В 2004 году в области сохранились положительные тенденции демографического развития. По сравнению с 2003г. увеличилась рождаемость на 3,3%, сократились смертность населения на 2,5%, младенческая смертность - на 4,2%, уровень разводимости - на 16,4 процента.
В то же время население области сократилось на 31,2 тыс. человек за счет естественной (27,6 тыс. чел.) и миграционной (3,6 тыс. чел.) убыли. Естественная убыль населения, как и прежде, сохранилась на всей территории области.
В 2004 году в результате административно-территориальных преобразований поселков городского типа в сельские населенные пункты 38,7 тыс. чел. стали сельскими жителями.
Одной из главных особенностей возрастно-полового состава населения области на современном этапе является сокращение численности и доли детей и подростков, увеличение численности и доли лиц пожилых возрастов.
В результате изменений возрастной структуры происходит снижение показателя демографической нагрузки.
Демографические процессы в области во многом связаны с состоянием здоровья населения, экологической обстановки, укреплением института семьи, ее материальным благосостоянием.
С учетом ситуации, изложенной в докладе, областная межведомственная комиссия по социально-демографическим вопросам считает целесообразным рекомендовать на 2006 год:
Министерству здравоохранения области:
-
обеспечить условия для закрепления медицинских кадров в лечебно-профилактических учреждениях области, особенно сельских территорий;
-
осуществлять контроль за качеством медицинской помощи на основе ее стандартизации;
-
принять меры по повышению доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения области.
Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» обеспечить надзор за реализацией постановлений и региональных программ:
-
постановления Главы Администрации Ростовской области от 24.08.2000г. №311 «О проведении социально-гигиенического мониторинга в Ростовской области»;
-
постановления Главы Администрации Ростовской области от 17.11.2000 г. № 438 «Об утверждении комплексного плана реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения»;
-
«Неотложные мероприятия по борьбе с туберкулезом в Ростовской области»;
-
«Мероприятия по проведению вакцинопрофилактики»;
-
«Мероприятия по предупреждению развития заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита (ВИЧ-инфекция) «Анти-ВИЧ/СПИД»;
-
«Комплексный план мероприятий по гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни населения в Ростовской области на 2004-2006гг.».
Министерству общего и профессионального образования области:
-
обеспечить доступность качественного начального общего и основного общего образования в сельской местности;
-
обеспечить снижение количества не обучающихся детей школьного возраста;
-
включить в план контрольно-инспекционной деятельности вопросы пропаганды здорового образа жизни;
-
обеспечить координацию деятельности муниципальных органов управления образованием по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Министерству труда и социального развития области:
-
содействовать развитию в области сети учреждений социального обслуживания населения;
-
использовать разнообразные формы адресной социальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми;
-
продолжить работу по формированию единого областного банка данных безнадзорных и беспризорных детей;
-
обеспечить реализацию Региональной программы по улучшению условий и охраны труда на 2006-2010 годы, направленной на снижение травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве.
Управлению Федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области:
-
осуществлять контроль ситуации на рынке труда через реализацию Областного закона от 31 декабря 2003 года № 81-ЗС «Об Областной целевой
программе содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006 годы»;
-
осуществлять информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, спросе и предложении рабочей силы, предоставляя возможности самостоятельного доступа населения к вакансиям с целью трудоустройства, в том числе на временную работу;
-
оказывать адресные профориентационные и консультационные услуги различным категориям безработных граждан и незанятого населения, широко используя работу выездных мобильных центров, консультационных пунктов в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах;
-
проводить мероприятия по комплектованию кадрового состава и индивидуальному подбору персонала (ярмарки вакансий рабочих и учебных мест, специализированные мини-биржи, групповые и индивидуальные собеседования, презентации и т.д.) с участием работодателей, представителей учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов;
-
продолжать работу по профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации безработных граждан, по рабочим профессиям, наиболее востребованным на рынке труда, в том числе ориентированным на занятость в сельскохозяйственном производстве, а также содействию работодателям в организации опережающего обучения работников при массовом высвобождении персонала;
-
содействовать временной занятости безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы в соответствии с перечнем, указанным в статье 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», с поддержкой доходов из средств федерального бюджета и работодателей;
-
организовать временную занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время с предоставлением преимущественного права на трудоустройство сирот, подростков из семей с низким среднедушевым доходом;
-
развивать новые формы и виды общественных работ для широкого участия в них безработных граждан, незанятого населения с целью получения дохода на период поиска постоянной работы.
Комитету по молодежной политике Администрации области:
-
обеспечить поддержку деятельности общественных объединений, работающих в области поддержки молодых семей, охраны репродуктивного здоровья, планирования семьи, обеспечения репродуктивных прав молодежи;
-
оказывать информационно-консультационную помощь молодым семьям посредством выпуска печатной продукции (буклетов, брошюр, листовок, плакатов, календарей), содержащих информацию о проблемах планирования семьи, охраны здоровья, профилактики инфекций, передающихся половым путем, психологии взаимоотношений молодых супругов и т.д.;
-
продолжить работу по улучшению состояния материально-технической базы центров, клубов молодой семьи, а также по программно-методологическому содержанию их деятельности;
-
оказывать методическую помощь и информационно-консультационные услуги молодежи и молодым семьям о возможности участия в программах ипотечного кредитования и молодежного жилищного строительства;
-
продолжить реализацию мероприятий по профилактике и предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании и других негативных явлений в молодежной среде;
-
осуществить комплекс мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта среди молодежи;
-
провести мероприятия, направленные на формирование у молодежи позитивного отношения к семейной жизни и ответственному родительству;
-
организовать областной конкурс программ и проектов по поддержке молодых семей, развитию движения молодежных жилищных комплексов, молодежных и иных общественных объединений по строительству доступного жилья для молодежи.
Администрациям городов и районов области:
-
ежегодно представлять в областную межведомственную комиссию по социально-демографическим вопросам материалы о демографической ситуации в регионе и принятых мерах по ее улучшению (копия доклада главе администрации муниципального образования);
-
разработать мероприятия на 2006г., направленные на решение основных задач, сформулированных в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 года № 1270-р);
-
обеспечить межведомственное взаимодействие учреждений системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних с целью раннего выявления семей группы риска, оказания им возможной социальной помощи, предупреждения социального сиротства;
-
привлекать средства местных бюджетов на организацию отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей;
-
обеспечить реализацию территориальных программ (мероприятий) по улучшению условий и охраны труда, направленных на снижение травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве;
-
добиваться снижения количества рабочих мест, не отвечающих требованиям охраны труда и санитарно-гигиеническим нормам;
-
обеспечить реализацию муниципальных целевых программ развития системы образовательного комплекса города (района);
-
разработать комплекс мероприятий, направленных на увеличение количества несовершеннолетних, охваченных дополнительным образованием;
-
создать условия для обеспечения временными рабочими местами детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании;
-
обеспечить безопасность функционирования учреждений образования;
-
включить вопросы приобретения спортивного инвентаря и оборудования для спортивных площадок общеобразовательных школ города (района);
-
обеспечить условия для закрепления медицинских кадров в лечебно-профилактических учреждениях области, особенно сельских территорий;
-
осуществлять контроль за качеством медицинской помощи на основе ее стандартизации;
-
принять меры по повышению доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения области;
-
обеспечить финансирование природоохранных мероприятий за счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду, поступающих в местные бюджеты;
-
обеспечить проведение Общероссийских Дней защиты от экологической опасности.
__________________________________________________
<<<< Р а з д е л 6.
Положение семьи, детей и молодежи
<<<<
Содержание