Новый сайт

Доклад заместителя губернатора - министра экономики области В.Е.Дерябкина на итоговом совещании 17.02.04

Уважаемые участники совещания!

Минувший год был сложным и богатым  на события. В сентябре  при участии Президента России Владимира Владимировича Путина прошло заседание Госсовета России, посвященное вопросам водопользования. Состоялись выборы депутатов  в Государственную Думу России и Законодательное Собрание области.

Продолжаются позитивные изменения в экономике. Увеличены объемы валового регионального продукта (на 4,4 %) промышленного производства (на 4,8 %), инвестиций (на7,2 %) .  Выше, чем в 2002 г., сложились  объемы   экспорта (на 29,7%), товарооборота (на 7,5 %) и общественного питания (на 5,2%), платных услуг населению (на 3,6 %), ввода жилых домов (на 4,6%). Весомый вклад в экономику области внес малый бизнес.

Улучшились показатели  инвестиционного рейтинга Ростовской области. Среди   регионов России область занимает 12 место по инвестиционному потенциалу.

Стабильная ситуация  в реальном секторе экономики способствовала повышению  уровня жизни  жителей области. Реальные  денежные доходы увеличились на 14 %, заработная плата в реальном исчислении почти на 10 % (среднемесячная  начисленная з/плата РО – 3,9 тыс. руб., РФ – 5,5 тыс. руб.), пенсии  – на 2,4 %. Ростовская область по величине денежных доходов населения   и темпам роста заработной платы среди 13 субъектов Российской Федерации, входящих в Южный Федеральный округ, заняла 1 место.

 Нам удалось выполнить свои социальные обещания. В прошлом году была полностью погашена задолженность   по детским пособиям   в размере 467,0 млн. руб. Текущие выплаты производятся в срок и в полном объеме. С октября  2003 года выросла на 33 % заработная плата работников бюджетной сферы. В 2,3 раза по сравнению с 2002 годом  увеличен объем средств, направленных на выплату жилищных субсидий (более 1,3 млрд. руб.).

Вместе с тем поддержание устойчивых темпов роста сдерживается нерешенными проблемами, связанными с реформированием отраслей экономики.  Все эти проблемы мы знаем и работаем над их решением.

Объем прибыли прибыльных предприятий, заложенный в расчетах бюджета на 2003 год, не выполнен (на 4,8 млрд.руб.), соответственно не выполнен план по налогу на прибыль. Каждое третье бюджетообразующее предприятие не исполнило свои обязательства перед бюджетом. Все это свидетельствует об отсутствии заинтересованности предприятий в снижении издержек производства,   слабой работе муниципальных образований и отраслевых министерств по расширению налогооблагаемой базы.

Экономическая ситуация, естественно, сказывается и на занятости населения. Рабочая сила из промышленности,  строительства, сельского хозяйства постепенно перетекает в сферу услуг, что в принципе отражает общемировую тенденцию.

Несмотря на снижение уровня общей безработицы  по сравнению с прошлым годом на 0,2 % (с 12,2 % до 12 % от экономически активного населения), численность зарегистрированных безработных в области остается высокой - 25,4 тыс.человек. В угольных территориях области уровень регистрируемой безработицы в два-три раза выше среднеобластного показателя, что требует принятия самых активных мер. В кратчайшие сроки подготовлен проект областного закона «О шахтерских территориях приоритетного развития» и в ближайшее время он будет внесен в Законодательное Собрание области для рассмотрения во втором чтении. Для комплексного решения проблем  регионов, считаю целесообразным принятие аналогичного закона и на федеральном уровне. Выражаю уверенность, что вновь избранный в Государственную Думу депутатский корпус будет всячески содействовать этому. 

Под постоянным контролем Администрации области, межведомственной комиссии (проведено 7 заседаний)  находится вопрос по погашению задолженности по заработной плате.  В результате  предприятий-должников стало  на 70 единиц меньше, число людей, несвоевременно получающих зарплату, сократилось на  28 тысяч.  Тем не менее, в угольной промышленности, машиностроении и металлообработке величина задолженности по зарплате остается высокой. Погашение задолженности  должно стать предметом тесной совместной  работы минпромэнерго области, собственников и  менеджмента угольных компаний, предприятий и организаций области (на 1.02.04 г. по  всем отраслям экономики – 954 млн. руб. (781 млн. рублей), из них   в угольной - более 400 млн. рублей ).

Промышленность

Ведущее место в экономике области  по праву принадлежит промышленности,  обеспечивающей 38 % объемов налоговых поступлений. Предприятия  отрасли  шестой  год  подряд обеспечивают    рост производства и   лидируют в Южном Федеральном округе по выполненным объемам.

Прогнозируемый рост  физических объемов промышленного производства на 5 % по предварительным отчетам выполнен    (104,8 % при 105,2 % по прогнозу).  Выпуск   продукции в натуральном  выражении увеличен в  девяти из одиннадцати ведущих отраслей.  Лидерами по темпам роста производства стали отрасли: стекольная и фарфоро-фаянсовая, черная металлургия, химическая и нефтехимическая, стройиндустрия. Неплохие результаты обеспечены в  автомобильном (ООО «Тагаз»), железнодорожном (ОАО «НПО НЭВЗ»), энергетическом (ОАО «Красный Котельщик», ЭМК-Атоммаш), металлургическом  машиностроении.

Вместе с тем  не сохранен уровень  производства 2002 г. в пищевой и мукомольно-крупяной отраслях.

Однако, несмотря на   рост выпуска продукции в действующих ценах более чем  на 20 %, налоговые поступления увеличились лишь на 2 %. Доля налоговых поступлений от предприятий промышленности  в общей сумме платежей уменьшилась с 43 % в 2002 году до 38 % в 2003 году. Поступления  налога на прибыль от промышленности сократились по сравнению с 2002 годом на 13 %.

Сдерживающим фактором при формировании прибыли остается рост цен и тарифов на услуги естественных монополий.  Привлечение на региональный рынок независимых энергосбытовых компаний, имеющих возможность поставить  электроэнергию по более низкой цене, чем ОАО «Ростовэнерго»,  должно стать одной из приоритетных задач, стоящих перед минпромэнерго области на 2004 г.

Возросла доля убыточных предприятий с 32 % до 37 %, а сумма полученных убытков увеличена в 1,8 раза  (в т.ч. электроэнергетика, угольная, машиностроение  – в 2 раза, черная металлургия - в 3 раза, пищевая – в 5 раз). Одним из направлений повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности остается работа по реформированию и финансовому оздоровлению предприятий.

Особое внимание необходимо обратить на координацию действий по выводу из кризисной ситуации предприятий и организаций, входящих в группу риска банкротства и находящихся в процедурах банкротства.

Положительные результаты совместного взаимодействия исполнительных органов власти, арбитражных управляющих в области имеются. В первом квартале   2004 г.  предусмотрено   завершение процедуры банкротства в ОАО «Ростовский комбинат шампанских вин».  

По завершению внешнего управления настроено возвратить утраченные позиции ОАО НПО «НЭВЗ». В 2003 году им выпущено 27 электровозов против 19 год назад.

Сложным вопросом, который мы обязаны разрешить в 2004 г., остается проблема угледобывающих предприятий.  В настоящее время в  стадии ликвидации находится 48 шахт. Добыча угля в отрасли за год сократилась на  1,4 млн. тонн или на  17 %. Не смогла сохранить и половины прошлогодних объемов компания «Ростовуголь». Техногенные аварии, имевшие место в  феврале и октябре 2003 года  на шахте «Западная–Капитальная»,  привели к закрытию ее и сопредельных  с нею еще  двух шахт.  Готовится  к продаже на открытых торгах имущество потенциально рентабельных производств  Ростовугля.

Со сменой собственника становится  реальным  рост  производства в  ОАО «Гуковуголь».

Аграрный сектор

Прошедший год был не простым для аграрного сектора. Земледельцам области пришлось приложить максимум усилий, чтобы получить полновесный урожай, не допустить снижения объемов валовой продукции сельского хозяйства. Создана неплохая основа для обеспечения урожая этого года. Посеяно свыше 1,5 млн. га озимых культур, поднято 3,1 млн. га зяби и паров, полным ходом идет подготовка к весенне-полевым работам. На данный период 95 % посевов озимых культур находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии.

Почти на четверть (на 23,4 %) увеличилась заработная плата в сельхозпредприятиях.

Администрация области уже не первый год оказывает поддержку сельским товаропроизводителям в субсидировании процентных ставок по кредитам, созданы необходимые материально-технические резервы, в том числе средств защиты растений. Второй год не возникает проблем с нефтепродуктами. Через долгосрочные кредиты и лизинговые схемы идет процесс обновления машинно-тракторного парка.

Однако эффективность работы отрасли  недостаточна. Треть хозяйств крупнотоварного сектора убыточны, кредиторская задолженность вдвое превышает дебиторскую. Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды более 1 млрд. руб.

Думаю, назрела необходимость переориентироваться с оказания поддержки крупных хозяйств на поддержку личных и фермерских хозяйств, доля которых в производстве животноводческой продукции (мяса и молока)  превысила 70 %. Для дальнейшего развития личных хозяйств на местах надо  делать упор на увеличение переработки сельхозпродукции.

Приоритетной задачей развития растениеводческой отрасли остается стабилизация производства зерна за счет  совершенствования семеноводства, использования перспективных высокоурожайных сортов донской селекции,  применения современных агротехнологий.

Необходимы разумные подходы к экспорту сельскохозяйственной продукции. Причем вывозить надо не сырье, а готовую продукцию.

Одним из вопросов остается рост цены на хлеб, обусловленный повышением тарифа на электроэнергию, цены на муку, ростом заработной платы и изменением конъюнктуры рынка. В целях стабилизации рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия Правительством России принято постановление (от 30.01.04г. № 44) о проведении в 2004 году государственных товарных интервенций на рынке зерна. Это поможет  стабилизировать ситуацию с ценой на хлеб.

Определенную помощь в решении этого вопроса окажет  финансовая  поддержка   в   2004 г .из областного бюджета не только донских хлебопеков, но сельхозпроизводителей области. 

Транспорт

Стабильное развитие экономики нашего региона стимулирует строительство специализированных терминалов по переработке  на экспорт различных грузов. В 2003 году были введены в эксплуатацию дополнительные мощности    в Ростовском, Азовском и Таганрогском портах.

В 2004 году  начато  строительство второй нитки  Кочетовского гидроузла, который является самым «узким» местом на внутренних водных путях Российской Федерации. Ввод его в эксплуатацию позволит решить задачу продления международных транспортных коридоров через область и переключить товаропотоки с транспортных коридоров, идущих в обход России.

 В последние годы  нам не приходилось обсуждать вопросы развития  автомобильного транспорта,  поскольку проблемы перевозки пассажиров в городах и районах области потеряли свою остроту.  Пополнение автобусного  парка за счет средств международного банка реконструкции  и развития, динамичное развитие перевозок малыми предприятиями и предпринимателями частично решали проблему. Однако сегодня, в связи со старением парка подвижного состава, отсутствием системы долгосрочного формирования рынка пассажирских услуг, мы вынуждены вновь обратиться к этим вопросам.

Инвестиции

Объем инвестиций в область за 2003 год составил 36,2 млрд. рублей или 107,4 % к уровню 2002 года. Высокий темп роста инвестиций  обеспечен без значительных средств Минатома.  Кроме того, за прошедший год объем иностранных инвестиций, поступивших в область, увеличился в 2 раза и превысил 225 млн. долларов.

В 2003 г. по темпам роста инвестиций область опережала Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградскую область.

Рост реальных доходов населения способствовал увеличению спроса на жилье. За прошедший год построено около 11,4 тысяч квартир общей площадью более 1 млн. кв. метров или 104,6 %.

В то же время  рост инвестиций в области ниже среднероссийского и не достаточен для обеспечения сформулированной Президентом России задачи об удвоении ВВП.

С целью создания условий для привлечения инвестиций в экономику области разрабатывается Концепция повышения инвестиционной привлекательности. Это новый шаг в развитии инвестиционного процесса в регионе. Мы меняем сам подход к построению региональной инвестиционной политики, что  требует совершенствования действующего инвестиционного законодательства. Это позволит оптимизировать механизм бюджетной поддержки инвестиций и повысить ее эффективность. Подчеркну, что выделение средств на капитальное строительство возможно лишь при наличии городских и районных инвестиционных программ.

В 2004 году  работа отраслевых министерств, администраций городов и районов, особенно  шахтерских территорий,  должна быть сконцентрирована в этом направлении.

Это позволит оптимизировать сроки административного рассмотрения  инвестиционных проектов, применив принцип режима работы по системе  «единого окна». Считаю целесообразным обратить внимание  глав шахтерских регионов на  более тщательную разработку программ местного развития.

 Главы территорий должны не только содействовать реализации инвестиционных проектов предприятий, но и сами инициировать проекты развития территорий на основе свободных инвестиционных площадок.  

Вместе с тем,  по-прежнему имеют место несогласованные действия  отдельных руководителей муниципальных образований  с Администрацией области. Незнание руководителями муниципальных образований основных требований,   предъявляемых федеральными органами к финансированию строек и объектов, приводит к тому, что мы теряем деньги.

Так, по причине отсутствия проектно-сметной документации в 2003 году были сняты с финансирования объекты на общую сумму 21,6 млн. рублей. Потребовалось принятие экстренных мер,  чтобы эти деньги сохранить для области.

В  этом году ситуация может повториться, поскольку из 60 объектов, включенных в федеральный бюджет 2004 года, по  20 объектам документация в Москву  не представлена. Прошу глав муниципальных образований взять под личный контроль ситуацию, связанную с представлением необходимой документации и освоением средств федерального бюджета.

В текущем году в соответствии с постановлением Администрации (от5.01.04г. №1) изменен порядок проведения конкурсных торгов на проведение проектно-изыскательских работ. Закупка проектно- изыскательских работ будет осуществляться двумя конкурсами. Первый конкурс - предпроектная стадия. Второй конкурс - разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектно-сметной документации. Предусмотрено повышение ответственности проектировщика за недостатки проектно-сметной документации, в том числе и за те, которые будут обнаружены при строительстве, а также в процессе эксплуатации объекта. Задача заказчиков –  жестко требовать исполнения норм, заложенных в постановлении Администрации области.

ЖКХ

В области продолжалась работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Однако о качественных изменениях в отрасли говорить еще рано.

 Затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв.м. в месяц возросли (оперативно) на 23 % и составили 26,6 руб., при условном федеральном стандарте 19,2 руб.

В отдельных районах (Морозовском, Ремонтненском, Тарасовском) за счет высоких затрат на производство теплоэнергии, затраты на 1 кв.м. общей площади жилья за 2003 год выросли на 30 и более процентов. Причиной высоких тарифов на услуги теплоснабжения явились: высокий износ сетей, низкая нагрузка технологического оборудования, высокий процент потерь, низкий КПД теплоисточников.

В течение 2003 года проводилась работа по сокращению перекрестного субсидирования в ценообразовании на услуги водоснабжения и водоотведения. В результате перекрестное субсидирование прекращено в 16 муниципальных образованиях. По большинству территорий области практика перекрестного субсидирования не завершена. Наибольший рост экономически обоснованных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения имел место в муниципальных образованиях, которые длительное время не пересматривали действующие тарифы. (Так, в пос.Чертково тариф на услуги водоснабжения не пересматривался 6 лет и его увеличение составило 2,2 раза, в сл. Кашары тариф не пересматривался 4 года и его рост составил 2,1 раза).

На 2004 год федеральный стандарт с учетом затрат на капремонт утвержден в размере 24,4 руб./кв.м.

В большинстве муниципальных образований области тарифы на услуги ЖКХ достигли предельных величин. У нас не осталось резерва роста. Вопросы оптимизации системы формирования тарифов  на услуги ЖКХ должны стать ключевыми в деятельности администраций муниципальных образований. Повышение заработной платы, увеличение инвестиционных составляющих должно сопровождаться сокращением непроизводительных затрат, реализацией мероприятий энергосбережения.

Несмотря на то, что в структуре производственных издержек предприятий водопроводно-канализационного хозяйства наибольший удельный вес занимают расходы на электрическую энергию, муниципальными образованиями слабо решаются вопросы энергоресурсосбережения.

Отсутствие приборов учета дает возможность предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства и теплоэнергетики варьировать полезным отпуском для обеспечения мнимого финансового благополучия предприятий.

Федеральный  закон "Об основах федеральной жилищной политики", "Основные направления тарифной политики Ростовской области на 2004 год"  ставят перед органами местного самоуправления новые задачи в вопросах регулирования тарифов.  Тарифы могут изменяться только при наличии в местном бюджете средств на покрытие дополнительных расходов  и внесении изменений в нормативные правовые акты о местных бюджетах.

В настоящее время  в Администрации области создана рабочая группа, разрабатывающая предложения по совершенствованию порядка определения расходов муниципальных образований на жилищно-коммунальное хозяйство.  Муниципальным образованиям необходимо провести работу по уточнению численности населения, пользующегося жилищно-коммунальными услугами,  проверке обоснованности установленных нормативов потребления коммунальных услуг и их анализу в сравнении с фактическим результатом.

2003 год характеризуется чередой банкротств в ЖКХ. В настоящее время более 63 предприятий отрасли находится в разной стадии банкротства, среди них такие крупные как:  МУП ТС г. Азова, МУП «Водоканал» г. Гуково, Зверевское предприятие тепловых сетей, 8 предприятий МУП ЖКХ г. Таганрога. Это чрезвычайно негативная тенденция, которая напрямую влияет на устойчивость функционирования отрасли.

С целью достижения конкретных результатов в 2004 году необходимо придать работе по финансовому оздоровлению предприятий ЖКХ системный характер.

Остается актуальным вопрос привлечения инвестиций в сферу ЖКХ. Следует отметить возрастающий интерес отечественного и зарубежного частного бизнеса к коммунальному сектору городского хозяйства. В г. Ростове, Аксае, Новочеркасске, Константиновске, Азове за счет кредитных ресурсов МБРР реализованы проекты, направленные на улучшение качества питьевой воды, повышение уровня безопасности обслуживающего персонала и экологии. За счет гранта Глобального экологического фонда МБРР   начата реализация проекта по сокращению сбросов биогенных веществ и выбросов метана в городе Ростове. Планируется осуществление реконструкции очистных сооружений водопровода и канализации в г.г. Ростове, Новочеркасске, Таганроге за счет займа МБРР. Необходимо грамотно организовать эту работу.

Сегодня подписаны договора аренды  с ОАО «Донские коммунальные системы» по управлению объектами инженерной инфраструктуры в городах Ростове, Волгодонске, Шахты, завершается эта работа в г.г. Новошахтинске, Красном Сулине.

В городах Шахты и Новочеркасске начат  проект по строительству мусороперерабатывающих комплексов.

Несмотря на активизацию работы по привлечению частных компаний в отрасль, этот процесс сдерживается в силу объективных причин, а именно высокой монополизации большинства видов деятельности (водопроводно-канализационное хозяйство, электроснабжение, газовое хозяйство, горячее водоснабжение, теплоснабжение).

Соцсфера

Развитие экономики, стабилизация бюджетного процесса позволяют уделять должное внимание укреплению материальной базы учреждений отраслей социальной сферы. В бюджете области 2004 года на эти цели заложено  1,7 млрд.руб.

Выделение столь значительных средств требует от министерств и ведомств усиления контроля за их рациональным и целевым использованием. Необходимо также активнее привлекать внебюджетные средства: расширять спектр платных услуг населению, создавать попечительские советы при школах, больницах, учреждениях культуры.

Другое направление рачительного использования бюджетных ресурсов – проведение работы по оптимизации сети учреждений (здравоохранения, образования), особенно в сельской местности. Каждое такое учреждение сможет предоставлять качественные, современные услуги жителям нескольких окрестных населенных пунктов.

Эффективно этот процесс проходит в Каменском, Усть-Донецком районах, где взамен малокомплектных начальных школ созданы опорные образовательные учреждения, оснащенные современным оборудованием. Активно включились в эти процессы Неклиновский, Мясниковский, Волгодонской и другие районы. Для организации подвоза к месту учебы детей сельским школам за последние несколько лет было поставлено 416 автобусов, приобретено свыше 5,0 тыс. компьютеров.

В сфере здравоохранения - больницы, где качество лечебного процесса не отвечало современным требованиям, преобразовываются во врачебные амбулатории. Одновременно в центральных районных больницах продолжается организация коек интенсивного лечения. Для доставки людей в учреждения здравоохранения было выделено 438 единиц автотранспорта, из которых 395 – машины «скорой помощи».

Заявленный Губернатором области  лозунг «от социальной защиты – к социальному наступлению» не потерял актуальности и в текущем году. Реализация заложенной в нем идеи комплексного развития всех отраслей социальной сферы позволила нам перейти от мероприятий по поддержке малоимущих к масштабным действиям.

Проведенное социологическое исследование позволило при  разработке планов социально-экономического развития региона  учитывать основные проблемы, волнующие жителей области. В  ближайшие 2-3 года мы постараемся максимально  решить основные  вопросы, особенно волнующие  население области.

Бюджет, налоги

Областью закреплена тенденция последних лет по стабилизации бюджетного процесса. Как и в предыдущие годы,  мы вступили в новый финансовый год с принятым бюджетом.

Выполнение доходной части бюджета должно было стать основной задачей текущего года. Эти вопросы  уже рассматривались в январе т.г. на совещании с главами муниципальных образований. Администрациям городов и районов приоритетное внимание необходимо уделить налогам на имущество и  землю, а также арендной плате за землю, поскольку они – финансовая основа местного самоуправления.

Поскольку поступления налогов на прибыль и доходы физических лиц  служат основой формирования областного бюджета  в работе отраслевых министерств определяющим  должно стать повышение эффективности работы всех отраслей экономики и стабильное повышение заработной платы на предприятиях всех форм собственности.

С этого года, в соответствии с принятыми изменениями в Налоговый кодекс, все акцизы на алкогольную продукцию зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. 80% от ставки акциза на алкогольную продукцию (за исключением вин) будут уплачивать акцизные склады, как производителей, так и оптовых предприятий. Введенная в действие с 1 сентября 2003 года Система контроля качества и учета движения алкогольной продукции  должна обеспечить сокращение нелегального оборота алкогольной продукции, продвижение производимой продукции  и увеличение поступления акцизов в консолидированный бюджет области. 

В  2004 году   планируется получить более полумиллиарда рублей налога за пользование водными объектами. При этом следует учитывать, что 70 % от объема поступлений будет направлено на финансирование мероприятий по восстановлению, охране и использованию водных объектов.

 Выполнение доходной части бюджета области позволяет обеспечить финансирование нормативных текущих расходов социально-культурных учреждений.

Однако расходы бюджета к факту прошлого года в целом возрастут только на 11 процентов, то есть практически на уровень инфляции при том, что по отдельным  направлениям затраты увеличатся значительно больше (по  оплате труда  - на 33 %).

Капитальные расходы бюджета текущего года весьма ограничены. Предусмотренные за счет средств областного бюджета объемы капитального строительства – 1млрд.руб. - ниже фактических расходов прошлых лет.

Нерешенным остается вопрос своевременных расчетов с жилищно-коммунальным хозяйством, на   1 января долг бюджета по жилищным субсидиям и льготам населению, другим направлениям – более 440,0 млн. рублей.

Это связано с тем, что возможности значительного роста объема расходных полномочий (за последние 3 года – в 2,4 раза)  практически исчерпаны. Проведение налоговой реформы и снижение налоговой нагрузки на предприятия приводит к сокращению поступлений во все уровни бюджета. Проводимая федеральным центром политика сдерживания расходов относится и к объемам оказания финансовой помощи регионам.

Принимаемые в области меры по развитию налогового потенциала на основе экономического роста, мобилизации собственных доходов, повышения эффективности использования государственного имущества актуальны. Но очевидно они не дадут в краткосрочной перспективе значительного роста доходов.

Избежать в ближайшие годы дефицита ресурсов при текущем уровне капитальных расходов возможно только при сдерживании роста расходов, а по целому ряду направлений - при их снижении. В числе мер по экономии средств:

- оптимизация сети учреждений, расходов на содержание аппарата управления;

- совершенствование конкурсного механизма закупок для бюджетных нужд;

- экономия учреждениями расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг;

-  взвешенный подход к открытию новых бюджетных учреждений, принятию  к финансированию программно-целевых расходов и мероприятий.

При этом необходимо обеспечить концентрацию средств на социально значимых полномочиях, включая своевременные и полные расчеты с предприятиями ЖКХ.

В прошлом году эти вопросы неоднократно рассматривались коллегией Администрации области. Сделаны первые шаги: в бюджете 2004 года управленческие расходы запланированы практически без прироста, на уровне прошлого года.

Проведенный минфином области анализ местных бюджетов на 2004 год показал, что основным недостатком принятых бюджетов является отсутствие у органов местного самоуправления намерения погашать накопленные долги, в основном – коммунальные, а также выделять дополнительные средства на жилищные субсидии и установленные законодательством льготы для населения.

Так, объем дополнительных доходных источников территорий оценивается в 659 млн. рублей. В то же время в местных бюджетах практически не предусмотрены расходы на погашение долгов: по жилищным субсидиям – 145 млн. рублей, убыткам ЖКХ и коммунальным услугам учреждений – 120 млн. рублей, льготам ветеранам и инвалидам –252 млн. рублей.

Дополнительно к субсидиям областного бюджета на реализацию льгот и компенсаций гражданам территориями предусмотрено только 5 млн. рублей, в то время как областным бюджетом добавлено 1,7 млрд. рублей или 55 процентов от всех расходов на эти цели. Расходы по жилищным субсидиям  увеличены территориями к нормативным всего лишь на 4 млн. рублей.

В то же время муниципальными образованиями запланированы сверхнормативные расходы. В их числе: капстроительство – 157 млн. рублей, резервные фонды – 139 млн. рублей, управленческие расходы – 62 млн. рублей, СМИ – 35 млн. рублей и другие.

Главам муниципальных образований направлены результаты экспертизы для внесения изменений в ранее принятые бюджеты.

В настоящее время предусматриваются дополнительные условия выделения финансовой помощи территориям. Средства финансовой помощи будут предоставляться в полном объеме тем территориям, которые, при наличии сверхплановых доходов, в первоочередном порядке прилагают усилия по ликвидации долгов местных бюджетов, обеспечивая в полном объеме текущие бюджетные обязательства.  

В случае не устранения замечаний, установленных при экспертизе бюджетов, и не исполнения дополнительных условий, Администрация области по итогам I квартала т.г. рассмотрит вопрос о приостановке перечисления финансовой помощи или ее направления целевым назначением на погашение долгов местных бюджетов.

В настоящее время первоочередной задачей для всех органов власти должно стать повышение эффективности бюджетной политики в целом на основе принятия указанных мер. Она должна быть нацелена на перспективу, исходить из четкого понимания приоритетов в расходах и возможностей бюджета области.

Муниципальная  реформа

 Нам предстоит масштабная работа по реформированию органов местного  самоуправления. В течение года необходимо принять порядка 40 областных законов. Один из основных законопроектов – «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского округа или муниципального района». Предстоит сформулировать конкретные предложения по описанию и установлению границ будущих муниципальных образований. Важно при этом учесть не только вопросы распределения муниципальной собственности между вновь созданными муниципальными образованиями, но и создать условия для наделения их собственной доходной базой.

Заключение

Экономическая ситуация изменчива. Те рецепты, которыми мы пользовались вчера, сегодня теряют свою актуальность – требуются новые подходы и приемы. Главное, что созрело понимание сути происходящих процессов, управления ими путем правового обеспечения предпринимательской активности, согласования интересов широких слоев населения,  налаживания диалога между властью и бизнесом. И все это будет способствовать взаимодействию.

Размещен:Размещено:
18.09.2010 12:14:53|
Изменено:
18.02.2004 13:08:00|
Количество просмотров:
287

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика