Новый сайт

Концепция повышения инвестиционного потенциала Ростовской области с использованием механизмов фондового рынка на 2004-2005 годы

 

Приложение 1 к решению коллегии Администрации Ростовской области от 15 ноября 2004 года № 109


Основная задача, поставленная Президентом Российской Федерации -удвоение ВВП к 2010 году не может быть решена только усилиями федерального центра и требует координации деятельности органов исполнительной власти на уровне регионов. Администрация Ростовской области в рамках мероприятий, направленных на развитие инвестиционного потенциала области, может выполнить эту задачу, используя, в том числе механизмы фондового рынка. Базой данного роста должно стать увеличение объемов привлеченных инвестиций,  в том числе привлечение инвестиций для развития наиболее перспективных отраслей хозяйства области, которые станут «локомотивами» структурных изменений в реальном секторе экономики.

Ориентиром инвестору для вложения инвестиций в экономику региона служит ряд факторов, среди которых можно выделить следующие: инвестиционный потенциал области,  степень развития финансовой инфраструктуры, законодательной базы, уровень административных барьеров.

Следует отметить, что Ростовская область имеет объективные преимущества перед другими регионами России, которые связаны не только с природно-климатическими условиями, но и  привлекательным инвестиционным законодательством. Для сравнения, в 2003 году темпы роста инвестиций в Ростовской области были выше, чем в среднем в Российской Федерации (объем инвестиций в 2003 году в Ростовской области вырос на 14,4%, в то время как в среднем в РФ - на 12,5%).

Среди субъектов Южного федерального округа Ростовская область имеет самую развитую в Южном федеральном округе структуру фондового рынка и занимает первое место по количеству профессиональных участников рынка ценных бумаг, включая кредитные организации.

Законодательным Собранием Ростовской области от 28.06.2004 №402 утверждена Стратегия привлечения инвестиций, которая определяет цели инвестиционного развития области, необходимые объемы инвестиционных ресурсов, выделяет преимущества, которые регион может предложить потенциальным инвесторам. В ней определены приоритетные секторы и сферы инвестирования, целевые инвесторы и основные направления маркетинговой программы региона; представлена программа действий по созданию благоприятных условий инвестирования на территории региона и продвижению привлекательного имиджа в России и за рубежом.

Настоящая Концепция является документом, конкретезирующим основной стратегический план  инвестиционного развития области (Стратегию привлечения инвестиций) в части фондового рынка, и определяющим ключевые задачи по привлечению инвестиций и размещению временно свободных средств инвесторов.

Необходимость совершенствования инфраструктуры и механизмов рынка ценных бумаг, а также инструментов, обращающихся на нем, обусловлена действиями инвестора по выбору наиболее эффективного вложения находящихся в его распоряжении финансовых ресурсов. В значительной мере эффективность функционирования рынка ценных бумаг определяется уровнем риска инвестора. Можно сказать, что ключевое звено решения задач  в области развития рынка ценных бумаг в Ростовской области – снижение рисков.

Проблема снижения инвестиционных рисков обусловливает необходимость реализации комплекса мер по защите прав и законных интересов инвесторов. Повышение уровня защиты интересов инвесторов создает необходимые предпосылки формирования благоприятного инвестиционного климата, общие для всех групп инвесторов.

В этой связи необходим анализ основных проблем и выработка мер, направленных на привлечение всех групп инвесторов, как частных, так и институциональных, нацеленных на инвестиции различной длительности; развитие всех видов торговых систем; предоставление участникам рынка возможности выбора наиболее эффективных инструментов привлечения инвестиций.

Особое место следует уделить подготовке и поддержке пилотных проектов по выпуску корпоративных облигационных займов, а также созданию и мониторингу базы данных по инвестиционным проектам, имеющим наибольшую привлекательность для инвестирования, в том числе коллективного.

Вместе с тем, необходимо совершенствовать управление пакетами акций, находящимися в государственной собственности, в том числе за счет повышения качества управления. Проводить  расширение объема и улучшения качества просветительской работы среди населения по вопросу функционирования рынка ценных бумаг.

Концепция развития инвестиционного потенциала Ростовской области с использованием механизмов фондового рынка, как базовый этап, рассчитана на 2004-2005 гг. Анализ итогов и результатов, в будущем, позволит планировать и выполнять конкретные мероприятия на долгосрочную перспективу (до 2010 года).

I этап. Аналитический

На данном этапе необходимо определить основные проблемы, препятствующие привлечению инвестиций в экономику области, а также возможные способы преодоления таких проблем.

Базой экономического развития экономики любого субъекта Российской Федерации, наряду с федеральным, является местное инвестиционное законодательство. Оно определяет правила и преференции, стабилизирует деятельность участвующих в инвестиционном процессе субъектов.

Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области (далее - министерство экономики), как профилирующее, совместно с представителями бизнес-сообщества и комитетами Законодательного собрания Ростовской области (комитет по экономической политике, предпринимательству и инвестициям; комитет по бюджетам, налогам и собственности) проводят  мониторинг областного инвестиционного законодательства и разрабатывают предложения по его усовершенствованию.

Отраслевые министерства Администрации Ростовской области должны провести анализ деятельности предприятий и выделить наиболее перспективные, развивающиеся хозяйственные общества, которые могут стать «точками роста».

Низкий уровень корпоративной культуры является одним из серьезных препятствий для повышения привлекательности компаний Ростовской области в глазах инвесторов. Анализ причин, препятствующих внедрению на предприятиях области правил корпоративного управления, проводит Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (далее – РО ФСФР в ЮФО).

Вместе с тем, необходимо отметить, что на каждом этапе настоящей Концепции необходимо проводить аналитическую работу, которая позволит скорректировать мероприятия по решению поставленных задач.

В этой связи, необходимо провести качественный анализ инфраструктуры фондового рынка области по итогам 2004 года.

II этап. Подготовительный

Подготовительный этап включает мероприятия по подготовке лиц, участвующих в инвестиционном процессе к непосредственному осуществлению мероприятий по привлечению и освоению инвестиций. Работа по данному этапу осуществляется на весь период действия Концепции. Выделяются следующие категории лиц, участвующих в инвестиционном процессе:

1-я категория лиц – руководители муниципальных образований. Исследования показали, что не все руководители муниципальных образований пришли к пониманию того, что формирование имиджа инвестиционно - привлекательного региона необходимо начинать с формирования публичной кредитной истории самих муниципальных образований. В Ростовской области, в силу сложившегося менталитета, руководители муниципальных образований не рассматривают выпуск муниципальных облигационных займов. Вместе с тем понятно, что не все муниципальные образования в силу не только изложенных, но и объективных экономических причин, могут выступать заемщиками на фондовом рынке. Наиболее перспективными  в этом плане могут стать города-доноры, такие как г.Ростов-на-Дону, г.Таганрог, выпустив облигации муниципального займа, средства от которых могут пойти на развитие социальной сферы, реформирования ЖКХ и другие актуальные городские нужды.

2-я категория лиц – сотрудники отраслевых министерств Администрации Ростовской области. Постоянные изменения федерального и областного законодательства требуют высокого уровня подготовки специалистов, курирующих вопросы развития предприятий и организаций области.

3-я категория лиц – руководители предприятий. Практика показывает, что предприятия региона, нуждающиеся в инвестициях, в большинстве своем не готовы использовать механизмы фондового рынка для привлечения инвестиций. Зачастую, неэффективный менеджмент, отсутствие динамичности в управлении, корпоративные конфликты не могут способствовать инвестиционной привлекательности предприятия. Требуется согласованность действий менеджмента и собственника предприятия по привлечению инвестиций посредством инструментов фондового рынка.

4-я категория лиц (обслуживающих) – профессиональные участники рынка ценных бумаг и консалтинговые компании. В Ростовской области недостаточно представлены компании, специализирующиеся на консалтинге по инвестициям. Московские и Санкт-Петербургские компании лучше подготовлены профессионально, однако оторваны от реалий региональной специфики.  

Таким образом, необходимо проводить целевую работу с каждой из перечисленных категорий лиц, участвующих в инвестиционном процессе,  которая должна включать следующие мероприятия:

  • для руководителей муниципальных образований - тренинги, обучение, обмен опытом с руководителями муниципальных образований, осуществившими эффективное заимствование средств на фондовом рынке (например: городов Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и др.);
  • для сотрудников Администрации Ростовской области – дальнейшее развитие обучения, обмена опытом с сотрудниками структурных подразделений муниципальных образований, активно работающих с инвесторами (например: г.Москвы, г.Санкт-Петербург, г.Нижний Новгород и др.), в том числе и в рамках межрегиональных соглашений;
  • для руководителей предприятий - работа с профессиональными консультантами в области привлечения инвестиций, специализирующихся на подготовке бизнес-проектов, соответствующих общепринятым международным требованиям, на сопровождении процесса привлечения  эмитентами, осуществившими заимствования на фондовом рынке путем: открытой (для портфельных инвесторов) и закрытой подписки (для стратегического инвестора) акций (облигаций), облигационного займа;
  • для профессиональных участников фондового рынка - проведение встреч с бизнес-собществом Ростовской области и сотрудниками администраций, создание условий для открытия филиалов и представительств на территории Ростовской области.

Кроме того, работа с инвесторами по привлечению прямых и портфельных инвестиций, а также ведение реестра приоритетных инвестиционных проектов должны выполняться в соответствии с утвержденной Стратегией  привлечения инвестиций и настоящей Концепцей.

III этап. Осуществление мероприятий по привлечению инвестиций

Основная задача – это открытость и прозрачность бизнеса. Региональный бизнес должен быть открытым и одинаково привлекательным и для российских и для иностранных инвесторов. Этому может способствовать создание системы добровольного инвестиционного рейтинга предприятий Ростовской области. Создание такой системы может способствовать решению такой важной задачи, как повышение уровня корпоративного управления. На данном этапе необходимо совершенствование управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности Ростовской области, обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов, инфраструктуры и инструментов фондового рынка,  а также проведение общеобразовательных просветительских мероприятий.

3.1. Управление пакетами акций, находящимися в государственной собственности Ростовской области (далее – областными пакетами акций).

Реализация полномочий государства как собственника – субъекта корпоративных отношений – в органах управления акционерным обществом требует знаний в области корпоративного права, умения, опираясь на имеющийся опыт принимать точные и оперативные решения, касающиеся почти всех аспектов деятельности компании. В настоящее время,  институт представителя государства в акционерном обществе, в полной мере,  этим требованиям не соответствует. Возникла объективная необходимость внесения изменений в подходы  к государственному управлению акционерными обществами. Решение данной проблемы возможно за счет:

  • оптимизации количества пакетов акций, находящихся в областной собственности;
  • повышения качества управления государственными пакетами акций посредством повышения мотивации представителей области в акционерных обществах (введение системы оплаты требует разработки критериев оценки работы, а также определения источников финансирования) и повышения ответственности представителей;
  • совершенствования практики управления областными пакетами акций, посредством использования, в необходимых случаях, института доверительного управляющего, в рамках которого доверительным управляющим является компания (несколько компаний), отобранная (ых) на конкурсной основе;
  • обучения и повышения квалификации сотрудников отраслевых министерств Администрации Ростовской области, осуществляющих представительство в советах директоров акционерных обществ (далее представителей), пакеты акций которых находятся в областной собственности.

3.2. Обеспечение защиты прав и законных интересов инвесторов.

Привлечение инвестиции невозможно без поддержания надежной системы защиты прав и законных интересов инвесторов.

Такая работа должна быть построена на тесном взаимодействии Администрации области с  органами, осуществляющими контролирующие и надзорные функции на фондовом рынке.

При этом, деятельность вышеуказанных органов должна быть направлена, прежде всего, на работу по выполнению эмитентами и профучастниками рынка ценных бумаг требований действующего законодательства о раскрытии информации, что приведет к повышению прозрачности на рынке ценных бумаг, снижению рисков и повышению инвестиционной привлекательности области.

Правоохранительные органы Ростовской области не реже одного раза в полгода должны информировать коллегию Администрации Ростовской области о мерах по пресечению и предотвращению правонарушений на финансовых рынках.

Актуальными остаются проблемы судебной защиты собственности и единства правоприменения законодательства, регламентирующего деятельность участников фондового рынка. Региональное отделение ФСФР в Южном федеральном округе совместно с министерством экономики и минимуществом должны подготовить к изданию серию методических пособий для специалистов акционерных обществ, работников судебных и правоохранительных органов, а также иных целевых аудиторий.

3.3. Инфраструктура фондового рынка.

Анализ инфраструктуры фондового рынка и ситуации об использовании инструментов фондового рынка предприятиями и физическими лицами Ростовской области позволит определить дальнейшие мероприятия, направленные на привлечение инвестиций и размещение временно свободных денежных средств инвесторов.

Так, анализ инфраструктуры фондового рынка по итогам 2003 года и 9 месяцев 2004 года приведен в приложениях 1, 2.

  • Приложение 1. Общее количество профессиональных участников рынка ценных бумаг с разбивкой по субъектам ЮФО в 2003 году.
  • Приложение 2.  Анализ инфраструктуры фондового рынка по итогам 2003 г. и 9 мес.2004 г.

По динамике структуры и роста количества профучастников, можно сказать, их количественный состав остается постоянным за последние годы, тогда как в других регионах Южного округа происходит постоянное уменьшение количества профучастников. А что касается профучастников - специализированных регистраторов, то их количество остается постоянным уже несколько лет.

В Ростовской области есть собственный потенциал для создания паевых инвестиционных фондов: действуют собственные  управляющие компании и специализированные депозитарии, наличие которых является необходимым условием   для создания паевого инвестиционного фонда (далее - ПИФа). Целесообразно создание паевого инвестиционного фонда (открытого, интервального, закрытого), ориентированного на местные инвестиционные ресурсы: страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, иных инвесторов, в том числе население, а также на российских институциональных инвесторов. Так, например, средства закрытого ПИФа недвижимости могут быть направлены на инвестирование жилищного строительства (долевое участие, аренда), объектов социального и культурно-бытового назначения (в рамках программы градоформирующих комплексов).

Вместе с тем, следует выделить следующие преимущества и недостатки паевого инвестиционного фонда:

Финансовый инструмент

Преимущества

Недостатки

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ)

для простого инвестора:

  • профессиональное управление активами;
  • снижение риска инвестирования за счет большей возможности по диверсификации;
  • высокая ликвидность инвестиций.

для коллективного инвестирования:

  • прозрачность деятельности фонда (информация о стоимости чистых активов, стоимости пая и их динамики, а также структуры инвестиционного портфеля фонда (за исключением закрытых ПИФов) является обязательной для раскрытия, в том числе с использованием интернет-ресурсов управляющих компаний и фондов);
  • возможность использования разных схем инвестирования в зависимости от предпочтений инвестора (по срокам инвестирования и периодичности выкупа паев выделяют три типа паевых фондов: открытые, интервальные и закрытые);
  • возможность выбора разных инструментов инвестирования (каждый тип фондов может быть представлен несколькими категориями. В свою очередь инвестиционная политика каждого фонда является индивидуальной и закрепляется в инвестиционной декларации.)

- задержка по срокам исполнения (более одного дня) на покупку или продажу исполнения паев;

- невозможность реализовать в любой день свой пай, даже если по ним в это время высокая доходность (для интервальных);

- негативный опыт чековых фондов,

- история пирамиды МММ,

- дефолт;

- неграмотность населения по использованию данного инструмента финансового рынка;

- снижение спекулятивного интереса в интервальных фондах по сравнению с открытими и др.

Одновременно, важным этапом в развитии инфраструктуры фондового рынка и повышения инвестиционного потенциала Ростовской области может стать создание акционерного инвестиционного фонда, ориентированого на обеспечение финансирования секторов и отраслей, определенных в качестве инвестиционных приоритетов Ростовской области. В качестве основных целей создания фонда можно выделить:

  • привлечение долгосрочных прямых и портфельных инвестиций в динамично развивающиеся компании региона,
  • улучшение инвестиционного рейтинга региона, достижение ликвидности активов фонда:
  • обеспечение расчетных дивидендов от доходов Фонда;
  • публичное размещение акций Фонда на российских фондовых площадках;
  • продажу акций компании стратегическим инвесторам;
  • формирование капитала следующего фонда для реинвестиций в новые проекты на территории региона.

Акционерный инвестиционный фонд (далее - АИФ), с экономической точки зрения, имеет следующие преимущества:

  • позволяет инвестировать выборочно в конкретные инвестиционные проекты с высокими параметрами доходности,
  • развивает реальный сектор экономики за счет инвестирования проектов, связанных с развитием производства или услуг, таким образом, способствует увеличению занятости населения, росту реальных доходов, увеличению налогооблагаемой базы и т.д.;
  • повышает капитализацию предприятий данного региона, рост их инвестиционной привлекательности, что в  свою очередь, способствует появлению новых инвесторов в регионе;
  • позволяет предприятиям за счет инвестиций Фонда освоить новые технологии, совершить существенный рывок в технологическом оснащении, росте производственных мощностей, выходе на новые рынки и т.д.;
  • обеспечивает прозрачность и подконтрольность механизма использования бюджетных средств.

Структура акционерного инвестиционного фонда приведена в приложении 3.

Сравнительную характеристику акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда с точки зрения организационно-правовой формы, размера собственных средств [1] (стоимости имущества), а также участия в управлении можно представить следующим образом:

Акционерный инвестиционный фонд

Паевой инвестиционный фонд

является юридическим лицом

не является юридическим лицом

осуществляет свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии)

.

размер собственных средств – не менее 5 млн. руб.

стоимость имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, по достижении которой паевой инвестиционный фонд является сформированным, не может составлять менее:

2,5 млн. рублей - для открытого ПИФ;

5,0 млн. рублей - для интервального ПИФ;

2,5 млн. рублей - для закрытого ПИФ.

Имущество подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности его органов управления и иных органов акционерного инвестиционного фонда, в соотношении, определенном уставом

.

Акции могут оплачиваться только денежными средствами или имуществом, предусмотренным его инвестиционной декларацией.

В доверительное управление открытым и интервальным ПИФ учредители доверительного управления могут передавать только денежные средства.

В доверительное управление закрытым ПИФ учредители доверительного управления могут передавать денежные средства, а также, если это предусмотрено правилами доверительного управления этим ПИФ, иное имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией.

Участие в управлении

Общее собрание акционеров АИФ проводится в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" с учетом особенностей, установленных ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Возможность участвовать в голосовании по вопросам компетенции общего собрания акционеров, предусмотренным ст.48 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Акционеры АИФ имеют возможность выдвижения кандидатов в члены СД.

Общее собрание владельцев инвестиционных паев закрытого ПИФ проводится с учетом особенностей, установленных ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Возможность участвовать в голосовании по вопросам компетенции общего собрания владельцев инвестиционных паев, предусмотренным п.4. ст.18 Федерального закона «Об инвестиционных фондах»

Выкуп акций

Погашение паев

Акционеры АИФ вправе требовать выкупа принадлежащих им акций в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах", а также в случае принятия общим собранием акционеров АИФ решения об изменении инвестиционной декларации, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании по этому вопросу.

Выкуп акций у акционеров АИФ осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об акционерных обществах".

Выплата денежной компенсации в связи с погашением инвестиционного пая открытого ПИФ должна быть осуществлена в течение срока, определенного правилами доверительного управления, но не позднее 15 дней со дня погашения инвестиционного пая.

Выплата денежной компенсации в связи с погашением инвестиционного пая интервального ПИФ должна быть осуществлена в течение срока, определенного правилами доверительного управления, но не позднее 15 дней со дня окончания срока принятия заявок на погашение инвестиционных паев, в течение которого была подана соответствующая заявка.

Таким образом, выпуск таких фондовых инструментов, как инвестиционные паи и акции, позволит не только привлечь инвестиции в динамично развивающие сектора экономики региона, повысить капитализацию предприятий, использовать инфраструктуру фондового рынка, но и диверсифицировать структуру вложений участников финансового рынка (негосударственных пенсионных фондов, банков, страховых компаний, населения).

Вместе с тем, также одной из наиболее важных задач развития фондового рынка является создание реальных возможностей для населения совершать операции с ценными бумагами. Решение этой задачи возможно, в том числе, путем предоставления консультационных и информационных услуг по широкому спектру вопросов в области рынка ценных бумаг, оказываемых профессиональными участниками фондового рынка.

3.4. Инструменты фондового  рынка.

Основной проблемой фондового рынка Ростовской области является недостаток надежных финансовых инструментов.

Анализ инструменов фондового рынка, приведенный в приложении 4, позволяет сделать вывод о совсем небольшом списке торгующихся ценных бумаг эмитентов Ростовской области.

Так, в 2004 году на биржах Российской торговой системы (РТС) и Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) торгуются ценные бумаги ОАО «Ростовэнерго», ОАО «Таганрогского  металлургического завода», ОАО «Таганрогского котлостроительного завода "Красный котельщик", ООО «Праймери-Дон», ОАО «Инпром», ОАО «Югтранзитсервис».

Таким образом, Администрации области необходимо определить мероприятия по поддержке публичного размещения как корпоративных акций, так и облигаций. Координация действий Администрации области, предприятий и профучастников по подготовке и поддержке пилотных проектов по выходу на фондовый рынок позволит повысить инвестиционную привлекательность региона.

Развитие системы пенсионного обеспечения обуславливает проблему инвестирования пенсионных средств в инструменты фондового рынка региона, обеспечивающих наибольших доход при заданном уровне риска.


Схема

Отсутствие ипотечных ценных бумаг, инвестиционных паев региональных паевых инвестиционных фондов и других инструментов оказывают негативное влияние на привлечение инвестиций в экономику региона. Проблема привлечения «длинных» денег, в том числе средств обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного обеспечения обуславливает проблему развития региональных фондовых инструментов, в т.ч. развитие рынка ипотечного кредитования [2].

Таким образом, Администрация области должна проводить последовательную работу с негосударственными пенсионными фондами (далее – НПФ) по инвестированию привлеченных на территории области финансовых средств накопительной части пенсии, негосударственного пенсионного обеспечения в инвестиционные проекты, а также отработать механизм взаимодействия, тактику действий и обязанности сторон по экономическим и социальным вопросам. В связи с этим, координирующая функция по взаимодействию и сотрудничеству должна остаться в ведении Администрации области.

3.5. Общеобразовательные и просветительские мероприятия.

Официальная статистика, а также результаты социологических исследований показывают, что Ростовская область относится к числу сравнительно благоприятных регионов России как по возможностям самофинансирования хозяйственной деятельности и социальной сферы, так и в отношении жизненного уровня населения.

Однако сложившаяся структура сбережений населения Ростовской области имеет высокий уровень валютной составляющей. Корпоративные же ценные бумаги, и в первую очередь акции российских и областных предприятий, малопривлекательны для населения.

У корпоративных ценных бумаг и фондового рынка в целом пока нет системной просветительской и имиджевой поддержки, адресованной к населению. Администрация Ростовской области может эффективно влиять на направления реструктуризации сбережений.

Необходимо точно сбалансированное сочетание информационно - смыслового и образно - эмоционального методов воздействия. При этом должен использоваться широкий набор средств и каналов воздействия, а именно:

  • средства массовой информации, как печатные, так и электронные;
  • средства компьютерной информации, включая CD-носители и Интернет;
  • средства видеоинформации;
  • публичные мероприятия и выступления;
  • совершенствование существующих и создание новых образовательных программ, курсов и учебных заведений;
  • полиграфическая продукция, включая издание учебников и популярной литературы для различных слоев населения, а также продукты имиджевой направленности (календари, плакаты, открытки, марки, конверты, постеры).

3.5.1. В области печатных средств массовой информации

Одним из основных средств информационного воздействия на профессиональных участников рынка, эмитентов и инвесторов являются печатные издания. Анализ публикаций по вопросам инвестирования и рынка ценных бумаг в периодической печати выявил два крайних направления с точки зрения массового читателя: с одной стороны - сложные для восприятия материалы профессионалов рынка ценных бумаг, с другой - криминальные материалы.

Такая поляризация в информационном воздействии не только искажает реальную действительность, но и препятствует зарождению интереса той части населения, которая по своим материальным возможностям могла бы включиться в реальный инвестиционный процесс.

В связи с изложенным необходимо:

1) проводить информационно - просветительскую работу с акцентом на объективно существующие положительные стороны инвестиционного процесса в Ростовской области через печатные периодические издания более широкого спектра воздействия;

2) проводить широкую разъяснительную информационную работу о правилах грамотного инвестиционного поведения населения, критериях самостоятельной оценки благонадежности тех или иных финансовых компаний. При этом информацию, исходящую из органов регулирования и контроля рынка ценных бумаг, следует максимально адаптировать и приближать к стилистике каждого из изданий;

3) информировать о ведущих акционерных обществах Ростовской области, о том, каким образом они преодолевают трудности микро- и макроэкономической ситуации;

4) информировать об эффективном управлении компаниями, в уставных капиталах которых есть существенная доля Ростовской области, формировать имидж Администрации Ростовской области как эффективного собственника.

3.5.2. В области телевидения и видеоинформации

На сегодняшний день на телевидении существует лишь одна передача, популярно рассказывающая о рынке ценных бумаг «Рынок ценных бумаг». Однако качество освещаемых материалов пока крайне невысоко. Анализ зарубежного опыта в данной области показывает высокий рейтинг популярности среди населения телепередач, освещающих вопросы инвестиций на рынке ценных бумаг. Организация подобной передачи на ростовском телевидении будет способствовать привлечению финансовых ресурсов населения в реальный экономический процесс, позволит оградить наиболее неподготовленную часть потенциальных инвесторов от грубых ошибок и неоправданного риска, научит население основам грамотного поведения на фондовом рынке.

Помимо телепередач значимыми и актуальными являются имиджевые видеоролики, посвященные инвестиционной стратегии Администрации Ростовской области и рынку ценных бумаг. Информация, встроенная в определенной последовательности в контекст образно - эмоционального видеоряда, позволит укрепить в общественном мнении положительное восприятие инвестиционного процесса, создаст у населения ощущение хорошо слаженного и регулируемого финансово - хозяйственного механизма в Ростовской области.

Основными направлениями в данной области являются:

1) создание на региональном телеканале просветительской передачи для населения по вопросам инвестиций и рынка ценных бумаг. В телепередаче необходимо подробно освещать реализацию наиболее важных для области инвестиционных программ и проектов, деятельность крупнейших или социально значимых предприятий области, а также фондовых центров по работе с населением. Современное состояние инвестиционных проектов Ростовской области должно дополняться сюжетами об истории акционерных компаний и предпринимательства нашей области.

В телепередачу целесообразно включать выступления профессиональных участников рынка ценных бумаг, специалистов, занимающихся регулированием и контролем, представителей правоохранительных органов, а также известных людей.

3.5.3. В области школьного образования

Основные элементы инвестиционного образования должны начинаться со школы. Наряду с усилением контроля и укреплением законодательной базы на рынке ценных бумаг необходимо формировать у потенциальных инвесторов представление об устройстве, механизме функционирования и правилах инвестиционного поведения на рынке ценных бумаг.

Основными направлениями в области школьного образования являются:

1) начало работы со школами по реализации программы, включающей лекционную работу, посещение ведущих профессиональных участников рынка ценных бумаг - банков, брокерских и инвестиционных компаний, паевых фондов, тестирование учащихся, а также организация возможности для наиболее подготовленных старшеклассников совершения реальных сделок купли - продажи ценных бумаг в системе ;

2) усовершенствование существующего учебного курса "Основы экономических знаний", разработка методических и дидактических материалов для преподавателей экономических дисциплин общеобразовательных школ, проведение для них цикла лекций;

3) создание специализированного учебного курса "Введение в рынок ценных бумаг и основы грамотного инвестиционного поведения" для средних учебных заведений Ростовской области с углубленным изучением экономических дисциплин.

Реализацию перечисленных задач необходимо возложить на министерство общего и профессионального образования области при поддержке министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области, а также  РО ФСФР России в Южном федеральном округе согласно курируемым направлениям.

3.5.4. В области высшего профессионального образования

В зависимости от ситуации на фондовом рынке, а также в экономике области необходимо постоянно принимать управленческие решения и оперативно проводить их в жизнь. Для этого требуются управленческие кадры, профессионально разбирающиеся в вопросах фондового рынка и инвестиционного консалтинга, включая проблемы оценки финансово - хозяйственной деятельности предприятий, предэмиссионной подготовки компаний, выпуска и размещения дополнительных эмиссий, грамотной дивидендной политики, поддержки и управления вторичного рынка корпоративных ценных бумаг.

Основными мероприятиями в этой области могли бы стать:

1) дальнейшее развитие высших учебных заведений со специальностями фондового рынка, которые могут стать базовыми для повышения квалификации работников государственных органов власти, регулирования и контроля инвестиционного процесса и рынка ценных бумаг Ростовской области;

2) подготовка управленческих кадров среднего звена с углубленным изучением рынков инвестиций и ценных бумаг для органов управления собственностью Ростовской области.

3.5.5. В области дополнительного образования специалистов, деятельность которых связана с регулированием и контролем рынка ценных бумаг

Разнообразные формы дополнительного фондового образования необходимы сегодня государственным служащим, сотрудникам налоговых органов, органов дознания, судьям. Специальные знания требуются также работникам предприятий - акционерных обществ для привлечения дополнительных средств с помощью механизмов фондового рынка. Для решения перечисленных задач необходимо проводить не только обучающие курсы, но и семинары по наиболее актуальным вопросам фондового рынка: «Ведение реестров владельцев именных ценных бумаг», «Подготовка и регистрация выпусков ценных бумаг акционерных обществ», «Проведение общих собраний акционеров, вывод акций предприятий на фондовый рынок», «Типичные нарушения законодательства о ценных бумагах, способы их устранения и предотвращения», «Корпоративная безопасность. Защита от захватов и недружественных поглощений» и др.

3.5.6. В области распространения компьютерной информации, включая Интернет и CD-носители

Доступ потенциальных инвесторов к информации по вопросам организации и функционирования рынка ценных бумаг возможен с использованием электронных средств связи.

В целях пропаганды правил грамотного инвестиционного поведения, а также для популяризации рынка ценных бумаг необходимо:

1) создать на интернет-сайте Администрации Ростовской области раздел, в котором размещать и обновлять нормативные и регулирующие документы для профессиональных участников, эмитентов и специалистов рынка ценных бумаг, а также информацию для инвесторов по различным проблемам организации, регулирования и функционирования рынка ценных бумаг в Ростовской области.

2) разработать электронные справочники, обучающие программы и компьютерные игры на CD-носителях с включением тематики и сюжетов фондового рынка.

3.5.8. В области издательского дела

В настоящее время в назрела необходимость подготовки и издания учебной и просветительской литературы.

Основными направлениями в данной области являются:

1) издание серии методических пособий для специалистов акционерных обществ, эмитирующих ценные бумаги, а также для работников судебных и правоохранительных органов;

2) выпуск экспериментального курса лекций для старшеклассников "Введение в рынок ценных бумаг";

3) издание научно - популярной литературы по истории рынка ценных бумаг.

Реализация всех перечисленных мероприятий позволит за счет осуществления активной политики Администрации области, консолидации усилий с представителями бизнес-сообщества и профессиональными участниками фондового рынка, посредством развития фондового рынка, являющегося качественным инвестиционным механизмом, обеспечить повышение инвестиционного потенциала Ростовской области.


[1] Требования по структуре активов АИФ и ПИФ, а также отличия структур АИФ, открытого ПИФ, интервального ПИФ и закрытого ПИФ предусмотрены Постановлением от 14 августа 2002 г. № 31/пс «Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов».

[2] При этом эмиссию ипотечных ценных бумаг (облигации с ипотечным покрытием и ипотечные сертификаты участия) могут осуществлять только ипотечные агенты и кредитные организации - Федеральный закон от 11.11.2003 №152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»



__________________________________________

<<<< Решение коллегии от 15.11.04 года № 109

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:17:41|
Изменено:
11.01.2006 10:43:00|
Количество просмотров:
511

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика