Новый сайт

Доклад заместителя губернатора Ростовской области – министра финансов Л.В.Федотовой

«Об эффективности расходования бюджетных средств органами исполнительной власти и местного самоуправления в Ростовской области»

Доклад на заседании Правительства Ростовской области 27.11.2013

 


Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые участники заседания!

4 октября текущего года в Кремле Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин провел заседание Государственного совета о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов. На заседании был поднят ряд вопросов, непосредственно влияющих на эффективность расходования бюджетных средств, в частности внедрение программного принципа, активное привлечение внебюджетных источников финансирования, дальнейшее развитие контрактной системы и повышение качества оказываемых в бюджетной сети услуг, общественный контроль за расходованием бюджетных средств.

Как все мы знаем, рациональность расходования бюджетных средств в первую очередь напрямую зависит от эффективности их планирования.

Планирование расходов является важнейшим инструментом повышения эффективности управления бюджетными ресурсами.

От того, насколько качественно оно будет осуществляться, во многом зависит обоснованность подготовки и принятия решений. В ходе реформы бюджетного процесса планирование становится одним из главных рычагов, применяемых в целях повышения результативности расходов и доходов бюджета, оценки их влияния на экономику. Все расходы должны быть обоснованы и тщательно просчитаны еще на стадии подготовки государственных программ и проектов бюджета.

В настоящее время на федеральном уровне ведется активная работа в части более открытых и эффективных подходов к бюджетному процессу. Так,  Министром финансов России Антоном Германовичем Силуановым в октябре направлены всем регионам рекомендуемые мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики субъектов Российской Федерации, в том числе:

 проведение оценки эффективности расходов капитального характера и осуществление в первоочередном порядке капитальных затрат на завершение строительства и реконструкции объектов;

инвентаризация социальных выплат и льгот, установленных региональными нормативными правовыми актами на основе принципов адресности и нуждаемости;

оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов и муниципальных образований, в том числе за счет исключения дублирования выполняемых ими функций, и повышение заработной платы работникам органов государственной власти исключительно за счет сокращения их численности;

оптимизация бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования в организации иных организационно-правовых форм государственных и муниципальных учреждений, расходов на государственное задание на основе механизма нормативно-подушевого финансирования оказания государственных услуг, а также расширение практики вовлечения организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания госуслуг.

Также нам предстоит оценить эффективность предоставления средств поддержки из региональных бюджетов юридическим лицам.

Правительством Ростовской области утвержден План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики в Ростовской области на 2013-2016 годы. Ежеквартально Ростовская область будет отчитываться в Министерство финансов России о ходе реализации указанного Плана.

В связи с этим, уважаемые коллеги, прошу Вас подойти к данному вопросу очень серьезно в части исполнения мероприятий, включенных в План.

Одним из методов повышения эффективности расходования бюджетных средств является программный подход к разработке очередного проекта бюджета.

Переход к программному бюджету – это прежде всего изменение идеологии формирования, исполнения и контроля за результатами. От «сколько израсходовано» до «чего достигли».

Этот вопрос был подробно рассмотрен на заседании Правительства Ростовской области в сентябре текущего года.

Вместе с тем, в процессе разработки программ вместо инструментов, объединяющих стратегическое бюджетное планирование, в ряде случаев имели место традиционные бюджетные заявки на дополнительное финансирование, зачастую не связанные с общими целями и задачами, что в дальнейшем должно быть исключено.

Эффективность бюджетных расходов во многом опирается на создание современной и качественной системы закупок для государственных и муниципальных нужд, огромные средства тратятся на это.

С 1 января 2014 года вместо известного 94-го закона заработает новый федеральный 44-й закон «О контрактной системе». Он должен коренным образом изменить всю систему госзакупок: от планирования и размещения заказа до исполнения заключенных контрактов.  Речь идёт о долгосрочных планах закупок, увязанных с приоритетами развития, об экспертизе, общественном обсуждении и новой процедуре контрактации, а также контроле за выполнением обязательств.

Кроме того, в  условиях ограниченности бюджетных ресурсов при наличии широкого спектра поставленных задач нужно привлекать частный капитал, инвестиции, тем самым развивая механизм государственно-частного партнерства.

Важнейшей темой остаётся повышение эффективности бюджетной сети. Этому, несомненно, способствует 83‑й федеральный закон, который заработал уже с 2011 года. Закон определил переход учреждений от сметного финансирования на выполнение госзаданий. Это позволило оптимизировать расходы учреждений и повысить их эффективность.

Первоначальный этап реализации закона пройден и достаточно успешно, сформирована обширная нормативно-правовая база, определена организационно-правовая форма всех учреждений, но в вопросах финансирования подходы, к сожалению, еще требуют совершенствования, а в ряде случаев значительной корректировки.

Должны быть решены две первоначальные важнейшие задачи, поставленные законом, – это повышение качества государственной и муниципальной услуги и её конкурентоспособность. Чтобы обеспечить движение вперёд, надо уйти от расчёта стоимости услуги, исходя из возможностей бюджета, и перейти к расчёту её стоимости с учётом реальных и обоснованных затрат, не допускать формального подхода к формированию государственных и муниципальных заданий.

Бюджетные учреждения должны быть заинтересованы в снижении издержек, в конкуренции за потребителя.

Повышение качества и доступности услуг институтов социальной сферы также является одной из приоритетных задач, обозначенных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

В связи с этим Правительством Ростовской области утверждены планы мероприятий («дорожные карты») по изменениям в отраслях социальной сферы, направленным на повышение эффективности социального обслуживания, здравоохранения, образования и культуры.

Ключевым является переход к системе «эффективного контракта» - заключение с работниками социальной сферы трудовых договоров, предусматривающих прямую зависимость  стимулирующих выплат от результатов труда и качества оказываемых услуг.

Вознаграждение руководителей учреждений должно быть привязано к качеству работы организации в целом и средней заработной плате персонала.

Одной из задач эффективного расходования бюджетных средств по-прежнему остается их рациональное освоение.

По опыту прошлых лет и ситуации текущего года можно отметить, что исполнение областного бюджета идет крайне неравномерно. В конце финансового года начинается спешное освоение бюджетных ассигнований и это касается не столько расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, связанных с длительностью их цикла, а в ряде случаев с ненадлежащим выполнением подрядными организациями условий государственных и муниципальных  контрактов, но и других расходов.

Особая тема - средства бюджета, предусмотренные для финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе муниципальных образований. При этом уже на стадии подготовки обращения о неизбежности таких расходов, надо просчитывать все риски возможного неосвоения выделяемых средств.

В области начата реализация мероприятий по совершенствованию государственного финансового контроля в связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс.

Одним из основных направлений совершенствования государственного финансового контроля является переход от контроля за использованием бюджетных средств к  контролю за  обеспечением  эффективности,  экономности и результативности их использования. Это позволит выявлять резервы для сокращения неэффективных бюджетных расходов.

Одним из элементов повышения эффективности расходов является прозрачность бюджета.

Сегодня особое внимание уделяется повышению открытости бюджетного процесса, доступности информации о бюджете гражданскому обществу, увеличению благосклонности населения к предоставляемому ему пакету государственных и муниципальных услуг.

В этих целях министерством финансов области разработан и создан на официальном сайте раздел «Бюджет для граждан».

Здесь публикуются презентационные материалы по основным параметрам бюджета текущего года и проекта бюджета, размещаются ежеквартальные сведения о ходе исполнения областного бюджета и другие материалы в доступной форме.

Рубрика «Бюджет для граждан» также создана на сайтах органов местного самоуправления всех муниципальных районов и городских округов. Поселениями работа завершается.

Задача повышения эффективности расходов бюджетов непростая, но решаемая. В целом инструментарий создан. Необходимо его использование с одновременным повышением ответственности руководителей и расширением общественного контроля за результатами использования бюджетных средств.

Одной из ключевых задач, поставленных Президентом России на заседании Госсовета перед органами власти, является обеспечение ими максимальной эффективности бюджетных расходов и достижение как можно лучших результатов в рамках имеющихся финансовых возможностей.

Неукоснительное решение поставленных Президентом России и Губернатором Ростовской области задач по повышению эффективности бюджетных расходов – залог дальнейшего социально-экономического развития Ростовской области и повышения самообеспеченности региона.

Скачать в формате .doc

Смотри также:

Пояснительная записка и проект перечня поручений

Размещен:Размещено:
27.11.2013 17:10:07|
Изменено:
27.11.2013 17:30:10|
Количество просмотров:
119

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации