Новый сайт

Пояснительная записка «О Концепции повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области»

 

Одним из основных условий интенсивного социально-экономического развития Ростовской области является активизация инвестиционной деятельности, включая создание благоприятных условий инвестирования на территории региона за счет формирования современной инвестиционной инфраструктуры, совершенствования инвестиционного законодательства, а также  продвижения привлекательного имиджа области в России и за рубежом

В настоящее время функционирование и развитие инвестиционной сферы Ростовской области регулируется следующими основными законодательными актами:

- Областной закон Ростовской области «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области»;

Областной закон Ростовской области «Об инвестиционном налоговом кредите»;

Программа экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 годы (утверждена ОЗ РО от 17.12.2003 № 55-ЗС);

Вместе с тем, в области отсутствует нормативный акт, отражающей политику в отношении приоритетов инвестиционного развития (территориальных, отраслевых), программы мер по формированию законодательной базы инвестиционной деятельности региона и его инвестиционной инфраструктуры на долгосрочную перспективу.

Анализ инвестиционной деятельности в области показывает, что на сегодняшний день уровень активности инвесторов в области ниже, чем в ведущих регионах России, а сконцентрированные в области природные и производственные ресурсы, способны привлечь значительно большие объемы инвестиций.

Основным из первоочередных вопросов устойчивого развития территории является перевод на инвестиционный путь развития в условиях реформирования межбюджетных отношений, расширения самостоятельности и повышения ответственности субъекта Федерации за темпы социально-экономического прогресса. Эффективность работы по данному направлению требует формирования региональной инвестиционной политики, ориентированной на общероссийские и мировые тенденции развития экономики.

Основополагающим моментом для дальнейшего развития региона является наличие комплексного программного документа, который мог бы включить в себя концептуальные подходы к развитию инвестиционной деятельности на перспективу.

На основе анализа сложившегося положения в экономике и с учетом необходимости активизации инвестиционной деятельности разработана Концепция повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области.

Предлагаемый вариант Концепции определяет цели инвестиционного развития области, необходимые объемы инвестиционных ресурсов, выделяет преимущества, которые регион может предложить потенциальным инвесторам.

Основной целью инвестиционной политики Ростовской области является создание механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инвестиционной инфраструктуры и развития инвестиционного потенциала, создание системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления со всеми участниками инвестиционной  сферы в интересах интенсивного социально-экономического развития территории.

Прежде всего, это создание на территории Ростовской области условий, позволяющих предприятиям региона приобрести конкурентные преимущества в различных отраслях и сферах экономики, жителям области повысить качество и уровень жизни, а региону в целом повысить конкурентоспособность по сравнению с другими регионами России – как места привлечения инвестиций

В результате анализа основных тенденций развития ведущих отраслей экономики региона, а также в соответствии с программными документами, регламентирующими экономическое развитие региона, в том числе Программой экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 годы, были выделены перспективные направления развития региона.

При этом, определение инвестиционных приоритетов Ростовской области осуществлялось в несколько этапов:

  • на первом этапе были выделены основные направления развития ведущих отраслей экономики Ростовской области;
  • на втором этапе были определены отрасли, приоритетные для инвестирования в период до 2010 года;
  • на третьем этапе среди приоритетных отраслей были выделены отрасли, перспективные для привлечения прямых инвестиций.

Поскольку объемы доступных инвестиционных ресурсов не в состоянии удовлетворить потребности всех отраслей Ростовской области, были выбраны сферы инвестирования, требующие первоочередного внимания.

Помимо выделения приоритетных направлений развития, проведен анализ действующей инфраструктуры развития инвестиционной деятельности и подготовлены предложения по ее развитию.

Результаты исследования показали, что Ростовская область как место размещения инвестиций обладает значительными преимуществами по сравнению с регионами-конкурентами.

Для достижение поставленных целей: повышения инвестиционной привлекательности и создания благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, необходимо решение следующих основных задач:

разработка и реализация коммуникационной стратегии, цель которой - создание у потенциальных инвесторов образа области как места, привлекательного для размещения инвестиций.

Приоритетными задачами коммуникационной стратегии являются:

  • продвижение Ростовской области в российском и международном инвестиционном сообществе;
  • формирование имиджа Ростовской области как лидера среди российских регионов;
  • формирование системы антикризисного PR для нейтрализации событий, негативно влияющих на имидж региона.

Реализация коммуникационной стратегии предполагает проведение PR-кампании, включающей три уровня:

  • привлечение внимания к Ростовской области потенциальных инвесторов и формирование в инвестиционном сообществе позитивного мнения об области как благоприятном месте для размещения инвестиций;
  • продвижение имиджа области в среде потенциальных инвесторов;
  • формирование поддержки действий руководства области по привлечению инвестиций.

развитие инновационной деятельности

Ростовская область избирает инновационную модель развития экономики. В целях развития инновационной деятельности Администрацией области разработана областная целевая Программа развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы. Программой предусмотрено комплексное реформирование научно-технической сферы, начиная от прикладных исследований до серийного производства наукоемкой продукции и её вывода на мировой рынок. Основным элементом, обеспечивающим достижение намеченных целей, является совершенствование инновационной инфраструктуры Ростовской области.

 

совершенствование системы управления инвестиционным процессом

Наибольшая эффективность в вопросах привлечения инвестиций и продвижения Ростовской области может быть достигнута за счет передачи части функций государственных органов, необходимых для поддержки инвестиционной деятельности, независимой профессиональной структуре.

В Ростовской области существует опыт создания и функционирования специализированных структур, занимающихся развитием инвестиционной деятельности. Большим шагом вперед стала организация Ростовской Международной Ассоциации инвесторов, главным достижением которой является формирование эффективного партнерства власти и бизнеса в вопросах инвестиционного развития региона.

Однако сегодня необходимо создание принципиально новой независимой структуры, осуществляющей планирование и координацию инвестиционной деятельности в регионе.

Данная организация определяется на основании тендера и получает статус Агентства инвестиций и развития Ростовской области.

Основными направлениями деятельности Агентства инвестиций и развития Ростовской области должны стать:

  • формирование имиджа и продвижение региона;
  • обслуживание инвесторов и поддержка предприятий;
  • развитие территории;
  • стратегия и мониторинг реализации;
  • развитие инновационной сферы.

совершенствование инвестиционного законодательства

Связь между уровнем развития законодательства и инвестиционной привлекательностью очевидна. Необходимо обеспечить сбалансированность последовательной инвестиционной политики и благоприятного инвестиционного законодательства, учитывающего все современные новации. Ростовской области предлагается достаточно либеральная модель инвестиционной политики и максимальный пакет побудительных механизмов для инвестора, который будет закреплен в соответствующих нормах регионального законодательства.

В целях совершенствования инвестиционного законодательства Ростовской области предлагается принятие следующих нормативных актов:

  • закон Ростовской области «Об инвестициях в Ростовской области», который учитывает все рекомендации экспертов и законодателей, новации в российском праве и содержит максимальный набор возможностей для инвесторов;
  • закон «О передаче части функций государственных органов и оказании услуг для государственных нужд, необходимых для поддержки инвестиционной деятельности в Ростовской области», который обеспечит не только исполнение государственных функций, но и оказание необходимых профессиональных услуг по продвижению области и привлечению масштабных инвестиций;
  • закон «Об инвестиционном фонде развития Ростовской области», направленный на обеспечение конкретного и действенного механизма привлечения прямых инвестиций сторонних инвесторов, в несколько раз превышающих вложения регионального бюджета.

 

создание Инвестиционного Фонда развития, который ориентирован на обеспечение финансирования секторов и отраслей, определенных в качестве инвестиционных приоритетов Ростовской области.

Основными целями фонда являются Привлечение долгосрочных прямых инвестиций в динамично развивающиеся компании региона и улучшение инвестиционного рейтинга региона.

формирование системы прямого инвестиционного маркетинга

Успешный маркетинг региона предполагает выбор целевых инвесторов, которые могут быть заинтересованы в развитии приоритетных секторов Ростовской области, выделение значимых для них характеристик Ростовской области, формирование уникального предложения региона в разрезе данных характеристик и проведении целевой кампании продвижения в разрезе каждой группы инвесторов.

Формирование и реализация данной задачи включает в себя следующие этапы:

  • определение целевых стран – потенциальных источников инвестиционных ресурсов;
  • формирование базы данных потенциальных инвесторов в Ростовскую область;
  • выбор целевых инвесторов для приоритетных отраслей;
  • формирование «профиля ожиданий» целевых инвесторов в разрезе приоритетных отраслей;
  • разработка «уникального предложения» и определение конкурентных преимуществ Ростовской области в разрезе целевых отраслей;
  • определение основных направлений и инструментов ведения маркетинговой кампании. Разработка необходимых информационных материалов для обеспечения маркетинговых усилий;
  • запуск проектного цикла целевого маркетинга инвесторов;
  • постпроектное обслуживание инвесторов.

 

развитие бизнес-инфраструктуры

Низкий уровень развития бизнес-инфраструктуры негативно влияет на общее впечатление инвестора от конкретного региона, ограничивая возможности ведения бизнеса, и создавая общее ощущение бедности региона и неэффективности местной администрации. В рамках развития бизнес-инфраструктуры Ростовской области приоритетно инвестирование в строительство современных гостиниц и бизнес-центров, развитие сферы услуг, повышение качества международного аэропорта.

 

реконструкция жилищно-коммунального хозяйства

Одним из направлений увеличения инвестиционной привлекательности региона является повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.

Региональный и местный бюджет не в состоянии обеспечить потребности региона в реконструкции и развитии жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Одним из приоритетных направлений в этой связи следует рассматривать практику привлечения внебюджетных средств для финансирования инвестиций в реконструкцию системы жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и формирование инвестиционной привлекательности отрасли путем развития конкуренции.

 

кадровое обеспечение приоритетных инвестиционных проектов

В рамках реализации Концепции предполагается подготовка кадров за счет бюджетных средств в рамках специализированных программ для реализации проектов, предполагающих организацию нового производства и включенных в Реестр приоритетных инвестиционных проектов Ростовской области.

Указанные меры должны позволить Ростовской области существенно повысить инвестиционную привлекательность, добиться более высоких экономических и социальных результатов работы.

Сроки реализации Концепции

Концепция рассчитана на среднесрочную перспективу, что обусловлено необходимостью комплексного решения проблемы активизации инвестиционной сферы и повышения инвестиционной привлекательности региона. Минимальный рассматриваемый горизонт оценки – пять лет. На такой же срок предлагается заключение контракта по передаче части функций в сфере координации инвестиционной деятельности.

Ожидаемые результаты Концепции

Результатом принятия данной Концепции, а, следовательно, нового подхода к формированию общих принципов построения инвестиционной политики региона, станет создание и обеспечение эффективного функционирования в Ростовской области целостной, адекватной общемировым тенденциям развития, региональной инвестиционной системы, способной обеспечить выполнение поставленных целей общеэкономического и социального развития региона, а также интеграцию Ростовской области в общероссийскую, а затем и общемировую среду.

Сейчас, когда стоит речь о вхождении России в ВТО, то не только продукция российских предприятий должна соответствовать международным стандартам, сама среда деятельности предприятий, общая инфраструктура инвестиционной сферы должна соответствовать общемировым стандартам развития и гарантировать инвестору права и приемлемый горизонт планирования, соответствующий мировым стандартам.

Реализация целей Концепции позволит обеспечить качественное улучшение инвестиционного климата региона посредством:

  • формирования прогрессивного по международным стандартам инвестиционного законодательства и благоприятного налогового режима, как для вновь создаваемых, так и для действующих производств;
  • проведения последовательной региональной имиджевой политики, направленной на создание у потенциальных инвесторов образа области как места, привлекательного для размещения инвестиций;
  • создания инфраструктуры, на высоком профессиональном уровне способной обеспечить потребности потенциальных и существующих инвесторов, бизнеса и власти Ростовской области, в том числе за счет создания Агентства инвестиций и развития Ростовской области.

Немаловажным результатом станет новая роль Администрации области в экономической и хозяйственной деятельности: более четкая и целенаправленная работа по определению условий и правил ведения бизнеса, создание благоприятного налогового и делового климата, развитие инфраструктуры, обеспечение финансовой и политической стабильности с одной стороны, и отсутствие прямого вмешательства региональных властей в хозяйственную деятельность с другой стороны, – создаваемое агентство – независимая структура от органов власти.

Вместе с тем, Концепция повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области комплексный документ, включающий в себя как краткосрочные задачи формирования инвестиционной инфраструктуры региона, так и приоритеты и направления развития на долгосрочную перспективу.

Структура документа включает в себя 7 основных частей:

1. Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области.

2. Коммуникационная стратегия.

3. Концепция развития прогрессивного инвестиционного законодательства.

4. Проект создания Агентства инвестиций и развития Ростовской области.

5. Предложения по регламенту ведения реестра приоритетных проектов.

6. Перспективный проект PR программы продвижения имиджа региона.

7. Программа мер по реализации стратегии (мастер-план).

При этом, 2-7 части документа являются по сути этапами и частями создания механизма, обеспечивающего решение задач, поставленных первой частью документа – Стратегией привлечения инвестиций Ростовской области, являющейся программным документом, определяющим базовые принципы и направления инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу.

Реализация этих этапов создает основу для формирования необходимой инфраструктуры инвестиционной деятельности региона и обеспечения условий развития инвестиционной деятельности региона, соответствующих мировому уровню, а их решение является стартовым этапом для реализации Стратегии привлечения инвестиций Ростовской области.

Одновременно с этим Стратегия является инструментом реализации Программы социально-экономического развития Ростовской области в среднесрочной перспективе. Принципы и условия, сформулированные в Стратегии, согласуются с идеологией реформ, в настоящее время осуществляемых Президентом и Правительством Российской Федерации.

В соответствии с чем, предлагается данную часть разработанного документа выделить в отдельный документ и вынести на рассмотрение Законодательного Собрания Ростовской области наряду с проектами нормативных правовых актов, предусмотренных в рамках Концепции.

Реализация всех указанных шагов по формированию и развитию инвестиционной сферы Ростовской области позволит повысить инвестиционную привлекательность региона и обеспечить значительный рост инвестиционной активности, привлечь средства для создания современных производств и увеличить количество эффективных рабочих мест, что, в свою очередь,  положительно скажется на укреплении социальной сферы – росте денежных доходов населения и его платежеспособном спросе.

Одним из основных результатов реализации Концепции станет новая роль Администрации области в экономической и хозяйственной деятельности: более четкая и целенаправленная работа по определению условий и правил ведения бизнеса, создание благоприятного налогового и делового климата, развитие инфраструктуры, обеспечение финансовой и политической стабильности.


Размещен:Размещено:
18.09.2010 12:15:46|
Изменено:
17.06.2004 10:46:00|
Количество просмотров:
444

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика