В области наметились положительные тенденции демографического развития: с 2000г. – увеличение рождаемости и снижение младенческой смертности, с 2001г. – рост зарегистрированных браков, а в 2003г. сократилось число разводов.
Однако уменьшается численность населения области. За период после переписи населения 2002г. она снизилась на 38,4 тыс. человек. Причинами сокращения является естественная убыль, наблюдающаяся с 1991 года, и впервые с 2003г. - отток населения. Миграционная убыль составила около 1,2 тыс. человек.
Начиная с 1990г., население области стало стареть. Данные переписи населения 2002г. по основным возрастным группам свидетельствуют об увеличении доли лиц старше трудоспособного возраста с 20,3 в 1989г. до 22,8% в 2002г. и снижении лиц в возрасте моложе трудоспособного с 22,9 до 17,1 процента.
Демографические процессы в области во многом связаны с состоянием здоровья населения, экологической обстановки, укреплением института семьи, ее материальным благосостоянием.
С учетом ситуации, изложенной в докладе, областная межведомственная комиссия по социально-демографическим вопросам считала бы целесообразным рекомендовать на 2005 год
Министерству здравоохранения области:
-
продолжить внедрение и контроль выполнения федеральных и областных стандартов (протоколов) оказания медицинской помощи населению области, в первую очередь – стандартов (протоколов) диагностики и лечения при неотложных состояниях;
-
обеспечить межрайонные центры специализированной медицинской помощи высокотехнологичной аппаратурой для оказания амбулаторной и стационарной медицинской помощи населению области с последующим контролем за ее использованием.
Федеральному государственному учреждению «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ростовской области» осуществлять реализацию:
-
Регионального плана действий по гигиене окружающей среды Ростовской области на 2002-2005 годы;
-
Региональной программы улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 2001-2005 годы;
-
постановления Главы Администрации (Губернатора) области от 24.08.2000 г. № 311 «О проведении социально-гигиенического мониторинга в Ростовской области»;
-
постановления Главы Администрации (Губернатора) области от 17.11.2000 г. № 438 «Об утверждении комплексного плана реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения»;
-
постановления Главы Администрации (Губернатора) области от 01.09.1999 г. № 312 «Вакцинопрофилактика на 2000 г. и на период до 2005 года».
Министерству общего и профессионального образования области:
-
обеспечить доступность качественного начального общего и основного общего образования в сельской местности;
-
обеспечить снижение количества не обучающихся детей школьного возраста;
-
включить в тематику августовских педагогических конференций обсуждение вопросов освоения педагогами здоровьесберегающих технологий обучения;
-
включить в план контрольно-инспекционной деятельности министерства общего и профессионального образования области вопросы пропаганды здорового образа жизни;
-
обеспечить координацию муниципальных органов управления образованием по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Министерству труда и социального развития области:
-
содействовать развитию в области сети учреждений социального обслуживания населения;
-
обеспечить организацию отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой поддержке государства;
-
продолжить работу по формированию единого областного банка данных безнадзорных и беспризорных детей;
-
осуществлять контроль выполнения региональной «Программы улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 2001 – 2005 годы», цель которой - снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости
Департаменту Федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области:
-
обеспечить реализацию «Областной целевой программы содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006 годы»;
-
ежеквартально проводить мониторинг спроса и предложения рабочей силы на рынке труда городов и районов области;
-
оказывать комплекс высококачественных услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке всех категорий нуждающихся в них граждан;
-
при организации профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения с целью повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности, обеспечить приоритетность обучения рабочим профессиям, наиболее востребованным на рынке труда;
-
проводить мероприятия по формированию кадрового состава и индивидуального подбора персонала (специализированные мини-биржи, групповые и индивидуальные собеседования, презентации и т.д.) с участием работодателей, представителей учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов;
-
обеспечить социальную защиту неконкурентоспособных граждан на рынке труда путем создания действенной системы трудоустройства указанной категории граждан, в том числе с поддержкой доходов на период участия во временных работах по направлению службы занятости;
-
организовывать и развивать формы временной занятости в целях сохранения мотивации к труду у длительно безработных граждан и приобретения трудовых навыков у подростков;
-
осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями с целью консолидации финансовых средств на реализацию мероприятий активной политики занятости;
-
осуществлять социальную поддержку безработных в период активного поиска работы: выплату пособий, материальной помощи, стипендий, досрочных пенсий;
-
обеспечить реализацию Областного закона от 5.05.04г. №102-ЗС «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области» с целью снижения напряженности на рынке труда в шахтерских территориях области.
Комитету по молодежной политике Администрации области:
-
провести научно-практические конференции по обмену опытом работы регионов в области молодежной семейной политики, а также с целью разработки инновационных форм и методов работы по формированию у молодежи позитивного отношения к семейной жизни и ответственному родительству, пропаганде здорового образа жизни;
-
осуществлять контроль реализации областной долгосрочной программы по решению жилищных проблем молодежи и молодых семей «Дом для молодых» (2002-2005 годы);
-
продолжить реализацию мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта в молодежной среде; профилактики и предупреждения безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений в молодежной среде;
-
обеспечить поддержку деятельности общественных объединений, работающих в области охраны репродуктивного здоровья, планирования семьи, обеспечения репродуктивных прав молодежи;
-
усилить информационно-консультационную помощь молодым семьям посредством выпуска печатной продукции (буклетов, брошюр, листовок, плакатов, календарей), содержащих информацию о проблемах планирования семьи, охраны здоровья, профилактики инфекций, передающихся половым путем, психологии взаимоотношений молодых супругов и т.д.;
-
разработать и реализовать комплекс мер по улучшению состояния материально-технической базы центров, клубов молодой семьи, а также по программно-методологическому содержанию их деятельности;
-
содействовать в проведении областной акции «Молодежь против наркотиков»;
-
развивать межведомственное взаимодействие медицинских, социальных, образовательных организаций и учреждений в сфере молодежной семейной политики.
Администрациям городов и районов области:
-
ежегодно представлять в областную межведомственную комиссию по социально-демографическим вопросам материалы о демографической ситуации в регионе и принятых мерах по ее улучшению (копия доклада главе администрации муниципального образования);
-
разработать мероприятия на 2005г., направленные на решение основных задач, сформулированных в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 года № 1270-р);
-
ежегодно в первом квартале выносить на обсуждение городских (районных) межведомственных комиссий по социально-демографическим вопросам наиболее острые проблемы, решение которых требует финансовых затрат, с целью последующего ходатайства о включении их в местный бюджет следующего года;
-
направлять закупаемое и поставляемое медицинское оборудование в первую очередь в амбулаторно-поликлинические учреждения;
-
обеспечить реализацию территориальных программ (мероприятий) по улучшению условий и охраны труда;
-
разработать комплекс мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и обеспечить их реализацию;
-
обеспечить реализацию постановления Администрации Ростовской области от 20.05.02г. № 233 «Об утверждении Положения о едином областном банке данных безнадзорных и беспризорных детей»;
-
продолжить реализацию в шахтерских территориях программ местного развития, направленных на создание рабочих мест, повышение конкурентоспособности высвобожденных работников угольной отрасли;
-
принять муниципальные целевые программы развития системы образовательного комплекса города (района);
-
создавать условия для обеспечения временными рабочими местами детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании.
Изыскать возможность выделения средств на:
-
приобретение спортивного инвентаря для общеобразовательных школ города (района);
-
приобретение ограждений периметра территории образовательных учреждений, установку кнопок тревожной сигнализации для обеспечения безопасности функционирования учреждений образования;
-
организацию отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой поддержке государства;
-
организацию горячего питания детей в школах.
________________________
<<<<
Содержание доклада