Новый сайт

Проект "Областной целевой программы содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006 годы"

 

Паспорт программы  

Наименование

Программы

Областная целевая программа содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006 годы 

Основания разработки Программы

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», статьи 14, 15

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. №568-р «Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы»

Решение Коллегии Администрации Ростовской области от 4 декабря 2002 года №94 

Государственный

заказчик Программы

Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области 

Основные разработчики Программы

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, министерство труда и социального развития Ростовской области, министерство промышленности, энергетики и природных ресурсов Ростовской области,  ученые Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» и Северо-Кавказского научного центра Высшей школы 

Цели Программы

Развитие рынка труда, повышение эффективности занятости населения, снижение социальной напряженности

Приоритетные задачи Программы

Повышение конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда.

Реформирование системы подготовки кадров в соответствии с потребностью экономики.

Снижение дисбаланса между спросом на рабочую силу и ее предложением.

Повышение инвестиционной активности и создание новых рабочих мест.

Развитие социального партнерства на рынке труда.

Снижение социальной напряженности в шахтерских территориях области.

Обеспечение социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда граждан и создание действенной системы трудоустройства указанной категории населения.

Обеспечение гарантий социальной поддержки безработных граждан.

Улучшение информационного обеспечения политики содействия занятости 

Сроки реализации Программы

2004 - 2006 годы

Основные исполнители Программы

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области, министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, министерство труда и социального развития Ростовской области, управление по делам миграции ГУВД Ростовской области, военные комиссариаты городов и районов, муниципальные образования, Федерация профсоюзов Ростовской области, работодатели 

Объемы и источники

финансирования

Всего в 2004 - 2006 гг. на реализацию Программы - 

78734,0 млн. руб., из них на инвестиционные проекты и развитие малого бизнеса в рамках других программ – 76717,7 млн. руб.;

в том числе:

средства федерального бюджета  - 3750,3 млн. руб.;

средства областного бюджета – 2097,5 млн. руб.;

средства местных бюджетов – 881,5 млн. руб.;

консолидированные средства (средства работодателей, привлеченные средства) – 72004,7 млн. руб.

Из общих затрат на финансирование мероприятий, реализуемых органами службы занятости:

всего по Программе – 2016,3 млн. руб.,

из них:

средства федерального бюджета – 1807,5 млн. руб.;

средства областного бюджета – 88,9 млн. руб.;

средства местных бюджетов – 30,7 млн. руб.;

средства работодателей – 89,2 млн. руб.

Ожидаемые конечные

результаты реализации Программы

Повышение уровня занятости населения области с 56% в 2003 г. до 56,7% в 2006 г., снижение уровня общей безработицы с 11,9% до 11,0% соответственно, не превышение уровня регистрируемой безработицы 1,3%.

Создание около 43 тыс. новых и сохранение 84,2 тыс. рабочих мест.

Профессиональное обучение персонала на предприятиях и в организациях - не менее 181 тыс. чел.

Профессиональное обучение и переобучение 24,0 тыс. безработных граждан и незанятого населения.

Трудоустройство 435 тыс. чел.

Организация временных общественных работ  57 тыс. чел.

Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения

 

 

Законодательное Собрание Ростовской области

Администрация Ростовской области

Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области

Координационный комитет содействия занятости населения Ростовской области

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области

Союз работодателей Ростовской области

Федерация профсоюзов Ростовской области 

Введение

Современное состояние и перспективы развития занятости населения  определяются общими положительными сдвигами в экономике, улучшением конъюнктуры рынка труда. Значительно активизировались субъекты рынка труда – работодатели и работники, увеличилась интенсивность перетока рабочей силы между отраслями производства, отдельными предприятиями.

Областная целевая программа содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006 годы (далее – Программа) разработана на основании Закона Российской Федерации «О занятости  населения в Российской Федерации», Концепции  действий на рынке труда на 2003-2005 годы, решения коллегии Администрации Ростовской области от 04.12.2002 г. №94. Подготовка Программы осуществлялась на основе данных министерств и ведомств по различным направлениям деятельности в социально-трудовой сфере, муниципальных образований, центров занятости населения, научно-исследовательских работ и предложений ученых и обеспечивает преемственность с аналогичной программой  на 2001-2003 годы.

В Программе определены основные  направления и приоритеты политики занятости, реализуется комплексный подход к решению проблем рынка труда  с учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы городов и районов области в условиях структурных сдвигов в экономике и  дан прогноз занятости населения на предстоящий период.

Программа обеспечивает реальную интеграцию политики занятости в общую схему социально-экономического развития Ростовской области и является  составной частью Программы экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 годы.

Для достижения главной цели и обеспечения выполнения социальных задач предусмотрена разработка мероприятий Программы, которая включает основные направления содействия занятости населения действующих целевых программ, в том числе Федеральной целевой программы «Юг России» на период до 2006 года, Программы экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 годы, Программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы.

Программа предусматривает дальнейшую координацию усилий социальных партнеров на рынке труда по поддержанию занятости населения и снижению социальной напряженности.

1.  РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004-2006 ГОДАХ

В соответствии с Программой экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 годы основными факторами, оказывающими влияние на рынок труда, будут дальнейшее развитие и структурные преобразования в ведущих отраслях экономики области, демографические изменения, реформирование системы профессиональной подготовки кадров. К 2006 году предполагается увеличение трудовых ресурсов до 2592,4 тыс. чел., или на 16,9 тыс. человек.  Численность занятых в области будет ежегодно увеличиваться в среднем на 0,5%, преимущественно в отраслях материального производства.

Отраслевое и профессиональное изменение занятости будет происходить, с одной стороны, за счет проведения активной инвестиционной политики, направленной на развитие и модернизацию производств, обеспечивающих выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции и рост производительности труда, и, с другой стороны, дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства, строительной индустрии и обслуживающих отраслей экономики области.

Благоприятный прогноз развития ситуации в экономике предполагает, что общая численность безработных, определяемых в соответствии с методологией Международной организации труда, к концу 2006 года сократится на 13,0 тыс. чел. и составит 240,0 тыс. человек, или 11,0% от экономически активного населения.

Масштабы общей безработицы, а также неэффективной занятости населения обусловлены значительными размерами морального и физического износа оборудования, низкими качественными характеристиками рабочих мест, низкой ценой труда, наличием теневого бизнеса.

В прогнозируемом периоде на рабочие места ежегодно будут претендовать свыше 500 тыс. чел. Основными категориями останутся: незанятое население, желающее возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва и впервые ищущие работу (35% от рынка труда), лица, меняющие работу по собственному желанию (27%), выпускники профессиональных учебных заведений (7%), работники, высвобождаемые с предприятий и организаций (6%).

В случае осложнения ситуации в угольной отрасли будет высвобождено более 13 тысяч работников, 70% которых по прогнозу обратятся на рынок труда. При содействии службы занятости 6,4 тысяч будут трудоустроены на постоянные и временные места, 550 чел. – переобучены, 200 чел – оформлены на досрочную пенсию, а для 1,7 тысяч необходимо предусматривать создание дополнительных рабочих мест.

В условиях повышения требований работодателей к наемным работникам, особой проблемой становится адаптация к требованиям современного рынка труда инвалидов, других слабозащищенных категорий населения, а также молодежи. Ежегодно поиском работы будут заняты около 40% выпускников профессиональных учебных заведений. Исключительную актуальность для проведения эффективной политики занятости в перспективе приобретает реформирование системы образования и ее адаптация к спросу на рынке труда.

В условиях превышения предложения рабочей силы над спросом на нее, сохранится профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения, связанный с недостатком профессиональных кадров, адекватных требованиям рынка, низкой мобильностью рабочей силы и низкой ценой труда.

В 2004-2006 гг. ожидается устойчивая потребность экономики в квалифицированных работниках, владеющих несколькими специальностями. Прогнозируется наибольший спрос на рабочих высокой квалификации: водителей автомобиля, каменщиков, маляров, машинистов различного технологического оборудования, газосварщиков, электромонтеров всех профилей, трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, а также специалистов: агрономов, ветеринарных врачей, зоотехников, инженеров, расширится спрос на специалистов малого и среднего бизнеса, бухгалтеров, механиков, инженеров–строителей, прорабов, инженеров-технологов, юрисконсультантов, врачей различных профилей, среднего медицинского персонала, агентов страховых и коммерческих, специалистов торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения и других. В связи с развивающимся процессом информатизации общества сохранится спрос на специалистов, владеющих компьютерными технологиями.

Изменения на рынке труда области приведут к дальнейшему увеличению востребованности услуг органов службы занятости. В 2004-2006 гг. свыше 30 процентов ищущих работу обратятся в центры занятости населения. Трудоустроено будет не менее 435 тыс. граждан. В соответствии с прогнозом численность зарегистрированных безработных будет колебаться в пределах 28,5?32,5 тыс. чел., а уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,3% от экономически активного населения.

Для обеспечения роста занятости населения области необходимо решить ряд проблем:

  • повысить степень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
  • снизить долю неэффективной занятости;
  • улучшить качественные характеристики рабочих мест;
  • способствовать росту инвестиций в реальный сектор экономики с целью создания рабочих мест, отвечающих современным требованиям;
  • содействовать ускоренному развитию малого бизнеса, особенно в аграрном секторе и смежных с ним отраслях экономики;
  • способствовать развитию внутрифирменной подготовки кадров, возрождению института наставничества, содействовать опережающему переобучению работников, увольняемых в связи с модернизацией и реорганизацией производства;
  • уделить особое внимание обеспечению занятости в проблемных территориях области  - в шахтерских городах и поселках и в сельской местности;
  • способствовать развитию активных программ занятости для трудоустройства граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда: инвалидов, одиноких и многодетных родителей, детей-сирот, граждан, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и др.

Для выполнения социальных задач в области занятости населения необходим программный подход, обеспечивающий согласованные действия всех органов, заинтересованных в их решении, а также консолидация финансовых средств по реализации программных мероприятий, наиболее рациональное использование этих средств.

В прогнозируемом периоде в приоритетных отраслях экономики области в рамках федеральных и областных целевых программ предполагается создание около 43 тысяч новых, из них более 1,5 тысячи в малом бизнесе, и сохранение 85,8 тысяч рабочих мест. Кроме того, при содействии службы занятости предусматривается оказание информационно-консультационной и финансовой помощи более 6 тысячам граждан, желающих организовать собственное дело.

Для улучшения функционирования рынка труда, повышения его гибкости, реализации гражданами возможности выбора профессиональной деятельности в соответствии с их интересами и потребностями рынка особое внимание будет уделяться профессиональной ориентации молодежи, учащихся, выпускников общеобразовательных школ, безработных граждан. В связи с этим в 2004-2006 годах услуги по профессиональной ориентации предусматривается оказать около 350 тыс. человек. Неотъемлемым условием обеспечения эффективной занятости населения является приведение в соответствие с прогнозом развития экономики профессионально-квалификационной подготовки кадров и своевременной коррекции структуры профилей  профессионального обучения с учетом перспектив спроса на выпускников. Профессиональное обучение персонала на предприятиях и в организациях предусматривается в объемах не менее 181 тыс. чел. По направлению службы занятости области в течение трех лет смогут пройти профобучение 30,4 тысячи безработных граждан по востребованным экономикой профессиям и специальностям.

В целях сохранения мотивации к труду у безработных граждан, оказания им материальной поддержки на период поиска подходящей работы предусматривается дальнейшее развитие общественных социально-значимых работ. Ежегодно на таких работах будет занято около 20 тыс. человек. Реализация специальных программ обеспечит временной занятостью более 3,5 тысяч слабозащищенных категорий населения, свыше 50 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Содействие занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время будет способствовать снижению подростковой преступности, безнадзорности.

Повышению трудовой мобильности населения будут способствовать меры по организованному набору рабочих как внутри, так и за пределы области в объемах более 4,5 тыс. чел. и по внутриобластному переселению семей специалистов с сельские районы области – более 100 семей ежегодно.

Социальной поддержкой в период поиска работы в виде пособия по безработице, материальной помощи, досрочных пенсий ежегодно предусматривается обеспечивать более 80 тыс. человек, стипендией - около 10 тыс. безработных граждан, обучающихся по направлению службы занятости.

Социальное партнерство на рынке труда будет способствовать повышению эффективности использования рабочей силы, усилению охраны труда, повышению цены труда. Одними из приоритетных направлений политики занятости станут меры по повышению информированности населения и работодателей о конъюнктуре рынка труда, росту качества и объемов  заявляемых работодателями вакансий, созданию единого информационного поля, совершенствованию автоматизированной информационной системы службы занятости. С этой целью в ближайшие три года будет произведена модернизация компьютерного оборудования Департамента ФГСЗН по Ростовской области и ЦЗН, внедрена автоматизированная система «Мониторинг рынка труда», будут развиваться сайты Департамента и центров занятости населения.

Для более полной реализации активной политики занятости в Ростовской области разработана система программных мероприятий, предусматривающая софинансирование из бюджетов всех уровней с активным привлечением средств работодателей. В результате этого будет обеспечен дальнейший рост занятости населения - до 56,7% в 2006 году, денежных доходов населения - в 1,7 раза к уровню 2003 года, снижение уровня бедности населения с доходами ниже прожиточного минимума до 17,2% к 2006 году.

2.  РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, средств государственной поддержки угольной отрасли, работодателей (собственных, заемных, привлеченных).

(млн. руб.)

Направления программных

 мероприятий

Всего

в том числе:

2004-2006гг.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

1

2

3

4

5

Итого:

78734,0

26309,3

25080,0

27344,7

  средства федерального бюджета*

3750,3

1232,5

1204,7

1313,1

  средства областного бюджета*

2097,5

759,9

728,7

608,9

  средства местных бюджетов*

881,5

343,8

295,3

242,4

консолидированные средства (средства работодателей, привлеченные средства)

72004,7

23973,1

22851,3

25180,3

из них:

- на мероприятия службы занятости

2016,3

582,6

686,4

747,3

  средства федерального бюджета

1807,5

528,6

612,3

666,6

  средства областного бюджета

88,9

9,9

37,7

41,3

  средства местных бюджетов

30,7

17,1

6,5

7,1

средства работодателей

89,2

27,0

29,9

32,3

- на реализацию мероприятий по созданию рабочих мест в рамках Программы экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 годы:

70178,3

22177,8

22157,0

25843,5

  средства федерального бюджета

1278,7

412,5

395,9

470,3

  средства областного бюджета

1653,5

619,9

554,1

479,5

  средства местных бюджетов

687,8

268,7

232,8

186,3

консолидированные средства (средства работодателей, привлеченные средства)

66558,3

20876,7

20974,2

24707,4

- на реализацию мероприятий по созданию рабочих мест в рамках Федеральной целевой программы Юг России на период до 2006 года:

3860,2

2117,3

989,0

753,9

  средства федерального бюджета

664,1

291,4

196,5

176,2

  средства областного бюджета

264,0

87,0

88,9

88,1

  средства местных бюджетов

163,0

58,0

56,0

49,0

консолидированные средства (средства работодателей, привлеченные средства)

2769,1

1680,9

647,6

440,6

1

2

3

4

5

- на реализацию мероприятий по созданию рабочих мест в рамках Программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы:

2679,2

1431,6

1247,6

-

  средства областного бюджета

91,1

43,1

48,0

-

консолидированные средства (средства работодателей, привлеченные средства)

2588,1

1388,5

1199,6

-

По направлениям программных мероприятий:

2. Улучшение функционирования

рынка труда

2,1

0,6

0,7

0,8

   средства федерального бюджета

2,1

0,6

0,7

0,8

3. Создание и сохранение рабочих мест

76723,1

25728,3

24395,4

26599,4

  средства федерального бюджета

1948,2

705,5

594,2

648,5

  средства областного бюджета

2008,6

750,0

691,0

567,6

  средства местных бюджетов

850,8

326,7

288,8

235,3

консолидированные средства (средства работодателей, привлеченные средства)

71915,5

23946,1

22821,4

25148,0

4. Развитие качества рабочей силы и профессиональное обучение персонала

107,1

24,7

39,3

43,1

   средства федерального бюджета

73,7

22,1

24,6

27,0

   средства областного бюджета

24,6

-

11,7

12,9

   средства местных бюджетов

0,5

0,1

0,2

0,2

консолидированные средства (средства работодателей)

8,3

2,4

2,8

3,1

5. Содействие трудоустройству граждан

8,3

2,5

2,8

3,0

   средства федерального бюджета

8,3

2,5

2,8

3,0

7. Развитие временных и общественных работ

249,6

73,7

84,2

91,7

  средства федерального бюджета

90,9

27,2

30,4

33,3

  средства областного бюджета

64,3

9,9

26,0

28,4

  средства местных бюджетов

29,1

16,7

5,9

6,5

консолидированные средства (средства работодателей)

65,3

19,9

21,9

23,5

8. Содействие занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной поддержке   

39,1

11,7

13,1

14,3

   средства федерального бюджета

22,4

6,7

7,5

8,2

  средства местных бюджетов

1,1

0,3

0,4

0,4

консолидированные средства (средства работодателей)

15,6

4,7

5,2

5,7

9. Социальная поддержка безработных граждан

918,6

259,6

315,4

343,6

  средства федерального бюджета

918,6

259,6

315,4

343,6

10. Развитие государственной службы занятости населения

686,1

208,3

229,1

248,7

  средства федерального бюджета

686,1

208,3

229,1

248,7

* объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке в сроки утверждения федерального, областного и местных бюджетов


 3.  ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация  основных мероприятий программы позволит создать условия для функционирования гибкого рынка труда, сочетающего экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности  развития  экономики  в рыночных условиях. В основе этого процесса – улучшение сбалансированности спроса и предложения на рабочую силу, повышение ее качества, снижение социальной напряженности  посредством эффективной  целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы, эффективно работающая  служба занятости. 

В 2004-2006 гг. предполагается:

  -повысить уровень занятости населения с 56% до 56,7%;

  -снизить уровень общей  безработицы  с  11,9%  до 11,0% от экономически активного населения    области;

  -не превысить значения уровня регистрируемой безработицы 1,3% от экономически активного  населения области;

  -создать в области около 43 тыс. новых и сохранить не менее 84,2 тыс. рабочих мест;

  -оказать содействие в трудоустройстве не менее 435 тыс. чел.;   

  -обеспечить развитие временных общественных работ – 57 тыс. чел.;

  -повысить качество рабочей силы на рынке труда за счет профессионального обучения и повышения квалификации работников: профессиональное обучение персонала на предприятиях и в организациях - не менее 181 тыс. чел.; при содействии службы занятости направить на профессиональное обучение и переобучение 24,0 тыс. безработных граждан;

  -оказать социальную поддержку  215,2 тыс. безработным гражданам в период активного поиска работы, прохождения обучения, оформления досрочной пенсии;

  -обеспечить рост цены труда; минимальный размер оплаты труда максимально приблизить к величине прожиточного минимума области.

 
  4. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ  И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Реализация Программы предусматривает координацию усилий органов власти всех уровней, работодателей, службы занятости, профсоюзов, общественных организаций по реализации экономической и социальной политики области и обеспечивает преемственность с «Областной целевой программой содействия занятости населения Ростовской области на 2001-2003 годы». Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области осуществляет управление Программой, является координатором и совместно с центрами занятости населения городов и районов области - ответственным за реализацию Программы, отчет по реализации которой представляет в Администрацию области за первое полугодие – к 1 августа, за год – к 1 февраля.

Реализация Программы осуществляется на основе Соглашений и государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке всеми исполнителями и соисполнителями программных мероприятий. Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются в установленном порядке на конкурсной основе.

Программа с учетом выделяемых на реализацию мероприятий содействия занятости населения финансовых средств ежегодно корректируется в сроки утверждения федерального и областного бюджетов.

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется Законодательным Собранием, Администрацией Ростовской области, Министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, Координационным комитетом содействия занятости населения Ростовской области, Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области, Союзом работодателей Ростовской области и Федерацией профсоюзов Ростовской области.

  Приложение 1 "Перечень мероприятий Областной целевой программы содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006 годы"
  Приложение 2 "Потребность предприятий и организаций Ростовской области в квалифицированных кадрах на 2002-2006 годы"
  Приложение 3 "Прогноз профессиональной подготовки кадров учебными заведениями Ростовской области на 2003-2006 годы"


Решение коллегии от 22.09.03 года
Размещен:Размещено:
18.09.2010 12:13:14|
Изменено:
15.10.2003 15:24:00|
Количество просмотров:
228

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика