Новый сайт

1 квартал 2003 года

 

Тезисы выступления зам. Главы Администрации (Губернатора) области – министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей В.Е. Дерябкина

на совещании «Об  итогах  социально-экономического развития области  в 1 квартале 2003 г.»

29 апреля 2003

Уважаемые участники совещания !

В  1 квартале текущего года в отдельных отраслях экономики и социальной сферы получены положительные результаты.

Политика Администрации области, направленная на повышение оплаты труда, позволила  за последние 3 года существенно улучшить  ситуацию в этой области. За январь-февраль текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошедшего года зарплата увеличилась на 32 %. Повышение  благосостояния населения способствовало росту объемов жилищного строительства на 27 %, товарооборота - на 4 %, платных услуг – на 3 %.

Более чем в полтора раза вырос внешнеторговый оборот. Обобщающий показатель деятельности всех отраслей экономики области– ВРП - за 2 месяца текущего года увеличился  на 4,8  %. Своевременно и в полном объеме обеспечено финансирование социальной сферы.

Вместе с тем отмечается замедление темпов  развития экономики по сравнению с прошлым годом.  Индекс физического объема промышленной продукции  не достиг 100 %. Продолжает снижаться инвестиционная деятельность (92 %), сокращается численность работников на крупных и средних предприятиях (98,9 %). Темпы инфляции в области 6,8 % опережают среднероссийские - 5,2 %. За 2 месяца текущего года получено 1,3 млрд.руб. балансовой прибыли, что наполовину меньше, чем год назад.  Треть предприятий остаются убыточными (31,4 %). 

- Промышленность -

В  первом квартале 2003 года предприятиями  промышленности области   изготовлено продукции  меньше, чем прогнозировалось,  в основном, за счет сокращения производства  в машиностроении, топливной и  мукомольно-крупяной отраслях.

В территориальном разрезе сокращение  выпуска промышленной продукции отмечается в пяти из шестнадцати городов области, наибольшее в  городе Новошахтинске  (на 62,6 %). 

На итоги работы  машиностроительного комплекса  решающее  влияние оказала  резкое сокращение производства на предприятии «Ростельмаш», испытывающем трудности со сбытом продукции и ведущем реорганизацию. Уменьшение выпуска  зерноуборочных комбайнов почти наполовину предопределило сокращение комплектующих к ним на предприятиях-смежниках.

Несмотря на рост добычи угля в шахтоуправлении «Обуховская»,  в целом по  отрасли добыча угля  снижена на 9 %, выросла задолженность по зарплате.                                        

Затянувшийся процесс реформирования не позволил  стабилизировать ситуацию на Каменском  химкомбинате, объемы  производства в текущем году снижены на предприятии на 12 %.

Предприятия пищевой промышленности изготовили  продукции  на 9,3 % больше, чем год назад. В то же время в отрасли сохраняется еще ряд проблем. Важнейшая - отсутствие сырья. По этой причине снижено  производство плодовоовощных консервов, рыбопродукции в  акционерных обществах «Азоврыба», «Волгодонской рыбокомбинат», «Ростовский рыбокомбинат «Посейдон» и в целом по области (на 42 %). При этом донскими рыболовами  не полностью освоены промышленные квоты, доведенные  Государственным комитетом рыболовства России. Наведение порядка в рыбной отрасли позволит получить дополнительные доходы в бюджет.

- АПК -

В аграрном секторе сохраняется положительная динамика. С начала года во всех категориях хозяйств произведено продукции сельского хозяйства на 10% больше предыдущего года. По объемам производства область сохраняет второе место среди регионов Южного федерального округа.

Однако нерешенных проблем еще достаточно. Поздняя весна и неблагоприятные климатические условия существенно сдерживают ход весенне-полевых работ. По состоянию на  конец апреля ранних зерновых и зернобобовых посеяно в 1,5 раза меньше, чем год назад, 30 % посевов озимых культур подлежат пересеву.

Отсутствие материальных стимулов и постоянные реорганизации ведут к оттоку работников из отраслей сельского хозяйства. Только за январь-февраль текущего года число работающих в сельском хозяйстве к уровню прошлого года сократилось на 4,7 тыс. человек. 

Финансовое состояние предприятий сельского хозяйства  не улучшается. Почти 65 % хозяйств крупнотоварного сектора имеют кредиторскую задолженность в объеме 7,5 млрд. руб., которая превышает дебиторскую на 2,4 млрд. руб.

В этих условиях Администрация области продолжает финансовую и материально-техническую поддержку аграрного сектора: сельским товаропроизводителям из бюджетов всех уровней выделено 189 млн. руб., в том числе на компенсацию части стоимости минеральных удобрений и средств защиты растений - 50 млн. руб., поддержку племенного дела в животноводстве и отечественного овцеводства - 14 млн. руб.

На пополнение оборотных средств в период проведения весенне-полевых работ направлено 90 млн. руб. беспроцентной бюджетной ссуды, 59 млн. руб. – на приобретение сельскохозяйственной техники. И мы надеемся, что это поможет нашим селянам выйти из трудной ситуации.

- Строительный комплекс, ЖКХ -

На строительстве и реконструкции объектов, финансируемых из областного бюджета, обеспечен  рост на 0,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  Освоено 168 млн. руб.

Выполнена пятая часть годовой программы ввода жилых домов, введено 205 тыс. кв. м общей площади жилья. На 32-х территориях показатели выполнения годовой программы выше среднеобластного.

Однако в муниципальных образованиях городов Новочеркасска, Миллерово, Зверево, районов Егорлыкского, Константиновского в первом квартале темпы жилищного строительства снижены.

 В текущем году необходимо обеспечить ввод в эксплуатацию школ в Аксайском, Белокалитвенском районах, детского дома в г. Батайске, центральной районной больницы в г. Миллерово. Предстоит завершить реконструкцию главного корпуса областной клинической больницы № 1 и второй очереди БСМП-2 в г. Ростове.

Руководителям муниципальных органов не следует забывать и о таком важном моменте,      как отселение граждан из ветхого и аварийного жилья. В текущем году  эта работа еще не начата, и мы требуем от муниципальных образований   качественного ее выполнения, до начала отопительного сезона.

Итоги 1 квартала свидетельствуют, что качественных изменений в работе жилищно-коммунального хозяйства области не произошло. Несмотря на солидные средства, предусмотренные в бюджете на развитие отрасли., эффективность работы ЖКХ в январе-феврале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года  снизилась. Убытки  превысили 100 млн. руб. (год назад они составляли 62 млн. руб.).

При приближении оплаты населения за услуги ЖКХ к 100 % ведение бизнеса в сфере ЖКХ становится все более привлекательным. В настоящее время две трети работ по эксплуатации жилищного фонда выполняются на конкурсной основе. Однако в городах Белой Калитве, Сальске, Миллерово, Шахтах этому вопросу уделяется недостаточное внимание.

Закончился  отопительный сезон. Анализ работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства  показал, что большинство систем жизнеобеспечения городов и районов области работали стабильно.

Наиболее серьезные  аварии систем теплоснабжения, приведшие к перебоям подачи тепла в жилые дома, были в городах: Ростове, Таганроге, Новочеркасске, в Белокалитвинском районе, в поселках Синегорский и Шолоховский.

 Одной из основных задач руководителей муниципальных образований  является подготовка к очередному отопительному сезону и выполнение запланированных работ в полном объеме.

Острой остается проблема задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы.  На сегодня из-за существующей задолженности предприятиями энерго-, газоснабжения  вводились  вынужденные ограничения по подаче газа, тепловой энергии, воды в жилые дома. Это почувствовали  жители городов Ростова, Донецка, Волгодонска, Белой Калитвы и Белокалитвинского района.

  - Цены -

В  целях системного реформирования жилищно-коммунального хозяйства и реализации мер по выявлению и устранению факторов, влияющих на высокий уровень затрат и потерь, всем муниципальным образованиям на ноябрьском совещании по реформированию ЖКХ было рекомендовано осуществить разработку комплексных программ развития, реконструкции и технического перевооружения жилищно-коммунальных предприятий.

Анализ программ, утвержденных администрациями, показал, что большинство территорий  подошли к их подготовке формально. Работы, включаемые в программу, зачастую имеют характер текущего ремонта, что не приводит к снижению затрат и фактически не дает экономического эффекта.

Хочу обратить ваше внимание на то, что Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении принят проект закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах жилищной политики", предусматривающий утверждение тарифов на жилищно-коммунальные услуги один раз в год одновременно с формированием бюджета. В связи с этим, уже сейчас необходимо начать работу по подготовке расчетов тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2004 год.

- Инвестиции -

Одним из приоритетных направлений нашей работы была и остается работа по привлечению инвестиций в экономику региона. По предварительной оценке, на развитие экономики и социальной сферы области   в 1 квартале 2003 года по полному кругу предприятий было направлено   4,1 миллиарда рублей, что на 8  %  ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. Продолжает иметь место  спад инвестиционной активности, причем  все более нарастающими темпами.

25 февраля текущего года этот вопрос был рассмотрен на коллегии Администрации Ростовской области, определены меры по улучшению этой работы. Работа нашего министерства, ряда муниципальных образований была признана недостаточной.

К сожалению, меры в большей части остались на бумаге. Мы пока только  убеждаем глав администраций территорий, что вопросами привлечения инвестиций необходимо заниматься постоянно и серьезно, поскольку это –  экономический рост и налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Необходимо отметить, что по ряду территорий объем инвестиций, освоенных в 1 квартале текущего года, составляет менее 5 % от прогнозного объема на 2003 год. Это города: Новошахтинск (1,6 %), Красный Сулин (0,17%), Шахты (3,6 %)  и районы: Константиновский (0,12 %), Цимлянский (2,6%), Мясниковский (3,1%).

Можно сказать, что на итоги инвестиционной деятельности, по-прежнему,  продолжают оказывать негативное влияние  такие факторы, как замедление роста промышленного производства,  сокращение  объемов прибыли. Вместе с тем, есть и субъективные причины

Учитывая, что собственные средства предприятий являются одним из наиболее существенных источников инвестиций и  их доля в общем объеме  инвестиций составляет  более 40 %,  на уровне муниципалитетов должны приниматься  меры к тому, чтобы прибыль как источник инвестиций  не уходила за пределы территорий.

Вместе с тем, такая практика, как заключение соглашений с бюджетообразующими  предприятиями о совместных действиях, направленных на развитие производства, а, следовательно, и привлечение инвестиций, на территориях  не стала нормой.

На уровне области мы  начали применять эту практику. Заключено соглашение с «Тагметом», готовится к заключению - соглашение с БКМПО, «Ростсельмаш». Аналогичная работа ведется минсельхозпродом с экспортерами зерна.

Следующий аспект.  Ресурсы банков  являются теми источниками инвестиций, которые необходимо привлекать к развитию производств. В бюджете области Губернатором определены средства, которые могут быть направлены на удешевление банковских кредитов, а именно, субсидирование процентной ставки. К сожалению, этот инструмент муниципалитеты пока не используют. К рассмотрению на комиссии (1-ый квартал)  по финансовой поддержке было представлено всего 4 проекта, два получили отрицательную оценку. И это при том потенциале проектов, особенно в АПК, которые в области имеются.  Требования, которые нами предъявляются - это дополнительные платежи в бюджеты всех уровней и это условие вполне закономерно при реализации новых инвестиционных проектов. В текущем году средства на оказание финансовой поддержки инвестиционной деятельности не предусмотрены в бюджетах 11 территорий. При этом в целом по области отмечается снижение запланированного в местных бюджетах объема средств на оказание финансовой поддержки (475,6 млн. руб. или 84 % от уровня прошлого года).

Объемы привлекаемых   инвестиций по данным территориям не сопоставимы с заявляемыми  суммами капитальных расходов за счет средств бюджета области.  Это пример иждивенческой позиции ряда территорий. 

- Бюджет, налоги -

Поступления в бюджеты всех уровней составили 6 млрд. рублей, это выше показателей прошедшего года на 11 %. За  1 квартал текущего  года в  консолидированный бюджет области моби­лизовано  3,9   млрд. руб. налоговых и других  платежей, в областной - 2,2 млрд. руб.

Основная   задача 2003 года – обеспечение выполнения доходной части бюджета– в январе-марте текущего года не решена.

Лишь на  12 % выполнен план областного бюджета по акцизам на нефтепродукты, на четверть - по налогу на добычу полезных ископаемых,  на  44 % - по земельному налогу.

Наибольшие суммы недопоступлений в областной бюджет сложились в 1 квартале т.г. по городам: Ростову – 406 млн.руб., Таганрогу - 70 млн.руб., Новочеркасску – 42 млн.руб., Шахтам – 28 млн.рублей.

Не выполнены планы муниципальных образований по собственным доходам (с целевыми)  в 7-ми городах и  11-ти районах. Среди бюджетообразующих предприятий, отслеживаемых министерством экономики в рамках мониторинга, 32 %   предприятий сократили по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы производства, каждое второе - прибыли, каждое четвертое - фонд оплаты труда.

Прибыль  в промышленности сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18 %,  практически ликвидирована прибыль в черной металлургии –  получено 1,3 млн. руб. против 106 млн. руб. год назад (в 2001 г. 230 млн.руб.). В 2 раза сократился объем прибыли  на предприятиях транспорта. 

Существенно снижена прибыль на крупных и средних предприятиях Таганрога (на 52 %), Ростова (на 40 %),  Дубовского  (на 90 %), Октябрьского (на 77 %), Морозовского (на 71 %), Целинского (на 65 %), Кагальницкого (на 60  %) районов.

 Повышение  эффективности работы предприятий должно стать приоритетным направлением работы отраслевых министерств и руководителей муниципальных образований.

Другой резерв пополнения доходной части бюджета - ликвидация задолженности по заработной плате. С начала года она увеличилась на 15 % и составила 677 млн. рублей, в том числе 493 млн. руб. приходится на промышленность, из нее 317 млн. руб. задолженность угольной отрасли. Задолженность предприятий сельского хозяйства – 49 млн. руб.

Губернатором области была поставлена задача о ликвидации задолженности по зарплате в этом году. Однако со стороны отраслевых министерств, глав муниципальных образований действенных мер в этом направлении не принято.

До сих пор  в области имеются предприятия и организации, средняя заработная плата на которых ниже 450 рублей. Таких предприятий 199, причем более половины из них: сельскохозяйственные. Плюс к ним 450 предприятий, средняя зарплата на которых от 450 до 900 рублей. Вот поле деятельности для администраций  городов и районов, отраслевых министерств, инспекции труда и прокуратуры.

Говоря о резервах увеличения доходов бюджета невозможно не остановиться на вопросе уплаты акциза на нефтепродукты. Поступления данного доходного источника запланированы на 2003 год в сумме 1,9 млрд.руб. Однако в 1 квартале в областной бюджет уплачено лишь 12 % от запланированного объема. 

Главам муниципальных образований неоднократно поручалось взять под особый контроль  получение хозяйствующими субъектами, осуществляющими операции с нефтепродуктами,  свидетельств о регистрации и последующую уплату акциза на нефтепродукты.

Однако из 491 хозяйствующего субъекта, осуществляющего операции с нефтепродуктами на территории области получены свидетельства только 72 субъектами. В Ростове из 104 свидетельство получили 17; в Волгодонске из 29 - не получено ни одним; Таганроге из 23 субъектов свидетельство получили 4.

На последнем заседании Координационного совета по вопросам собираемости налогов принято решение о сокращении объема средств, выделяемых на финансирование дорожных работ, муниципальным образованиям, которые не занимаются этой работой.

Немало проблем и в сфере взимания акцизов на алкогольную продукцию. План областного бюджета исполнен по данному источнику в 1 квартале на  94%.

Сокращено производство практически всех видов алкогольной продукции, кроме коньяка, виноградных вин и виноматериалов. Снижено на 8 % производство пива филиалом «Балтика-Дон». Проблемы газоснабжения сдерживают запуск производства спирта в ООО «Мариинский спиртзавод». Прекратила деятельность фирма «Марк-Интернейшнл»,  «Ростовский винно-водочный завод» на треть сократил объемы производства.

Первоочередной задачей министерства сельского хозяйства и продовольствия должно стать проведение детального анализа убыточных и низкорентабельных предприятий, производящих алкогольную продукцию, разработка стратегии их вывода из кризисной ситуации.

Возьмем другое направление - экспорт зерна. Производство и реализация зерновых и масличных культур традиционно для Ростовской области. Этот сектор экономики должен быть прозрачным и не вызывать вопросов. Однако на сегодняшний день  реализация зерна  идет через длинную цепочку организаций- посредников, большая часть которых не всегда законопослушна в части налоговых платежей.

Налоговая нагрузка по экспортерам «Астон» и «Юг-Руси» свидетельствует о значительных отклонениях от средних показателей по отрасли: так,  «Астон»  с  рубля выручки  платит 2 копейки  налогов во все уровни бюджета;  «Юг-Руси» -  1 копейку налогов,  что ниже средней величины налоговой нагрузки.

Необходимо самым тщательным образом разобраться в сложившейся ситуации. Уже полгода об этом ведем разговоры. Сложившаяся схема работы, вероятно устраивает всех участников этой цепочки, только областной бюджет от этого практически ничего не имеет.

По состоянию на 1 марта задолженность по земельному налогу 293 млн. руб. Минсельхозпроду области необходимо разработать более действенные меры по погашению накопившейся задолженности по земельному налогу.

Немалые резервы есть  и по налогу на имущество.

На территории области около 500 тысяч строений и сооружений, принадлежащих физическим лицам, не имеют инвентаризационной оценки. По предварительным расчетам проведение инвентаризации данных объектов позволит муниципальным образованиям дополнительно получать более  20 млн. руб. ежегодно.

Однако только 2 района: Мясниковский и Куйбышевский  провели инвентаризацию недвижимости, принадлежащей гражданам. В других муниципальных образованиях работы по оценке строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, ведутся крайне слабо. 

Консолидированный бюджет области исполнен по расходам в объеме 5,4 млрд. руб. (69 % к плану) и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 634 млн. руб. Расходы областного бюджета исполнены в сумме 3,8 млрд. руб и по сравнению с 1 кварталом прошлого года выросли на 19%. Более подробно об  исполнении  бюджета  доложит Нина Ивановна Сверчкова.

Я же хочу обратить Ваше внимание  на следующее.  В начале года по поручению Губернатора области министерством экономики совместно   с главным контрольным управлением Администрации области при участии  Контрольно- счетной палаты была проведена проверка трех муниципальных образований и трех отраслевых министерств и ведомств по госзакупкам. В результате, были  выявлены существенные недостатки в организации закупок для государственных и муниципальных нужд.  Ряд должностных лиц были привлечены к административной ответственности.

В настоящее время в  области завершена проверка соблюдения законодательства по закупкам для государственных и муниципальных нужд, проведенная Главным Контрольным управлением Президента Российской Федерации. Тот же результат !, те же нарушения продолжают допускать как отраслевые министерства, так и муниципальные образования. И это происходит тогда, когда всем хронически не хватает средств, даже на текущие  нужды.

Всем руководителям министерств, ведомств, муниципальных образований необходимо взять под личный контроль эту работу.

- Заключение -

Сегодня в области  развернута работа по  подготовке прогноза социально-экономического развития и бюджета на 2004 год, основных параметров прогноза и бюджета на  период до 2006 года. В связи с тем, что в декабре т.г. состоятся выборы в Государственную Думу,  время для этой работы над бюджетом сокращено. На первом этапе с 12 по 27 мая в  соответствии с разработанным графиком  каждая территория должна согласовать свой прогноз в отделах министерства экономики. Разработка уточненного прогноза (2 этап) городами и районами должна быть осуществлена до 20 июля т.г.  Основное требование - прогноз по всем доходным источникам сделать качественно, не повторяя ошибки текущего года.

Всем структурным подразделениям Администрации области, отраслевым министерствам,  администрациям городов и районов необходимо обеспечить выполнение планов и обязательств этого года, разработать  напряженные и  реальные показатели 2004 года.   И в этом я хотел бы пожелать всем нам успехов.

Размещен:Размещено:
18.09.2010 12:12:11|
Изменено:
29.04.2003 17:48:00|
Количество просмотров:
304

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика