благоустройством территорий, оказывают помощь школам, детским садам, интернатам, пенсионерам и инвалидам. Фермеры участвуют в ремонте дорог, обеспечивают работников льготными путевками и санаторно-курортным лечением.

Благотворительность предпринимателей заслуживает всяческой благодарности, поддержки и уважения.

Серьезный опыт ростовского бизнеса в этой сфере позволяет нам говорить о следующем этапе – о необходимости формирования социальной политики бизнеса.

Недостаточная активность предпринимателей в решении социальных проблем – причина недостаточно адекватного отношения большинства населения к бизнесу в целом.

Уровень социальной ответственности бизнеса определяется, в том числе, его социальными инвестициями, направленными на решение проблем: в сфере занятости, образования, жилья, безопасности труда, охраны окружающей среды.

Социальная ответственность, а, следовательно имидж, начинается с полного исполнения законодательства, в том числе налогового, выплаты «белой» заработной платы без использования «конвертов», постоянного повышения качества услуг и продукции, активности при участии в общественной жизни региона и в реализации национальных проектов.

Причины того, что социальная ответственность не стоит в числе приоритетов предпринимателя, очевидны. По меркам проверяющего, предприниматель – это всегда нарушитель. По данным последнего социологического опроса предпринимателей, проведенного минэкономики, проблема проверок никуда не делась. В 2005 г. – 35,2%, а 2006 г. – 28,9% опрошенных (показатель несколько снизился) считают проверки риском, который может повлечь потерю бизнеса. Ряд последних изменений, связанных с регулированием алкогольного рынка, также ударил по предпринимателям.

Однако есть и положительная динамика. Данные того же соц. опроса подтверждают, что трудности в отсутствии информации о потребностях регионального рынка отмечает всего 13,3% опрошенных, тогда как год назад это являлось проблемой для 39,6% предпринимателей.

Более доступными, по мнению предпринимателей, стали кредитные ресурсы. Если в 2005 году эту проблему считали особо острой 35,2% опрошенных, то в 2006 году эта цифра упала до 28,9%.

Большинство опрошенных продолжает считать, что на территории Ростовской области действуют разумные ставки и удобный в использовании налоговый режим. Так, в 2005 году это отмечали 45,5 % предпринимателей. В 2006 году эта цифра увеличилась еще на 0,8%.

Таким образом, снимая проблемные вопросы предпринимателей, мы даем толчок к проявлению социальной ответственности.

Имидж бизнеса – это те товары и услуги, которые он производит.

И говоря об имидже областного бизнеса, необходимо уже говорить об увеличении конкурентоспособности его товаров и услуг на внешнем рынке.

Для решения этой задачи минэкономики разработана и одобрена коллегий АРО областная программа развития экспорта, во многом сориентированная на помощь экспортерам – субъектам малого бизнеса.

Вывоз продукции донских предпринимателей, в том числе на экспорт, в 2005 году составил 69 млрд. руб., что на 32,5% больше, чем в предыдущем году. При этом доля малого бизнеса в объеме экспортных поставок области составляет около 26,4% от объема экспортных операций.

Постоянно увеличивается объем вывоза продукции донских предпринимателей в другие регионы. Так, за 2005 год – это 53,8 млрд. руб. или на 23,9% больше, чем на год ранее.

Закрепить эту динамику невозможно без новых подходов к организации и ведению бизнеса. Необходима реорганизация всей системы управления предприятий, в частности, внедрение сертификации систем менеджмента качества и социальной ответственности по международным стандартам, что позволит повысить конкурентоспособность и качество выпускаемой малыми предприятиями продукции.

Сейчас наблюдается тенденция к увеличению числа организаций, желающих сертифицироваться по международным стандартам. Это обстоятельство – несомненный признак того, что бизнес осознал, что сертификация необходима в целях повышения конкурентоспособности.

Для привлечения как можно большего числа предпринимателей к этим процессам, в рамках Программы развития малого предпринимательства предусмотрены субсидии субъектам малого бизнеса на возмещение затрат на сертификацию по международным стандартам. В настоящее время нами рассматриваются заявки предприятий из городов Ростов, Таганрог, Каменск-Шахтинский  и Зерноградского района.

Мы планируем совместно с бизнес-объединениями эту работу продолжать, расширяя информационную, образовательную работу с предпринимателями.

Уважаемые участники заседания!

Региональная программа развития малого бизнеса постоянно нуждается в корректировке, это документ, который должен отражать потребности каждодневной жизни предпринимателей области.

Давайте обсуждать ее с точки зрения необходимых корректировок в том аспекте, о котором мы будем говорить сегодня. На ноябрь месяц запланировано внесение очередных изменений и рассмотрение новой редакции Программы на Законодательном Собрании области.

В этой связи более детально мы обсудим предложения предпринимателей на очередном Форуме «Малый бизнес в экономике Дона», которому мы придаем уже статус международного, планируя участие немецких партнеров. Это придаст новый рост, даст возможность нашему бизнесу научиться работе по международным стандартам, учесть опыт зарубежных партнеров по продвижению бизнеса.

Мое выступление достаточно сжато. Это сделано сознательно, зная о том, что тема вызвала большой интерес у руководителей предприятий, бизнес-объединений, руководителей и представителей ведущих СМИ, муниципальных образований.

Хотелось бы на Совете выслушать всех желающих и принять решение.

Спасибо за внимание, приглашаю всех к диалогу.

_____________________

<<<< Заседания совета

<<<< Информация о совете

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:22:20|
Изменено:
23.01.2007 17:53:00|
Количество просмотров:
69

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации