Новый сайт

Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы


Утверждена Областным законом от 26.12.05 № 423-ЗС,

в редакции областных законов от 17.07.06 № 524-ЗС, от 28.11.06 № 595-ЗС, от 28.09.07 № 770-ЗС, от 03.10.07 № 781-ЗС, от 20.11.07 № 813-ЗС, от 11.12.07 № 826-ЗС, от 12.08.08 № 64-ЗС.

Отчет о ходе реализации Областной целевой программы:


Паспорт
областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы

Наименование
программы

Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы (далее – Программа)

Наименование документов, регламентирующих разработку Программы

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Областной закон от 13 мая 2008 года № 20-ЗС «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области»

Решение коллегии Администрации области от 28 февраля 2005 года № 22

Постановление Администрации области от 20 апреля 2005 года № 137 «О разработке областной целевой программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы»

Государственный заказчик Программы

Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области

Заказчик работ по выполнению Программы

Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области

Разработчик проекта и ответственный исполнитель Программы

Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области (управление развития малого предпринимательства и межрегиональных связей)

Цель Программы

Развитие малого и среднего предпринимательства в Ростовской области посредством выравнивания условий для ведения предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях

Задачи Программы

Повышение роли малого и среднего бизнеса в борьбе с бедностью, в обеспечении занятости населения, создании качественных рабочих мест и повышении доходов населения.

Обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области.

Наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера.

Повышение уровня заработной платы работников, занятых в малом и среднем секторе экономики.

Увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса.

Увеличение количества рабочих мест.

Увеличение налоговых поступлений отмалого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней.

Рост объема инвестиций в сфере малого и среднего бизнеса.

Контингент охвата Программой

1. По организационно-правовой форме:

1) юридические лица;

2) индивидуальные предприниматели.

2. По уровню развития предпринимательской деятель­ности:

1) начинающие субъекты малого предпринимательства (далее – СМП);

2) развивающиеся субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП);

3) устойчиво действующие СМСП

Сроки и этапы  реализации Программы

2006-2008 годы

Перечень основных разделов Программы

Финансово-кредитное обеспечение, развитие микрофинансирования.

Развитие СМСП инновационной сферы.

Поддержка экспортно-ориентированного бизнеса, развитие международного и межрегионального сотрудничества СМСП.

Образовательное обеспечение.

Организационное обеспечение, содействие созданию и развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства).

Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.

Ресурсное обеспечение Программы

Всего: 162 234 754,4 тыс.рублей, в том числе:

1) средства областного бюджета – 313 820 тыс.рублей;

2) средства федерального бюджета – 76 584 тыс. рублей;

3) средства местных бюджетов – после утверждения соответствующих бюджетов;

4) средства коммерческих банков – 155 689 255,6 тыс. рублей;

5) средства прочих исполнителей и участников –
6 155 094,8 тыс.рублей

Приоритеты в оказании поддержки

1. Инновационная деятельность.

2. Экспортно-ориентированный бизнес, развитие международного и межрегионального сотрудничества СМСП.

3. Реализация инвестиционных проектов, создающих новые качественные рабочие места.

4. Реализация проектов СМСП в шахтерских территориях и сельских районах.

5. Сельхозпроизводство и сельхозпереработка.

6. Коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда.

7. Здравоохранение.

8. Бытовое обслуживание населения в сельских районах.

9. Защита окружающей среды.

10.Въездной и внутренний туризм, развитие гостиничного комплекса

Ожидаемые конечные результаты Программы

1. Обеспечение за годы действия Программы темпа роста оборота малых предприятий не менее 130 процентов.

2. Обеспечение за годы действия Программы темпа роста среднемесячной заработной платы на малых предприятиях не менее 130 процентов.

3. Увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в формирование областного и консолидированного бюджетов.

4. Создание дополнительных рабочих мест, обеспечение темпов роста числа занятых в малом бизнесе за годы действия Программы 101,5-103 процентов.

Управление Программой, формы и порядок осуществления контроля за реализацией мероприятий

Координацию деятельности исполнителей по реализации Программы осуществляет министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей (управление развития малого предпринимательства и межрегиональных связей)

Контроль за исполнением Программы:

1. Законодательное Собрание Ростовской области.

2. Администрация Ростовской области

 

I. Анализ состояния и прогноз развития малого предпринимательства в Ростовской области

В 2005 году заканчивает действие программа развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы.  Программный подход позволил проводить планомерную работу по созданию более благоприятного предпринимательского климата в Ростовской области, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы СМП, контролировать исполнение намеченных результатов.

Индикаторами создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Ростовской области стали тенденции роста количества СМП, численности занятых в малом секторе экономики, уровня среднемесячной заработной платы, объемов выпуска продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в этой сфере ( приложение 1 ).

На момент разработки Программы в малом секторе экономики Ростовской области сложилась следующая ситуация. Всего действует около 150 тысяч СМП, в том числе 29 тысяч малых предприятий и 103,5 тысяч индивидуальных предпринимателей, а также 15,7 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств в форме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выстраивается система взаимодействия органов власти с предпринимателями, формируется инфраструктура поддержки малого бизнеса.

В 39 муниципальных районах и городских округах из 55 созданы и действует более 100 объектов инфраструктуры. В их числе микрофинансовые организации – это кредитные кооперативы, фонды поддержки малого предпринимательства и местного развития, другие объекты инфраструктуры, выдающие займы СМП (далее – микрофинансовые организации); информационные, консультационные организации и учебно-производственные площадки для  начинающих предпринимателей – это агентства поддержки малого и среднего бизнеса, информационно-консалтинговые центры по обслуживанию малого агробизнеса, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы  и технопарки.

Растет банковская сеть, предлагающая малому бизнесу различные про­граммы кредитования - от краткосрочных займов до долгосрочных инвести­ционных кредитов. Активизировалась деятельность лизинговых компаний.

В городских и муниципальных районах разработаны и реализуются муниципальные программы развития малого бизнеса.

Ежегодно рассчитываемая доля объема продукции малых предприятий в структуре валового регионального продукта имеет тенденцию к росту, и по состоянию на 1 января 2005 года составила 27,8 процента.

Основные показатели деятельности малых предприятий в первом полугодии 2005 года следующие:

  • оборот малых предприятий – 122,5 млрд.рублей;
  • доля малых предприятий в объемах отгруженных товаров собственного производства и выполнении работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий промышленных видов деятельности – 20 процентов;
  • доля оборота малых предприятий оптовой торговли – 63,5 процента;
  • доля оборота малых предприятий розничной торговли –33,2 процента;
  • среднемесячная заработная плата на малых предприятиях – 3846 рублей;
  • доля инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций, использованных на развитие экономики области – 10,9 процента.

СМП привлекаются к выполнению государственных и муниципальных заказов, получают финансовую поддержку из средств областного и местных бюджетов, финансово-кредитных учреждений и лизинговых компаний в форме кредитов, субсидий, гарантий, лизинга оборудования.

С целью развития инвестиционной и инновационной деятельности малых предприятий на региональном уровне сформирована законодательная база, реализуются мероприятия, нацеленные на привлечение инвестиций в различные виды деятельности, в том числе в инновационной сфере. Так, в 2007 году планируется создание фонда, осуществляющего финансирование инновационных проектов субъектов малого предпринимательства. Содействие развитию данного фонда будет осуществляться на условиях долевого софинансирования из средств федерального и областного бюджетов.

За последние 2,5 года увеличены масштабы образовательного и информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Разработаны учебные программы и типовые планы, позволяющие повышать уровень квалификации начинающих и действующих предпринимателей. Регулярно проводятся семинары по актуальным вопросам предпринимательской деятельности, издается справочная и методическая литература. Информационный портал расширен за счет привлечения региональных СМИ к освещению мероприятий государственной поддержки малого бизнеса.

Создание и организация работы Советов по малому предпринимательству, специализированных межведомственных комиссий укрепило взаимодействие с предпринимательским сообществом, его доверие к органам представительной, исполнительной власти и местного самоуправления, а также позволило принимать оперативные и оптимальные решения.

Развитие межрегионального сотрудничества открыло доступ СМП к рынкам других регионов, позволило наладить взаимовыгодный товарообмен.

Проведение социологических опросов, маркетинговых и статистических аналитических исследований позволило своевременно определять остроту и количество нерешенных проблем, реагировать на них, внося соответствующие изменения в программные мероприятия. Кроме того, результаты социологических опросов легли в основу формирования мероприятий государственной поддержки и нашли отражение в методических рекомендациях администрациям муниципальных образований по разработке муниципальных программ развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы.

В то же время несмотря на улучшение правовых и финансово-экономи­ческих условий не решены проблемы:

  • снижения излишнего администрирования, оказания помощи при «вхождении» в бизнес новым участникам рынка;
  • повышения образовательного и информационного уровня предпринимателей;
  • облегчения доступа СМП к финансовым и инвестиционным ресурсам;
  • развития инновационного и экспортно-ориентированного малого бизнеса;
  • обеспечения занятости населения в труднодоступных и экономически депрессивных территориях, повышения уровня официально регистрируемой заработной платы, борьбы с бедностью.

Мероприятия, нацеленные на решение данных проблем, изложены в приложении 2 и определены объемы и источники их финансирования согласно приложение 3.


II. Цель и задачи программы

Целью Программы является развитие малого и среднего предпринимательства в Ростовской области. Для этого необходимо принятие мер по выравниванию условий для его развития в муниципальных образованиях.
С 2006 года реформа местного самоуправления охватит все территории области. Количество муниципальных образований увеличится до 463, в том числе наиболее крупными из них будут городские округа – 12 единиц и муниципальные районы – 43 единицы.

Последовательная работа по формированию сети объектов инфраструктуры, оказанию содействия в создании конкурентной среды на рынке финансовых услуг будет продолжена в 2006-2008 годах.

Для достижения цели намечается решить следующие задачи:

  • повышение роли малого и среднего бизнеса в борьбе с бедностью, в обеспечении занятости населения, создании качественных рабочих мест и повышении доходов населения;
  • обеспечение тесного взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области;
  • наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера;
  • повышение уровня заработной платы работников в малом и среднем секторе экономики;
  • увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса;
  • увеличение количества рабочих мест;
  • увеличение налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней;
  • рост объема инвестиций в сфере малого и среднего бизнеса.

Особое внимание в Программе уделено будущим предпринимателям из числа учащейся молодежи, начинающим предпринимателям из числа социально незащищенных слоев населения. Кроме того, с целью повышения уровня доходов и обеспечения занятости населения, продолжится практика комплексной поддержки безработных граждан, желающих организовать собственное дело.

Реализация цели и задач будет осуществляться за счет комплексного выполнения настоящей Программы и муниципальных программ развития малого предпринимательства, их взаимного дополнения. Для увеличения объемов финансирования Ростовская область в лице уполномоченного органа – министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области будет участвовать в конкурсах, проводимых Правительством Российской Федерации, на получение средств федерального бюджета, выделяемых на оказание государственной поддержки СМП.


III. Сроки и этапы реализации

Настоящая Программа рассчитана на среднесрочный период – 2006-2008 годы. Мероприятия будут выполняться в соответствии со сроками согласно приложению 2. С учетом происходящих в экономике реформ мероприятия могут быть скорректированы в установленном порядке.

Этапов реализации Программы не предусматривается, поскольку программные мероприятия будут реализовываться весь период.


IV. Ожидаемые конечные результаты рограммы

При определении эффективности реализуемых на региональном уровне мер используются следующие индикаторы:

  • обеспечение за годы действия Программы темпа роста оборота малых предприятий не менее 130 процентов;

  • обеспечение за годы действия Программы темпа роста среднемесячной заработной платы на малых предприятиях не менее 130 процентов;

  • увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в формирование консолидированного бюджета Ростовской области;
  • создание дополнительных рабочих мест, обеспечение темпа роста числа занятых в малом бизнесе за годы действия Программы 101,5-103 процента.

Оценка результативности действия Программы будет проводиться по результатам отчетного года, мониторинг развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области – ежеквартально.

Оценка развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях будет производиться соответствующей администрацией. Работа администраций муниципальных образований в части содействия развитию малого бизнеса будет оцениваться по методике оценки, утвержденной решением коллегии Администрации Ростовской области от 26 сентября 2005 года № 97.


V. Перечень основных разделов программы 

Программа содержит 83 мероприятия, сформированных по 6-и разделам. Основные разделы Программы сформированы с учетом проблем, требующих решения на региональном уровне, а именно:

1) финансово-кредитное обеспечение, развитие микрофинансирования – 21 мероприятие;

2) развитие СМСП инновационной сферы – 12 мероприятий;

3) поддержка экспортно-ориентированного бизнеса, развитие международного и межрегионального сотрудничества СМСП 15 мероприятий;

4) образовательное обеспечение – 9 мероприятий;

5) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности – 9 мероприятий;

6) организационное обеспечение, содействие созданию и развитию объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства – 17 мероприятий.

 

VI. Ресурсное обеспечение программы

На реализацию мероприятий Программы предполагается направить средства из бюджетных и внебюджетных источников.

1. Бюджетные источники:

1) федеральный бюджет:

  • средства, выделяемые на конкурсной основе субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки СМП в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами;
  • средства, предусмотренные в Федеральном фонде компенсаций, в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с письмом управления государственной службы занятости населения Ростовской области от 28 апреля 2005 года № 241 по финансированию Программы;

2) областной бюджет – средства, предусмотренные на исполнение мероприятий настоящей Программы в областном законе об областном бюджете;

3) местные бюджеты – объемы и направления финансирования мероприятий Программы определяются соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (прогнозируются как возможный источник средств без указания сумм).

Объемы бюджетных средств ежегодно уточняются в соответствии с принимаемыми нормативными правовыми актами о соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.

2. Внебюджетные источники:

1) средства коммерческих банков – кредитные ресурсы, заявленные банками для кредитования СМП в соответствии с письмами банков:

  • Донкомбанк – № 13-1215 от 24.05.2005;
  • Банк Москвы (Ростовский ф-л) – № 23.ОКБ-02/1329 от 15.04.2005;
  • ФондСервисБанк (Ростовский ф-л) – № 513 от 28.03.2005;
  • Газпромбанк (Ростовский ф-л) – № 955 от 19.04.2005;
  • Банк Петрокоммерц (Ростовский ф-л) – № 04-01-02/68 от 14.04.2005;
  • Внешторгбанк (Ростовский ф-л) – № 7003 от 13.07.2007;
  • Банк «Возрождение» (Ростовский ф-л) – № 02/749 от 14.04.2005;
  • МДМ-Банк (Ростовский ф-л) – № 97/1 от 12.04.2005;
  • МБРР (Ростовский ф-л) – № 1-18/1/801 от 15.04.2005;
  • Донинвест – № 572 (15) от 06.04.2005;
  • Донской народный банк – № 01/49 от 12.04.2005;
  • Национальный банк «Траст» (Ростовский ф-л) – № 335/05 от 30.03.2005;
  • Ростпромстройбанк – № 04/538 от 01.04.2005;
  • Центр-Инвест – № 09-3/3402 от 28.03.2005;
  • Юго-Западный Банк СБ РФ – № 27-01-17/3751 от 07.04.2005;
  • Южный Торговый Банк – № 1494 от 28.06.2005;
  • Россельхозбанк – № 007-11-44/025 от 25.05.2005;
  • РусьБанк (Ростовский ф-л) – № 615/04 от 11.04.2007;
  • Соцгорбанк (Ростовский ф-л) – № 228 от 30.03.2007;
  • КМБ-Банк (Ростовский ф-л) – № СМГ/11003-26-569 от 18.07.2007;
  • Промсвязьбанк (Ростовский ф-л) – № 06/447 от 09.03.2007;
  • Банк ВТБ24 (Ростовский ф-л) – № 147 от 09.03.2007;

2) средства исполнителей из числа организаций, финансирование которых осуществляется из внебюджетных источников (прогнозируются как возможный источник средств, в некоторых случаях  без указания сумм, на основании соответствующих писем организаций – соисполнителей Программы).


Финансирование мероприятий Программы

(тыс. рублей)

№ п/п

Источники финансирования

Всего

В том числе по годам

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

1.

Средства
федерального бюджета

76 584

14 234,0

62 350

-

2.

Средства
областного бюджета

313 820

91 900,0

107 900,0

114 020

3.

Средства
местных
бюджетов

В соответствии с плановыми ассигнованиями, утвержденными в соответствующих бюджетах представительными органами муниципальных образований

4.

Средства
коммерческих банков

155 689 255,6

40 832 875,0

51 965 133,4

62 891 247,2

5.

Средства
прочих
исполнителей

6 155 094,8

1 976 960,0

1 876 119,0

2 302 015,8

.

Итого

162 234 754,4

42 915 969,0

54 011 502,4

65 307 283


VII. Управление программой, формы и порядок осуществления контроля за реализацией мероприятий

Координацию деятельности исполнителей по реализации Программы осуществляет министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, которое:    

  • ежеквартально организует сбор от исполнителей и соисполнителей Программы* отчетных материалов, которые должны содержать общий объем фактически произведенных расходов, всего и в том числе по источникам финансирования, отчетную информацию об исполнении каждого мероприятия;
  • осуществляет обобщение отчетных материалов и подготовку информации о ходе реализации мероприятий Программы;
  • доводит до сведения всех заинтересованных лиц указанную информацию посредством размещения в СМИ;
  • осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий настоящей Программы;
  • готовит аналитические материалы о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства и размещает их на сайте Администрации Ростовской области;
  • одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета готовит ежегодный отчет о ходе выполнения программных мероприятий, направляет его в Законодательное Собрание Ростовской области и Контрольно-счетную палату Ростовской области в установленном порядке для сведения и контроля.

Отчет должен содержать:

  • общий объем фактически произведенных расходов, всего и в том числе по источникам финансирования;
  • перечень завершенных в течение года мероприятий;
  • перечень не завершенных в течение года мероприятий и процент их незавершения;
  • анализ причин несвоевременного завершения программных мероприятий;
  • предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и иных способов достижения программных целей либо о прекращении дальнейшей реализации Программы.

Итоговый отчет о реализации Программы в целом представляется в Законодательное Собрание Ростовской области на утверждение не позднее 1 марта года, следующего за последним годом реализации, указанным в Программе.


*) В состав соисполнителей Программы – объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства входят агентства поддержки малого и среднего бизнеса, фонды поддержки малого предпринимательства и местного развития, бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры, информационно-консалтинговые центры для предприятий агробизнеса, КФХ и ЛПХ и другие объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, основным видом деятельности которых является оказание различного рода услуг субъектам малого предпринимательства.


Приложение 1: Динамика показателей развития малых предприятий Ростовской области за 2002-2004 годы

Приложение 2: Перечень мероприятий программы

Приложение 3: Ресурсное обеспечение программы

______________________________________

<<<< Раздел "Малое предпринимательство"

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:21:30|
Изменено:
21.07.2009 10:28:00|
Количество просмотров:
673

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика