Новый сайт

Доклад начальника Государственной жилищной инспекции Ростовской области Ш.Ш. Вальшина

«О результатах аудита платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, проводимого в Ростовской области в 2011-2013 годах»

 

Доклад на заседании Правительства Ростовской области 18.09.2013

 

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые члены Правительства и присутствующие!

По Вашему поручению, Василий Юрьевич, аудит платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги проводится с января 2011 года. Необходимость проведения аудита была обусловлена значительным количеством жалоб населения на высокие тарифы и непрозрачность формирования платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Прошло уже более двух с половиной лет, и мы можем подвести определенные итоги проведения аудита платежей граждан в Ростовской области.

Следует отметить, что за время проведения аудит платежей граждан зарекомендовал себя не только как средство «обратной связи» с населением и инструмент точечного разрешения отдельных жалоб, но и как эффективная форма мониторинга проблем в сфере ЖКХ.

Итак, за 2011, 2012 год и первое полугодие 2013 года проверены муниципальные образования, на территории которых сосредоточен значительный объем многоквартирного жилищного фонда.

В 2011 году аудит платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги проведен во всех 12 городских округах, откуда поступает большая часть обращений, в 2012 году - продолжен в городских и сельских поселениях (Зерноградское, Красносулинское, Персиановское и другие).

Подобный подход позволил нам провести мониторинг реализации жилищного законодательства в целом по области, составить объективное представление о проблемах, которые рассматривались в рамках аудита.

С января 2013 года рабочая группа по аудиту приступила к проверкам муниципальных образований, где ранее в 2011 или 2012 году уже проводился аудит платежей. Аудит в г. Ростове-на-Дону проводится в разрезе районов города.

Во исполнение Вашего поручения, Василий Юрьевич, в 2013 году особое внимание мы уделяем аудиту платежей в шахтерских территориях.

В первом полугодии 2013 года аудит платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги проведен в городах Зверево, Гуково, Батайск, Ростов-на-Дону и Сальск.

За весь период проведения аудита проверены 252 управляющие организации, 6 764 многоквартирных дома, в том числе комплексно: 53 управляющих организаций и ТСЖ, 78 многоквартирных домов.

Выявлено более 9,5 тысяч нарушений в жилищно-коммунальной сфере, наложено штрафов на общую сумму более 16,3 млн рублей.

В числе основных проблем, которые выявлены в ходе аудита платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, можно назвать следующие:

Во-первых, ненадлежащее техническое состояние общего имущества в многоквартирных домах и нарушение правил содержания и ремонта, в том числе требований законодательства об энергосбережении.

Данный вид нарушений имел место практически во всех муниципальных образованиях.

Причин его широкой распространенности много. Это и высокий уровень износа многоквартирных домов; и пассивное отношение собственников при решении вопросов текущего ремонта общего имущества; и злоупотребления со стороны управляющих организаций.

Во-вторых, -

2. Нарушения при начислении платы гражданам за жилищно-коммунальные услуги.

Нарушения при применении тарифов на коммунальные ресурсы по результатам аудита платежей не установлены.

Как правило, нарушается установленный порядок расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги.

Множество вопросов вызвало начисление платежей за общедомовое потребление коммунальных услуг.

Нарушения в части расчета платы за жилищно-коммунальные услуги сводятся к:

  • применению размера платы за содержание и ремонт жилья, не утвержденного общим собранием собственников помещений;
  • неначислению платы за содержание и ремонт жилья, а также платы за общедомовое потребление коммунальных услуг собственникам нежилых помещений;
  • неначислению платы за коммунальные услуги потребителю в случае непредоставления им показаний индивидуального счетчика.

Указанные нарушения характерны практически для всех муниципалитетов, однако, преобладают в городах Ростов-на-Дону, Шахты и Новочеркасск, Сальск.

Следующая проблема, выявленная в ходе аудита, –

3. Отсутствие в договорах управления многоквартирным домом механизмов контроля собственников за деятельностью управляющей организации.

Эта проблема была характерна для многих муниципальных образований, а особенно – для Ростова-на-Дону, Батайска, Новочеркасска.

Так, в договорах управления ряда новочеркасских управляющих компаний было предусмотрено право управляющей организации произвольно направлять полученные доходы на собственные инвестиции и любого рода убытки.

Еще, в 2011 году широко была распространена практика выполнения работ по текущему ремонту без принятия общим собранием собственников плана текущего ремонта (города Шахты, Таганрог и др.).

В отличие от практики прежних лет, в настоящее время планы текущего ремонта, как правило, утверждаются решением общего собрания собственников. Приемка работ производится при активном участии совета дома, что способствует повышению открытости деятельности управляющих организаций.

В целом сейчас состоянию договорных отношений с собственниками можно дать более высокую оценку, чем 2 года назад.

Еще один блок проблем, выявленных в ходе аудита, -

4. Несоответствие действующему законодательству договоров между исполнителями коммунальных услуг и поставщиками ресурсов.

Повышение качества предоставляемых коммунальных услуг и предотвращение образования задолженности за топливно-энергетические ресурсы возможно только при правильной организации договорных отношений между поставщиками и исполнителями коммунальных услуг – управляющими организациями, ТСЖ, жилищными кооперативами.

Вместе с тем, за время проведения аудита установлено, что в большинстве случаев (города Ростов-на-Дону, Шахты, Новошахтинск и другие) при управлении многоквартирными домами управляющей организацией или ТСЖ в нарушение жилищного законодательства договоры ресурсоснабжающими организациями с гражданами заключены напрямую.

Договоры с поставщиками ресурсов на все или некоторые виды коммунальных ресурсов у управляющих организаций зачастую отсутствуют.

В ходе аудита выявлено, что исполнители коммунальных услуг не инициируют приведение заключенных договоров в соответствие с установленными Правительством РФ требованиями (постановление № 124).

Решение выявленных в ходе аудита проблем в жилищно-коммунальной сфере осуществляется путем принятия следующих мер.

Содействие решению проблемы высокого износа многоквартирных домов осуществляется путем предоставления мер государственной поддержки капитального ремонта и замены и модернизации лифтов.

В целях устранения выявленных в ходе аудита нарушений технического содержания многоквартирных домов, порядка расчета платы, законодательства об энергосбережении Госжилинспекцией области выдаются предписания. Виновные лица привлекаются к административной ответственности.

Выявленные при проведении аудита платежей злоупотребления управляющих организаций, имеющие признаки преступлений, становятся предметом рассмотрения правоохранительных органов.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства области в печатных и электронных средствах массовой информации проводится разъяснительная работа с населением и исполнителями коммунальных услуг. Выпускаются информационные брошюры, радиоролики, листовки, что позволяет информировать значительное количество жителей области об их правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Разработаны методические рекомендации по вопросам управления многоквартирными домами. По итогам аудита платежей органам местного самоуправления направляются рекомендации.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства области при содействии Ростовского областного учебного центра проводится обучение председателей советов многоквартирных домов и председателей правлений ТСЖ.

Систематически на заседаниях Региональной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по результатам проведённых аудитов обобщаются выявленные нарушения и даются рекомендации и поручения органам местного самоуправления.

В части оценки деятельности муниципальных образований по итогам аудита следует отметить, что проблемы, выявленные в ходе аудита, в равной степени характерны для всех территорий.

Органы местного самоуправления ближе всего находятся к населению, организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, и поставщикам ресурсов и могут влиять на ситуацию в сфере управления многоквартирными домами.

Вместе с тем, местные власти не используют для наведения порядка в сфере ЖКХ в полной мере полномочия, предоставленные им действующим законодательством. А это:

  • полномочия по муниципальному жилищному контролю (статья 20 Жилищного кодекса РФ);
  • полномочия по проведению внеплановых проверок управляющих организаций (часть 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса РФ);
  • полномочие собственника муниципальных помещений при решении вопросов управления многоквартирным домом;
  • полномочия учредителя при организации деятельности муниципальных предприятий-поставщиков коммунальных ресурсов.

Недостаточной является информационная работа в сфере ЖКХ, проводимая органами местного самоуправления.

В целом, подводя итоги за прошедшие 2,5 года, с уверенностью можно сказать, что граждане становятся более активными и информированными в вопросах ЖКХ. Фактором, свидетельствующим о повышении активности граждан, является увеличение количества случаев, когда собственники отказываются от услуг управляющих организаций, не выполняющих взятых на себя обязательств, и выбирают иную управляющую организацию, либо создают ТСЖ.

В области в короткие сроки выбраны советы многоквартирных домов. Положительный опыт в этом вопросе есть у многих муниципальных образований, например, у Белокалитвинского и Октябрьского районов.

По большому счету, аудит платежей должен проводиться в каждом доме систематически. Для этого нужно разработать методику проведения аудита, которую смогут использовать собственники и советы многоквартирных домов.

В заключение еще раз хочу подчеркнуть, что эффективная деятельность рабочей группы и всех участников аудита, проводимого в конкретном муниципальном образовании, является залогом выявления и разрешения наболевших проблем в сфере ЖКХ и роста удовлетворенности населения предоставляемыми жилищно-коммунальными услугами.

Скачать в формате .doc

Смотри также:

Пояснительная записка и проект перечня поручений

Аудит коммунальных платежей


Размещен:Размещено:
18.09.2013 12:56:36|
Изменено:
18.09.2013 13:48:41|
Количество просмотров:
338

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика