Новый сайт

Отношение жителей Ростовской области к межрегиональной интеграции как комплексу мер, направленных на устойчивое развитие экономики, улучшение качества жизни населения, укрепление российской государственности


Данное социологическое исследование проведено исследовательской компанией «Альянс Мажор» по заказу министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей  области во II полугодии 2005 года.

Цель исследования - анализ мнения жителей Ростовской области о наиболее перспективных направлениях развития межрегиональных связей как комплекса мер, направленных на устойчивое развитие экономики, улучшение качества жизни населения, укрепление российской государственности.

В исследовании приняли участие 1000 респондентов жителей городов Ростовской области из 14 различных территорий.

Для исследования были выбраны предприятия различных типов: малые (менее 20 работающих), средние (20-100 работающих) и крупные (более 100 работающих).

Всего в опросе участвовали представители 736 предприятий области всех форм собственности, причем предприятия различных отраслей, которые участвуют, по роду своей деятельности, в межрегиональном товарообмене.

Среди опрошенных были предприятия различных направлений деятельности.

Направление деятельности

Итог

%

производство

257

34,9%

торговля

425

57,7%

услуги

54

7,3%

Общий итог

736

100,0%

В Ростовскую область опрошенные предприятия ввозят самые различные товары, ассортимент которых составляет 424 наименования. Чаще других были названы комплектующие к технике, сырье, строительные материалы, одежда, посуда, бытовая техника, компьютеры, металл.

Донские товаропроизводители  вывозят из области самые различные товары, ассортимент которых составляет 472 наименования. Чаще всего были названы мебель, строительные материалы, оборудование, лакокрасочная продукция, металлопрокат, подшипники, продукты питания.

География межрегиональных связей опрошенных предприятий также чрезвычайно широка. Активнее всего донские товаропроизводители сотрудничают с партнерами  из регионов Центрального федерального округа (276 ответов) и Южного федерального округа (176 ответов). Приволжский федеральный округ – 43, Северо-Западный федеральный округ – 64, Сибирский федеральный округ – 32, Уральский федеральный округ –22, Дальневосточный федеральный округ – 18, СНГ – 32, зарубежные страны - 41.

Большинство опрошенных предприятий, использующих  в производстве продукцию и комплектующие зарубежного производства, делают закупки  на территории России, через посредников, а не напрямую за границей. Наиболее популярными российскими регионами для закупок продукции являются: Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург.

Ситуация с вывозом товаров и продукции из Ростовской области практически аналогична ввозу: вывозят скорее в другие регионы России, чем за рубеж. Регионами, в которые чаще других вывозят продукцию из Ростовской области, были названы: Москва, Московская область и Санкт-Петербург, а также ближние регионы: Краснодарский край, Ставропольский край, Волгоградская область.

Среди причин, которые создают сложности в межрегиональном взаимодействии, по мнению опрошенных, можно выделить несколько основных групп:

конкуренция (55 ответов);

транспортные сложности (93 ответа);

сложности взаимодействия с предприятиями других регионов (20 ответов);

долгое оформление необходимых документов (15 ответов);

административные барьеры (9 ответов);

недостаток информации (8 ответов);

сложности с оплатой (6 ответов).

Ответы респондентов на вопрос о влиянии развития широких связей Ростовской области с другими регионами на:

укрепление экономики                             85,8%;

улучшение жизни жителей Ростовской области - 58,5%;

увеличение в Ростовской области числа эмигрантов, разделило респондентов на три группы: 27,1%  не согласны с этим, 26,3% – полностью согласны, а 20% – согласны отчасти. При этом 26,6% респондентов затруднились дать ответ;

укрепление единого экономического пространства -– 64,9%;

укрепление государственности и сплочение россиян - 48,4%;

развитие малого бизнеса                                            - 70,5%;

решение вопросов реализации продукции донских производителей - 67,1%;

поставки в Ростовскую область необходимых товаров -66%;

усиление конкуренции и создание барьеров местным производителям, разделило респондентов на три группы: 28,7% респондентов отчасти согласны с этим, 26,2% – не согласны, а 23,6% – полностью согласны. При этом 21,5% затруднились дать ответ.

О выборе  производителей товаров, приобретаемых  жителями Ростовской области, ответы респондентов распределились так:

товары российского производства являются лидерами предпочтений потребителей в  категориях:

продукты питания                 -        91,1%;

напитки                                  -        84,8%;

алкоголь, пиво             -        75,8%;

строительные материалы      -        70,4%;

бытовая химия             -        69,9%;

мебель                                    -        69,7%.

зарубежные производители лидируют в категориях:

крупная бытовая техника - 98,2%, ведущие страны – Япония, Корея и Германия,

одежда - 84,6%, ведущие страны – Китай и Турция;

автомобили - 79,3%, ведущие страны Германия и Япония.

В категории «белье» лидируют зарубежные производители (51,6%, ведущие страны – Китай и Турция), однако следует отметить, что только в этой категории существенную долю ответов получили производители из стран СНГ (24,7%, ведущая страна Белоруссия). Кроме того, во всех товарных категориях, где сколько-нибудь значимую долю ответов получили страны СНГ, ведущей страной является Белоруссия.

В товарных категориях «обувь» и «посуда, товары для кухни» ни отечественные, ни зарубежные производители не являются абсолютными лидерами: в категории «обувь» соотношение составило, 47,7 и 57,2% ответов соответственно, а в категории «посуда, товары для кухни» - 49,5 и 43,9% ответов соответственно.

Ответы респондентов о том, по каким направлениям следует развивать межрегиональные связи распределились следующим образом.

Большинство респондентов (62,5%) полагают, что приоритетным направлением развития межрегиональных связей Ростовской области должно быть развитие экономических связей, инвестирование взаимовыгодных проектов, сотрудничество в сфере строительства, городского хозяйства, транспорта, услуг. 47,9% опрошенных полагают, что в первую очередь следует создавать приоритетные условия для российских товаропроизводителей по сравнению с зарубежными.

46,8% респондентов считают, прежде всего надлежит развивать связи между малыми предприятиями в регионах.

42,3% респондентов заявили, что в первую очередь следует развивать торговлю и расширять товарообмен между регионами.

Также значительные доли ответов получили такие варианты ответа, как: развитие культурных связей – выставки, концерты, фестивали (30% респондентов) и проведение совместных научных проектов, совместные инновационные разработки, распространение новых технологий (28,3%).

Работу администрации Ростовской области по направлениям развития межрегиональных связей  респонденты оценивали по 5-ти бальной системе.

Организация продовольственных и промтоварных выставок-ярмарок с привлечением экспонентов из других регионов России и обеспечение жителей Ростовской области продуктами питания и товарами народного потребления из других регионов – работа по каждому из этих направлений получила в среднем 3,92 балла

Также высоко была оценена работа администрации по такому направлению, как гуманитарная, инвестиционная и другая помощь регионам, оказавшимся в зоне стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях (средний балл 3,86). Несколько ниже была оценена работа администрации области по таким направлениям, как организация вывоза товаров, производимых в Ростовской области (3,77 балла) и организация культурных мероприятий совместно с другими регионами (3,73 балла). Ниже всего опрошенные оценили работу администрации Ростовской области по таким направлениям, как организация поездок детей из других регионов в Ростовскую область и их досуг (средний балл 3,43) и организация отдыха жителей Ростовской области (в том числе детей) на курортах других регионов (3,29 балла).  Средние оценки находятся в достаточно узком диапазоне, в пределах статистической погрешности, в целом работа администрации Ростовской области оценена выше среднего.

Что же сдерживает развитие межрегионального сотрудничества?

Большинство опрошенных (46,3%) полагают, что причина кроется в неблагоприятной социально-экономической ситуации в стране,

39,7% респондентов склонны считать, что сдерживающим фактором является отсутствие общегосударственной концепции и законодательной базы межрегионального сотрудничества,

34,5% опрошенных – информационный вакуум в сфере межрегионального сотрудничества.

Несколько меньше голосов получили такие варианты ответов:

не заинтересованность администраций регионов в налаживании горизонтальных связей - 21,8%;

нежелание предпринимателей развивать межрегиональное сотрудничество - 8,8%;

инертность предпринимателей в продвижении своей продукции в другие регионы - 17,7%;

не заинтересованность простых граждан в налаживании межрегиональных связей - 17,2%;

боязнь неконтролируемого потока мигрантов из других регионов - 16,9%;

не заинтересованность бизнес-среды регионов в налаживании межрегиональных связей - 16,1%.

Менее всего голосов получило высказывание о том, что причиной является отсутствие заинтересованности научной и культурной среды регионов в налаживании межрегиональных связей (9,9%) и мнение о том, что развитие межрегионального сотрудничества ничего не сдерживает, и оно идет полным ходом (7,9%). Доля затруднившихся дать ответ составила 10,8%.

В таблице представлены ответы респондентов по вопросу экономического сотрудничества Ростовской области с федеральными округами.

С какими регионами России следует развивать экономическое сотрудничество в первую очередь (по федеральным округам)

Кол-во

ответов

%

Южный Федеральный Округ

545

54,5%

Центральный Федеральный Округ

380

38,0%

Северо-Западный Федеральный Округ

85

8,5%

Уральский Федеральный Округ

65

6,5%

Сибирский Федеральный Округ

54

5,4%

Дальневосточный Федеральный Округ

35

3,5%

Приволжский Федеральный Округ

22

2,2%

ИТОГО

1186

 

 Некоторые выводы

1.       Большинство ростовчан считают, что развитие межрегиональных связей способствует укреплению экономики, улучшению жизни жителей, укреплению единого экономического пространства и государственности, сплочению россиян, развитию малого бизнеса и здоровой конкуренции, решению вопросов реализации продукции донских производителей и поставки  необходимых товаров, которые не производятся в Ростовской области.

2.       Ростовчане достаточно высоко оценили и приобретают продукты питания и  ряд товаров первой необходимости, производимых в России и области.

Однако белье, одежду, бытовую технику и автомобили предпочитают зарубежного производства.

3.       Жители Ростовской области, в целом, правильно ориентируются в определении перспективных направлений межрегионального сотрудничества, отдавая приоритет развитию экономических связей, инвестированию взаимовыгодных проектов, сотрудничеству в сфере строительства, городского хозяйства, транспорта, услуг, укреплению партнерских связей между субъектами малого предпринимательства из разных регионов, расширению товарообмена между регионами.

4.       Среди основных причин, сдерживающих развитие межрегиональных связей, участники социологического обследования назвали:

неблагоприятная социально-экономическая ситуации в стране,

отсутствие общегосударственной концепции и законодательной базы федерального уровня,

информационный вакуум в сфере межрегионального сотрудничества.

5.       Приоритетными территориями экономического сотрудничества Ростовской области респонденты назвали регионы  Южного федерального округа и Центрального федерального округа.

6.         В целом выше среднего оценена работа Администрации Ростовской области по организации:

продовольственных и промтоварных выставок-ярмарок с привлечением экспонентов из других регионов России;

обеспечения жителей продуктами питания и товарами народного потребления, не производимыми в области, из других регионов;

гуманитарной, инвестиционной и другой помощи регионам, оказавшимся в зоне стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях.

Несколько ниже оценена работа администрации Ростовской области по продвижению  товаров донских товаропроизводителей на рынки других регионов,  организации культурных мероприятий совместно с другими регионами, организации поездок детей из других регионов в Ростовскую область и их досуг и организации отдыха жителей Ростовской области (в том числе детей) на курортах других регионов.

К недостаткам в работе администрации области можно отнести высокую долю незаинтересованных респондентов и отказавшихся  отвечать на вопросы, что говорит о низкой информированности населения о направлениях и результатах межрегионального сотрудничества, отсутствии постоянно действующей системы социологического мониторинга.

При целенаправленном информационном обеспечении межрегионального сотрудничества можно серьезно повлиять на общественное мнение, значительно сократить количество жителей, неинтересующихся этими вопросами, сформировать более благоприятные оценки конкретных дел в сфере межрегиональных связей.

__________________________________________

<<<< Раздел "Межрегиональное сотрудничество"

<<<< Исследования и опросы предпринимателей

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:20:59|
Изменено:
08.12.2005 15:45:00|
Количество просмотров:
97

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации