«Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2014-2016 годы»
Доклад на заседании Правительства Ростовской области 04.09.2013.
Уважаемый Сергей Иванович,
уважаемые коллеги!
Основные направления бюджетной и налоговой политики области сформированы на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах от 13.06.2013 г. и основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
Бюджетная политика, проводимая Правительством Ростовской области, направлена на решение приоритетных задач социально-экономического развития Ростовской области, в числе основных:
- улучшение условий жизни населения области;
- достижение устойчивых темпов экономического роста.
Несколько цифр по итогам 2012 года.
- рост по доходам составил 13,5 процента;
- рост по расходам составил 10,7 процента;
- по результатам исполнения консолидированного бюджета Ростовской области сложился профицит 103,6 млн. рублей.
Доля федеральной финансовой помощи по сравнению с 2010 годом снизилась с 31 до 24 процентов в связи с ростом собственных доходов области.
Государственный долг Ростовской области составил 12,7 процента от нормативной величины.
Основные цели, поставленные Бюджетным посланием Президента Российской Федерации – обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, безусловное выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации.
Достижению данных целей будут способствовать:
- развитие стратегического планирования;
- укрепление налогового потенциала области;
- формирование и исполнение областного и местных бюджетов на основе государственных и муниципальных программ;
- жесткое соблюдение бюджетных правил при планировании бюджетных расходов;
- эффективное использование бюджетных ресурсов.
Государственные программы Ростовской области будут являться основными инструментами достижения целей региональной государственной политики, основа для долгосрочного бюджетного планирования. Они станут механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
В целях создания условий для формирования и реализации с 1 января 2014 года государственных программ внесены изменения в Областной закон «О бюджетном процессе в Ростовской области», подготовлена необходимая нормативная база для формирования областного бюджета на очередной трехлетний период 2014 – 2016 годов в программном формате.
В целях расширения горизонта бюджетного планирования и обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета необходимы разработка и принятие на период до 2030 года:
- Долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ростовской области;
- Бюджетной стратегии Ростовской области.
Данные документы будут разработаны на основе задач и подходов, предусмотренных в аналогичных федеральных документах.
В целях укрепления налогового потенциала:
- продолжится поддержка инвестиционной деятельности, повышения предпринимательской активности;
- будут приниматься меры по сокращению убыточной деятельности в реальном секторе экономики, снижению задолженности по платежам в бюджет;
- продолжится ежегодная оценка эффективности социальных, бюджетных, экономических стимулов расширения налоговой базы за счет установления законодательством Ростовской области налоговых льгот;
- предусмотрено проведение оценки применения патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей на территории Ростовской области;
- продолжится подготовительная работа по введению налога на недвижимое имущество для физических лиц и для организаций.
Важнейшим направлением остается разработка и реализация механизмов контроля за исполнением доходов консолидированного бюджета Ростовской области и снижением недоимки.
Приоритеты бюджетной политики в сфере расходов:
- адресное решение социальных проблем;
- предоставление качественных государственных услуг на основе целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.
Продолжение реализации указов Президента Российской Федерации, в том числе по повышению заработной платы работникам бюджетного сектора экономики. На эти цели в первоочередном порядке будут направлены ресурсы, высвобождаемые в результате реализации мер по оптимизации расходов областного бюджета.
В целях решения поставленной задачи по ликвидации очереди в детские дошкольные учреждения в областном бюджете на 2014 – 2016 годы будет предусмотрена необходимая финансовая помощь муниципальным образованиям Ростовской области на расширение сети этих учреждений.
Масштабный объем работ предстоит выполнить по созданию и реконструкции объектов спортивной, транспортной, инженерной инфраструктуры в целях подготовки Ростовской области к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. С 2012 года ведутся работы по разработке проектной документации на строительство футбольного стадиона в левобережной зоне г. Ростова-на-Дону.
Планируется завершение проектирования и ввод в эксплуатацию нового современного транспортного центра на юге России – аэропортового комплекса «Южный»;
Продолжатся мероприятия по развитию дорожного комплекса области, модернизации коммунального хозяйства, газификации и водоснабжению, поддержке крупных социально значимых для Ростовской области инвестиционных проектов. В целях развития дорожного хозяйства, начиная с 2014 года, в муниципальных образованиях области будут созданы муниципальные дорожные фонды.
В 2014 – 2016 годах будет продолжена взвешенная долговая политика, направленная на ограничение размера государственного долга Ростовской области и дефицита областного бюджета с учетом требований бюджетного законодательства.
В сфере межбюджетных отношений с органами местного самоуправления основная задача - исключение рисков несбалансированности областного и местных бюджетов.
С 1 января2014 г. с местного на региональный уровень передается финансирование образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях – дополнительные расходы областного бюджета на 2014 год в объеме более 5,4 млрд. рублей, будут частично компенсированы произведенным Федерацией перераспределением 10 процентов отчислений от налога на доходы физических лиц с местных на региональные бюджеты.
С 1 января2014 г. вводится ряд новаций в организации межбюджетных отношений, направленных на:
- стимулирование органов местного самоуправления к наращиванию собственной доходной базы;
- актуализацию методик расчетов в целях повышения стабильности объемов финансовой помощи местным бюджетам.
Изменения, в частности, коснутся порядка расчета налогового и неналогового потенциалов местных бюджетов, используемых при расчетах дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также порядка определения общего объема и распределения указанных дотаций.
С 2014 года субсидии местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, будут предоставляться в рамках государственных программ Ростовской области.
При работе с органами местного самоуправления продолжится мониторинг местных бюджетов, контроль за сбалансированностью бюджетов всех муниципальных образований области, недопущением образования просроченной кредиторской задолженности.
В целом дальнейшее развитие бюджетной политики Ростовской области и работа по повышению эффективности управления государственными финансами невозможны без принятия на региональном уровне действенных мер по решению проблем, отмеченных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах:
- обеспечение в полной мере приоритезации структуры бюджетных расходов;
- повышение темпов роста качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
- внедрение четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов, дальнейшее развитие системы программно-целевого метода бюджетного планирования;
- решение задачи по долгосрочному бюджетному планированию.
Все эти задачи должны быть достигнуты. В результате, укрепление налогового потенциала Ростовской области, максимально возможное использование собственных налоговых ресурсов будут способствовать дальнейшему снижению дотационности Ростовской области, позволят в перспективе приобрести статус самообеспеченного субъекта Российской Федерации.
Это позволит привлечь дополнительные ресурсы для увеличения доли средств, направляемой на развитие человеческого капитала и инфраструктуры.
Скачать в формате .doc