«Об итогах изучения деятельности органов местного самоуправления Мясниковского района»
Доклад на заседании Правительства Ростовской области 19 июня 2013 года
Уважаемый Сергей Иванович,
уважаемые члены Правительства, приглашенные!
В апреле текущего года осуществлено комплексное изучение деятельности органов местного самоуправления Мясниковского района.
Эффективность работы муниципалитета оценивалась межведомственной рабочей группой по утвержденным направлениям.
В процессе изучения проанализировано социально-экономическое развитие района за 2011 и 2012 годы, а также за текущий период 2013 года.
Итоговые материалы у всех членов Правительства имеются.
Проведенный анализ позволяет охарактеризовать район в целом как динамично развивающуюся и экономически активную территорию.
Но по отдельным направлениям имеются проблемы.
Далее остановлюсь на ключевых показателях развития района.
В финансовой сфере по итогам мониторинга качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях за 2012 год консолидированному бюджету Мясниковского района минфином области присвоена II степень качества, при этом доходы бюджета за 2012 год исполнены на 119% к фактическому уровню 2011 года (справочно: 2012 год – 853,2 млн. рублей). Также объем полученных налоговых и неналоговых доходов вырос на 56 млн. рублей, или 17% по отношению к 2011 году, и составил 389 млн. рублей.
Среди недостатков отмечу рост в текущем году недоимки по налогам в консолидированный бюджет области и не выполнение в 1 квартале контрольного задания по ее погашению (справочно: на 1 января 2013 года – 21,4, на 1 апреля 2013 года – 22,2 млн. рублей).
Вместе с тем, бюджет района на 2013 год имеет резервы пополнения доходной части. Так, в 6-ти из 7-ми сельских поселений установлены пониженные ставки налога на имущество физических лиц.
В экономическом развитии отмечается небольшая позитивная динамика финансовых результатов крупных и средних предприятий, которыми по итогам 2012 года получено прибыли 296 млн. рублей, это на 6,5% больше, чем за 2011 год. Убытки сократились незначительно – всего лишь на 1%, и составили 194 млн. рублей. Удельный вес убыточных организаций несколько выше среднего – 26% (справочно: по области – 21%).
Инвестиционная деятельность в территории развивается достаточно активно. В реестр инвестиционных проектов Ростовской области от Мясниковского района входят 5, на общую сумму более 2,5 млрд. рублей (справочно: в том числе 2 включены в перечень «100 Губернаторских инвестиционных проектов»). Реализация данных проектов позволят создать 1,5 тыс. новых рабочих мест.
По итогам 2012 года объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям составил 1 млрд. 57 млн. рублей. При этом индекс физического объема инвестиций в основной капитал – 127% к уровню 2011 года. Доля инвестиций в общем объеме инвестиций Ростовской области составила 0,8%.
Положительная направленность зафиксирована в сфере занятости населения. В 2011 – 2012 годах в районе создано 480 новых рабочих мест, что на 255 мест больше, чем ликвидировано. Тем не менее, уровень регистрируемой безработицы снизился незначительно – с 1,4% на начало 2012 года до 1,3% на 1 апреля текущего года. Вместе с тем, в рейтинге районов области по данному показателю район переместился с 19 на 22 место. По доле трудоустроенных территория в последние годы находится на 34-35 местах.
Данную ситуацию можно было бы улучшить, развивая в муниципалитете малое предпринимательство. Однако уровень затрат муниципального бюджета в расчете на 1 занятого в малом и среднем бизнесе в 3 раза меньше, чем в среднем по области (справочно: в районе в 2012 году – 168 рублей, в 2013 – 195 рублей, в среднем по области в 2012 году – 509 рублей, в 2013 году – 574 рубля). Поручительством Гарантийного фонда Ростовской области в муниципалитете воспользовался лишь 1 субъект малого предпринимательства на сумму 17 млн. рублей.
Как показывает практика, недостаточное внимание местных властей развитию малого предпринимательства отражается на показателях товарооборота, который на душу населения в 2012 году составил немногим более половины от среднеобластного показателя (справочно: в районе – 75,9 тыс. рублей в год, в среднем по области – 145,3 тыс. рублей в год). В то же время, оборот общественного питания в районе в 2012 году превысил среднеобластное значение почти на треть (справочно: в районе – 8107,2 рубля в год, в среднем по области – 6319,8 рубля).
Среднемесячная заработная плата в муниципалитете за 1 квартал текущего года выросла на 30%, опередив среднеобластной рост почти в 3 раза (справочно: в среднем по области рост – 10,7%), и составила 16,2 тыс. рублей (справочно: в среднем по области – 19,7 тыс. рублей) – это 5 ранговое место среди 43 муниципальных районов. Для сравнения – в аналогичном периоде прошлого года было 19 место.
Сельское хозяйство характеризуется негативной динамикой в животноводстве. По итогам 2012 года реализовано мяса на 11% ниже уровня 2011 года, молока – на 2%. Также снизилось и поголовье скота (справочно: коров – на 6%, свиней – на 24%).
При этом план Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 год выполнен только на 70% – по производству мяса и на 83% – молока.
Вместе с тем, в растениеводстве по итогам уборки урожая в 2012 году район на 4 месте по урожайности зерновых и зернобобовых культур, и на 1 – по урожайности подсолнечника.
В ходе проведенного изучения выявлена недостаточная работа местных органов власти по управлению муниципальным имуществом. Право собственности зарегистрировано лишь на 71% объектов недвижимости, при среднем по области – 82%. Регистрация муниципальных земельных участков осуществлена на 65%, что на четверть меньше, чем в среднем по области (справочно: в районе – 65% по площади и 88% – по количеству, в среднем по области – 88% и 55%, соответственно).
Ситуация в социальной сфере не стабильна.
В здравоохранении района за 2012 год на фоне увеличения рождаемости, произошел рост общей и младенческой смертности. (Справочно:
рождаемость в 2011 году – 12,3 на 1 тыс. человек населения, в 2012 году – 12,5;
общая смертность в 2011 году – 10,7 на 1 тыс. человек населения, в 2012 году – 11,8;
младенческая смертность в 2011 году – 6,1 на 1000 живорожденных, в 2012 году – 16,8).
Укомплектованность центральной районной больницы медицинскими кадрами выше среднего по области (справочно: укомплектованность врачами в районе – 77%, в среднем по области 71%; средним медицинским персоналом – 82%, в среднем по области 72%).
В образовательном комплексе: очередь в дошкольные образовательные учреждения составляет 92 человека в возрасте от 3 до 7 лет (справочно: от 0 до 3 лет – 654 человека). При этом удовлетворенность потребности населения в услугах дошкольного образования для детей данной возрастной категории составляет 95%. Вместе с тем в районе низкий показатель охвата детей школьного возраста дополнительным образованием, который составляет 49% при среднем по области – 65%.
В сфере физической культуры и спорта обеспеченность населения района основными спортивными сооружениями выше средних значений по области. (Справочно:
плавательными бассейнами – 9,1%, в среднем по области – 8,7%;
спортивными залами – 40,2%, в среднем по области – 32,3%;
плоскостными спортивными сооружениями – 100%, в среднем по области – 86%).
Жилищно-коммунальный комплекс района характеризуется средним уровнем износа систем водопроводно-канализационного хозяйства: водоснабжения – на 30%, при среднем по области – 47%, водоотведения – на 26%, при среднем по области – 49%.
Выше среднеобластных значений в территории:
уровень газификации природным газом (справочно: в районе – 92%, в среднем по районам области – 72%);
доля освещенных участков улиц (справочно: в районе – 74%, в среднем по области – 47%);
охват населения услугами по сбору и вывозу ТБО (справочно: в районе – 84%, целевое значение – 80%).
Следует также отметить, что все земельные участки под многоквартирными домами сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет.
Однако, при этих положительных моментах, Ростоблкоприрода среди прочих проблем выделяет неспособность местных властей обеспечить предотвращение незаконного недропользования и реальную консервацию несанкционированной свалки в Большесальском сельском поселении.
По выводам Административной инспекции области, в районе слабо организована работа должностных лиц органов местного самоуправления по выявлению административных правонарушений и составлению протоколов за нарушение правил благоустройства (справочно: в 2011-2012 годах по району было составлено 1-2 протокола на одно должностное лицо в год, в первом квартале 2013 года администрацией района протоколы не составлялись).
В муниципальном управлении выявлены нарушения в системе внутреннего контроля. Кроме того, имеется проблема неэффективного использования в администрациях района и поселений системы электронного документооборота «Дело» (справочно: в папке на исполнении кабинета «Администрация Мясниковского района» более 2000 документов при допустимой норме не более 500, обращения граждан регистрируются не правильно, документы по номенклатуре дел не списываются. За консультацией сотрудники администраций в мининформсвязи области не обращаются).
По результатам проведенных социологических опросов общественная обстановка в районе большинством жителей (77%) оценивается благоприятно.
Наиболее актуальными проблемами для населения являются:
уровень цен на услуги ЖКХ – 64%;
трудоустройство – 62%;
низкий уровень зарплаты – 59%;
качество дорог внутри населенных пунктов – 57%.
По итогам проверки рабочей группой разработаны рекомендации, направленные на оптимизацию деятельности органов местного самоуправления. Прошу их поддержать.
Спасибо за внимание!
Скачать в формате .doc (60,5 Кб)