Новый сайт

Отчёт губернатора области В.Ю.Голубева на заседании Законодательного Собрания области о результатах деятельности Правительства Ростовской области за 2011 год

конференц-зал Правительства области,
19 июня 2012 года

Уважаемые депутаты!

Согласно федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Устава Ростовской области представляю отчёт о результатах деятельности Правительства Ростовской области за 2011 год.

В том числе – по вопросам, которые поставлены Законодательным Собранием области.

При реализации задачи по обеспечению устойчивого роста основных отраслей экономики и повышению на этой основе уровня благосостояния и самочувствия жителей Дона, в 2011 году достигнуты следующие результаты.

По сравнению с 2010 годом выросли:

  • валовой региональный продукт - на 7,2%             (Россия – на 4,3%),
  • объём промышленного производства – на 11,7% (Россия – 4,7%),
  • оборот розничной торговли – на 8,6%                   (Россия – 7,2%),
  • грузооборот - на 7,8%                                              (Россия – 3,4%),
  • внешнеторговый оборот – на 41%                          (Россия – 32%).

Валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 15,8% при целевом задании – 6,9%.

Как и планировалось, в строй введено 1 млн. 880 тыс. кв. метров жилья.

Область стабильно входит в десятку лучших регионов страны, в которых динамично развивается малый бизнес.

Мы занимаем лидирующие позиции в Южном федеральном округе.

Число малых и средних предприятий за год выросло на 8,3%, их оборот – на 29%.

Укрепилось финансовое положение предприятий. По итогам 2011 года прибыль предприятий возросла на 29% и  достигла 76,3 млрд. рублей. Количество убыточных предприятий сократилось на 19% (с 484 предприятий в 2010 году до 390 – в 2011 году).

В 2011 году был обеспечен выход на докризисный уровень (2008 года) по всем основным экономическим показателям, за исключением инвестиций в основной капитал, а также объёмов работ по виду деятельности «строительство».

Расходы на социальную сферу составили две трети (66%) всех расходов бюджета области, что на 7% выше среднего российского показателя.

В результате улучшились позиции в демографии и социально-трудовой сфере.

Естественная убыль населения снижена на 14%.

Среднемесячная заработная плата выросла на 11,2% и достигла 17 тыс. рублей.

Регистрируемая безработица достигла целевого показателя - 1,1%  (в среднем по стране – 1,7%).

Мы приняли ряд мер по активизации инвестиционной деятельности.

Создан и работает Совет по инвестициям.

Начали действовать нормативные акты, согласно которым с 2011 года организации, которые реализуют инвестпроекты стоимостью 300 млн. рублей и более, на 5 лет полностью освобождаются от уплаты налога на имущество.

Кроме того, крупным инвесторам предоставлено право одновременно пользоваться и налоговыми льготами, и субсидиями по банковским кредитам.

Впервые в Ростовской области была принята программа на 2012-2015 годы по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Предусмотрено более 3,2 млрд. рублей из областного бюджета на финансирование государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Учитывая, что главная проблема для инвесторов – это стоимость подключения к инженерной  инфраструктуре, было принято решение стимулировать инвестиционную активность за счет частно-государственного партнерства.

Из консолидированного бюджета области финансируется часть затрат предприятий по обеспечению инфраструктурных объектов.

На эти цели в бюджете ежегодно предусмотрено более 500 млн. рублей.

Сейчас рассматривается возможность разработки новых форм сотрудничества государства и бизнеса по созданию социальной инфраструктуры, в том числе – спортивных объектов и детских садов.  

В целом на территории области за счёт внебюджетных источников финансирования реализуется 365 инвестпроектов.

Общая сумма инвестиционных вложений в экономику региона составляет свыше 487 млрд. рублей.

Реализация проектов позволит создать более 39 тыс. рабочих мест.

Мною было принято решение о формировании «100 губернаторских проектов».

В этот перечень включено 57 крупных проектов на сумму 332 млрд. рублей.

Их реализация позволит создать в 28 муниципальных образованиях области более 34,5 тыс. рабочих мест.

Важное направление работы Правительства области - развитие малого и среднего предпринимательства.

На выполнение соответствующей областной программы в 2011 году было направлено 716 млн. рублей бюджетных ассигнований, в том числе из  федерального бюджета – 448 млн. рублей.

Аналогичные программы приняты во всех городах и районах области.

Для этого предусмотрено в областном и федеральном бюджетах на текущий год - 160 млн. рублей.

Отмечу, что среди приоритетных направлений:

  • поддержка начинающих предпринимателей,
  • развитие микрофинансирования.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется субсидирование расходов по кредитам (займам), лизинговым платежам.

Гарантийным фондом Ростовской области предоставлено 425 поручительств на общую сумму 1,6 млрд. рублей.

На  развитие  институтов  микрофинансирования направлено 370  млн. рублей.

Задача – дальнейшее расширение возможностей получения предпринимателями заёмных ресурсов, в том числе – путём снижения стоимости микрозаймов.

Серьёзная работа ведётся по обеспечению доступа предпринимателей к имущественным ресурсам.

В перечень имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, включено 786 объектов общей площадью свыше 72 тыс. кв. метров.

На этих площадях размещено 715 организаций малого бизнеса.

В приоритетном порядке субъектами предпринимательства выкуплено 966 объектов общей площадью 116,2 тыс. кв. метров.

Для повышения конкурентоспособности товаров, которые сделаны на Дону, принципиально важно решить вопросы технологического обновления и модернизации производства.

Дополнительным ресурсом модернизации служат оборонные заказы.

Ростовская область имеет реальную возможность участвовать в тендерах.

Сегодня можно говорить о получении крупных госзаказов «Роствертолом», «ТАНТК им. Г.М. Бериева», комбинатом «Каменский», которые, в свою очередь, загружают работой смежников.

В сентябре была утверждена Областная долгосрочная целевая программа инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 годы.

Она впервые предусматривает финансирование за счёт области мероприятий по развитию субъектов инновационной инфраструктуры на территории нашего региона.

Для дополнительного импульса наша область приняла участие в конкурсном отборе Министерства экономического развития России на включение в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных площадок.

На конкурс были направлены предложения по развитию 2-х кластеров:

  • в сфере глубокой переработки угля – в рамках Восточно-Донбасской агломерации Ростовской области,
  • в сфере селекции и генетики – на базе предприятий группы компаний «Евродон».

Сейчас рабочая группа по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере (при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям) готовит перечень пилотных программ развития.

Затем перечень будет направлен на утверждение в Правительство РФ.

Впервые после 2007 года Ростовской области удалось добиться в прошлом году роста добычи и обогащения каменного угля - на 14,9%.

Это свидетельствует о возрождении традиционной, базовой отрасли донской промышленности.

В рамках комплексного инвестиционного плана модернизации в Гуково:

  • сформирован земельный участок будущего индустриального парка,
  • заключен договор аренды с инвестором (ЗАО «Кремний-ин-Ру»), который реализует проект по созданию производства технологических компонентов для солнечной энергетики,
  • совместно с Южной угольной компанией (одним из 3-х инвесторов КИПа) пройден кредитный комитет Внешэкономбанка по выделению инвестиционных ресурсов.

Муниципалитетом освоены федеральные средства, которые были выделены на водопровод к индустриальному парку, реализованы целевые мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса.

В итоге (на 1 мая т.г.) уровень регистрируемой безработицы в  городе снижен с 3,8% до 1,8 %.

В этом году предстоит:

  • завершить работы по водоснабжению индустриального парка Гуково,
  • получить ресурсы во Внешэкономбанке на реализацию проекта строительства шахты,
  • начать проектирование заводов по производству солнечных батарей, базальтового волокна.

Кроме того, в 2011 году удалось добиться включения в перечень моногородов Донецка.

Решение было принято Минрегионом России в конце декабря 2011 года.

В текущем году утверждён комплексный инвестиционный план модернизации Донецка.

Сейчас план рассматривается в Минрегионразвития, в других российских отраслевых министерствах и ведомствах.

Задача – защитить инвестиционный план, чтобы из федерального бюджета были выделены средства на его финансирование.

На реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности Ростовской области в 2011 году из федерального бюджета было выделено 1,6 млрд. рублей.

Завершено строительство 6 объектов социальной инфраструктуры.

На переселение граждан из ветхого жилья направлено более 1,2 млрд. рублей, социальные выплаты получили 780 семей.

Оплачены расходы по эксплуатации 6-ти водоотливных комплексов шахтных вод на общую сумму 222 млн. рублей.

В 2012-2014 годах на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности за счёт федерации предусмотрено 4 млрд. рублей.

Планируется переселить из ветхого жилья 2,5 тыс. семей в городах Шахты, Новошахтинск, Донецк, Гуково и Белая Калитва.

Правительством Ростовской области инициирован вопрос по дополнительному финансированию из федерального бюджета реконструкции и капитального ремонта 60-ти объектов социальной инфраструктуры шахтерских территорий – на сумму 2 млрд. рублей.

В настоящее время вопрос рассматривается в Правительстве РФ.

Также в Правительстве России находится на рассмотрении проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» - в части расширения круга лиц на получение бесплатного пайкового угля.

Несколько слов о социальной поддержке жителей области, проживающих в 30-километровой зоне Ростовской АЭС.

Напомню, что постановлением Правительства России от 15 октября 1992 года № 763 «О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики» было предусмотрено установление льготных тарифов за пользование электроэнергией на бытовые нужды в размере 50% от платы, определяемой в установленном порядке.

Но согласно постановлению Правительства РФ от 24 августа 2002 года № 630 правовые основания для установления льготных тарифов утратили силу.

С 2003 года льготные тарифы на электроэнергию для населения, которое проживает в 30-километровой зоне вокруг Ростовской АЭС, не устанавливаются.

Вопрос обеспечения льготных условий для отдельных категорий потребителей находится в компетенции Правительства РФ и требует дальнейшей проработки.

Обеспечить положительную динамику в агропромышленном комплексе в 2011 году удалось за счёт повышения эффективности использования земель сельхозназначения, сохранения плодородия почв.

В соответствии с Концепцией развития АПК Ростовской области до 2020 года поставлена задача по комплексному развитию сельских территорий и их инвестиционного потенциала.

В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию будет продолжена государственная поддержка АПК – как через субсидирование прямых затрат, так и путём поддержки мероприятий, которые направлены на развитие инфраструктуры сельских территорий.

Уже сейчас Ростовская область выходит в российские лидеры по производству мяса птицы (179,1 тыс. тонн).

Прирост обеспечен за счёт:

  • вывода на проектную мощность ранее реализованных проектов,
  • завершения реализации инвестпроекта компании «Оптифуд» мощностью 90 тыс. тонн мяса бройлеров в год.

В 2011 году в сфере АПК введено в эксплуатацию 5 новых объектов, в том числе:

  • в сфере животноводства – 3 (2 по птицеводству и 1 по свиноводству),
  • в сфере переработки продукции растениеводства – 2.

Кроме того, начата реализация 12 новых инвестиционных проектов в сфере сельхозпроизводства и переработки – с объёмом инвестиций порядка 51 млрд. рублей, в том числе:

  • по производству мяса птицы – 3 проекта,
  • по строительству свинокомплексов – 2 проекта.

При этом мы ставим задачу по ускоренному развитию мясного и молочного скотоводства не только за счет крупных инвестиционных проектов, но и развивая малые семейные фермы.

Средства на эти цели предусмотрены в областном бюджете.

Помимо того, уже определено софинансирование федерального бюджета.

В отрасли растениеводства необходимо повысить эффективность орошаемого земледелия.

В 2012 году планируется обеспечить прирост орошаемых земель в размере 2,6 тыс. гектара – в рамках мероприятий Областной программы развития сельского хозяйства (подпрограмма по развитию мелиорации).

Кроме того, надо повысить урожайность сельхозкультур за счёт стимулов сельхозтоваропроизводителям при использовании ими элитных семян,  а также за счёт повышении плодородия почв.

Для создания областной системы закупок сельхозпродукции у населения нужно:

  • обеспечить развитие организаций потребительской кооперации,
  • реализовать проект некоммерческого партнерства «Аграрный рынок».

Донские товаропроизводители, которые участвуют в создании оптово-логистических центров по закупке, переработке, хранению и сбыту сельхозпродукции, получат поддержку области – в виде субсидии, возмещающей 25% затрат на приобретение основных средств.

На эти цели в нынешнем году необходимые финансы в бюджете области предусмотрены.

Один из оптово-логистических центров уже открыт в Багаевском районе.

На очереди – создание новых форм сельхозкооперации в Семикаракорском, Белокалитвинском, Сальском и Аксайском районах.

Задачи в сфере земельных отношений:

  • завершить оформление в муниципальную собственность оставшихся невостребованными земельных долей - 56 тыс. гектаров,
  • по законодательству об обороте земель сельхозназначения обеспечить после 1 июля т.г. оформление прав на земельные участки, которые находятся в долевой собственности граждан (примерно 115 тыс. гектаров).

Также требуется рассмотреть вопрос о цене приобретения юридическими и физическими лицами в собственность участков из земель сельхозназначения, которые находятся в государственной и муниципальной собственности.

Актуален вопрос восстановления лесов и  создания лесозащитных полос.

Государственная Дума инициативу Ростовской области по установлению Правил содержания защитных лесных насаждений органами государственной власти субъектов Российской Федерации не поддержала.

Поэтому в нынешнем году Правительству области и Законодательному Собранию надо окончательно решить вопрос собственности на лесные насаждения.

Кроме этого, предстоит провести работу по межеванию и постановке на кадастровый учёт лесных насаждений.

Строительная отрасль в последние годы характеризуется разнонаправленными тенденциями: ростом в жилищном строительстве и замедлением – в производственном.

По объёмам ввода жилья в 2011 году Ростовская область заняла 7-е место в Российской Федерации, 2-е место в Южном федеральном округе.

Объём жилищного строительства, по сравнению с 2010-м, возрос на 4%.

А средний по области показатель ввода жилья на 1-го жителя превысил среднероссийский уровень (0,43) и составил 0,44 кв. метра на человека.

В 2012 году планируется ввести в строй 1 млн. 962 тыс. кв. метров  жилья.

Существенный задел на ближайшую перспективу - незавершённое строительство.

Его объём по состоянию на 1 марта т.г. – 2 млн. 100 тыс. кв. метров жилья.

За 2012-2015 годы необходимо ввести в строй около 10 млн. кв. метров.

Задача непростая, но решать её надо.

Только выверенная, хорошо организованная работа обеспечит её исполнение.

Развитие жилищного строительства напрямую зависит и от состояния промышленности строительных материалов, которая во многом диктует ценовую политику на рынке жилья.

В этой сфере задача – продолжить создание новых производств, модернизировать существующие мощности.

В текущем году планируется ввести в строй:

  • завод по производству керамического кирпича - в Семикаракорском районе,
  • завод по производству стекла – в Красносулинском районе,
  • целый ряд других объектов.

База стройиндустрии не должна сдерживать темпы строительства, наоборот, - стимулировать его дальнейшее развитие.

Дорожным комплексом в 2011 году освоено более 5,5 млрд. рублей.

Было обеспечено содержание всей сети дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, отремонтировано 179 км дорог. Однако этого явно недостаточно.

В минувшем году было принято решение сформировать областной дорожный фонд.

На 2012 год объём финансирования отрасли увеличился более чем в 1,5 раза и составил свыше 10 млрд. рублей.

Подчеркну, из них 4,4 млрд. рублей направлено на дорожное хозяйство муниципальных образований - это в 3,5 раза больше, чем в предыдущие годы.

Пассажирские перевозки автотранспортом – самые массовые и доступные для населения.

В 2011 году было открыто 67 новых внутриобластных маршрутов, из них 30 маршрутов связали небольшие населённые пункты с городами областного значения и районными центрами.

Сегодня общая протяженность маршрутов превышает 80 тыс. км, они соединяют все муниципальные образования области.

Для обеспечения комфортных условий пассажиров, которые пользуются железнодорожным транспортом, в 2011 году из средств областного и федерального бюджетов было перечислено 88 млн. рублей «Северо-Кавказской пригородной пассажирской компании».

В том числе - на компенсацию за перевозку школьников и студентов.

Мы продолжили реализацию крупных транспортных инвестиционных проектов, прежде всего, проекта по строительству аэропорта «Южный».

В 2011 году была зарегистрирована «Дирекция строящегося аэропортового комплекса».

Она уже начала работу по созданию необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.

В мае т.г. Президент России принял решение о передаче из федеральной собственности в собственность Ростовской области 38% акций и имущественного комплекса действующего аэропорта Ростова-на-Дону.

Таким образом, сформированы условия длятого, чтобы успеть завершить проект в 2017 году – до начала Чемпионата мира по футболу.

На переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2011 году было предусмотрено 1,3 млрд. рублей, в том числе средства:

  • Фонда содействия реформированию ЖКХ – 847 млн. рублей,
  • областного бюджета – 469  млн. рублей.

Средства поступили поздно (в декабре 2011 года), поэтому освоение составило в 2011 году 115,9 млн. рублей, из них по Фонду –  85 млн. рублей.

Остатки неиспользованных средств перешли на нынешний год.

Переселение 1 055 семей из аварийного жилищного фонда области будет произведено в текущем году.

Серьёзное влияние на качество жизни людей, их самочувствие оказывает состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Это одна из самых сложных сфер.

В 2011 году были завершены 44 проекта по капитальному ремонту и строительству объектов коммунальной инфраструктуры.

Сокращена доля утечек и расхода воды, уровень износа коммуникаций.

Построено, отремонтировано 107 км сетей водоснабжения и водоотведения.

Газифицировано более 10 тысяч домовладений, квартир в 40 населенных пунктах.

Реализация программы капремонта многоквартирных домов позволила улучшить условия проживания 28 тысячам жителей Дона.

По подготовке и прохождению осенне-зимнего периода 2011-2012 годов, по данным рейтинга эффективности деятельности органов исполнительной власти, проводимого Минрегионом России, Ростовская область вошла в тройку лидеров среди субъектов Российской Федерации.

Это, безусловно, хорошо, но мы знаем те проблемы, над которыми надо еще работать.

Поэтому подготовку к предстоящему отопительному сезону необходимо провести на более качественном уровне в строго установленные сроки (т.е. завершить до 1 октября т.г.).

Сфера управления многоквартирными домами – одна из самых проблемных и вызывает справедливые и правильные упрёки граждан.

Одной из целей работы Правительства Ростовской области является организация эффективного взаимодействия между собственниками жилья и структурами, которые управляют многоквартирными домами.

Проведённый в 2011 году аудит сферы ЖКХ позволил снизить тарифы на водоснабжение и водоотведение в 25 муниципальных образованиях.

Наибольшее снижение произошло в городах Новошахтинск, Гуково, Шахты, в Красносулинском и Белокалитвинском районах.

По результатам аудита:

  • проведён анализ основных нарушений при начислении платежей за услуги ЖКХ, выявлены их причины и сделаны выводы,
  • выработаны меры стабилизации,
  • подготовлены методические рекомендации по вопросам управления многоквартирными домами.

Тарифы остаются на контроле: по итогам 1-го полугодия мною будет заслушан отчёт о ходе этой работы в области.

Все показатели бюджета области за 2011 год имеют положительную динамику:

  • доходы составили 134,3 млрд. рублей - рост на 9,1% по сравнению с 2010-м,
  • расходы - 137,7 млрд. рублей - рост на 9,8%.

Основа прироста бюджета - это наращивание собственных доходов.

Они составили 71% от общих доходов бюджета, с приростом на 12,7% к 2010 году.

Этому, в частности, способствовала работа по сокращению недоимки, которую удалось снизить на 931 млн. рублей.

Мы вошли в двадцатку регионов России, которые достигли наилучших результатов по увеличению налогового потенциала.

И бюджет Ростовской области впервые получил поощрение федерации - 206,8 млн. рублей.

Общий объём поступлений из федерального бюджета за прошлый год составил 39,2 млрд. рублей и в целом превысил уровень 2010 года.

В отчётном году за счёт наращивания собственной доходной базы снизился удельный вес федеральной нецелевой помощи.

А объём целевых федеральных поступлений вырос на 1,4 млрд. рублей.

Бюджетная политика в сфере расходов консолидированного бюджета области направлена на решение социальных и экономических задач.

Приоритет был отдан обеспечению населения бюджетными услугами отраслей социальной сферы.

На эти цели направлено 90,8 млрд. рублей - на 12,3% больше, чем в 2010-м.

Повысили зарплату работникам бюджетной сферы в 2 этапа:

  • с 1 июня – на 7,9%,
  • с 1 октября – на 6,5%.

При этом заработная плата учителей с 1 сентября 2011 года была доведена до среднего уровня по экономике.

А с 1 сентября нынешнего года планируется на 30% увеличить зарплату работникам социальной сферы.

Для этого потребуется  дополнительно более 980 млн. рублей.

Повышение зарплаты охватит 88,6 тысячи специалистов, которые являются наиболее низкооплачиваемыми.

Такие как:

  • педагогические работники  школ и детских садов (за исключением учителей), приёмные родители, сотрудники, занятые в сфере дополнительного образования;
  • в здравоохранении – педагогические и социальные работники;
  • работники библиотек, клубов, музеев, театров;
  • в учреждениях соцподдержки населения – работники центров социального обслуживания населения;
  • в учреждениях физкультуры и спорта – тренерско-преподавательский состав.

В 2011 расходы на капитальное строительство, приобретение основных средств, капремонт областных и муниципальных государственных учреждений составили 24,9 млрд. рублей - на 15,4% больше, чем в 2010 году.

Правомерность и эффективность расходования средств областного бюджета по-прежнему в числе приоритетных сфер работы Правительства Ростовской области.

Внедрена система предварительного контроля обоснованности начальных цен по госзакупкам товаров свыше 5 млн. рублей.

На постоянном контроле соблюдение графиков выполнения и оплаты работ по всем объектам областной инвестиционной программы.

Принят целый ряд решений по снижению стоимости строительных работ на областных и муниципальных объектах.

Проводилась работа по повышению эффективности бюджетных расходов и реализации 83-го Федерального закона.

Исполнение бюджета осуществлялось на основе программно-целевого метода планирования с учётом принятых областных программ.

На исполнение 32 действующих программ направлено 87,9 млрд. рублей - 84% всех расходов.

Основная задача на текущий год – проведение сбалансированной бюджетной политики.

С этой целью продолжается реализация принятой программы по повышению эффективности бюджетных расходов, а также мероприятий по наращиванию налоговых и неналоговых доходов.

Один из перспективных вопросов – введение налога на недвижимость.

Ростовская область включена в число 12-ти пилотных регионов по определению кадастровой стоимости недвижимого имущества.

После введения налога на федеральном уровне, с учётом переданных полномочий на уровне субъекта Российской Федерации будут определены его параметры исходя из справедливого распределения налоговой нагрузки между разными социальными категориями граждан.

В рамках бюджетных расходов поступают вопросы о повышении заработной платы муниципальным служащим.

В соответствии с действующим законодательством, темпы увеличения оплаты труда муниципальных служащих должны быть аналогичны темпам изменений заработной платы государственных гражданских служащих.

Последние 3 года ни государственным, ни муниципальным служащим увеличение размеров окладов не производилось.

Это обусловлено ежегодно устанавливаемым федерацией нормативом их формирования и имеющимися бюджетными ресурсами.

Вопрос индексации окладов следует рассматривать с точки зрения более активных темпов по наращиванию собственной доходной базы и оптимизации управленческих расходов, не связанных с оплатой труда.

В части поднимаемых вопросов по повышению бюджетной обеспеченности муниципальных образований отмечу, что Ростовская область оказывает местным бюджетам существенную финансовую поддержку.

Её объём – это половина расходов областного бюджета.

Ежегодно сумма дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности составляет более 2 млрд. рублей.

Эти средства каждый год индексируются.

Кроме того, для повышения бюджетной обеспеченности из областного бюджета передаются на уровень муниципалитетов нормативы отчислений ряда областных налогов.

В рамках подготовки бюджета на предстоящий период будет рассмотрена возможность передачи этих нормативов местным бюджетам - с учётом положений Бюджетного послания Президента страны Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике и федеральных подходов к организации межбюджетных отношений.

В настоящее время дискутируется вопрос о пропорциях софинансирования отдельных муниципальных полномочий из областного и местных бюджетов – в рамках выделения субсидий областного бюджета.

Традиционно бюджет области берёт на себя основную часть этих расходов.

Базовый уровень софинансирования для муниципалитетов установлен в размере 20%, из областного бюджета в среднем выделяется 80% потребности.

В 2011 году из областного Фонда софинансирования было выделено 11,8 млрд. рублей, а местные бюджеты направили своих средств 1,5 млрд. рублей - 12,7%.

Вместе с тем вопрос об уровне софинансирования ежегодно рассматривается при подготовке областного бюджета – с учётом динамики бюджетной обеспеченности территорий области (вопрос по-прежнему актуален и требует внимания минфина области).

Особое внимание Правительство области уделяет реализации мероприятий по улучшению показателей социального благополучия семьи и детей.

Всеми видами отдыха и оздоровления в 2011 году было охвачено 90% детей школьного возраста.

Детские пособия, ежемесячные выплаты на детей первого-второго года жизни из малоимущих семей, детей из многодетных семей получают более 250 тыс. семей.

Компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг получают более 63 тысяч человек из многодетных семей.

Впервые с 2011 года малоимущие многодетные семьи, которые достойно воспитывают 10 и более несовершеннолетних детей, стали бесплатно обеспечиваться микроавтобусами за счёт областного бюджета.

С 1 января этого года введены новые меры поддержки семей с детьми.

Беременным женщинам из малоимущих семей, кормящим матерям и детям в возрасте до 3-х лет из малоимущих семей предоставляется ежемесячная выплата на полноценное питание.

За январь-май 2012 года  - 728 получателей.

Выполняется задача, поставленная Президентом России, по стимулированию рождения 3-го и последующих детей.

С 1 января нынешнего года введён региональный материнский капитал для малоимущих семей - 100 тыс. рублей с ежегодной индексацией.

За 5 месяцев выдано 63 сертификата.

Средства регионального материнского капитала, после достижения ребенком 3-х лет, можно направить:

  • на улучшение жилищных условий,
  • получение образования или лечение детей,
  • приобретение автотранспорта.

Социальная направленность бюджета области, рациональное использование бюджетных средств позволили сохранить стабильность в социально-трудовой сфере.

За год трудоустроено более 116,5 тысяч человек.

На созданные рабочие места - в том числе в рамках инвестиционных проектов - трудоустроено 1,5 тыс. человек, в первую очередь, на такие предприятия как «Роствертол», «Ростовский электрометаллургический завод», «Глория Джинс» и другие.

(Но расслабляться не стоит, тема требует постоянного внимания).

Свыше 15 тыс. человек приняли участие в оплачиваемых общественных работах.

Организовано временное трудоустройство в свободное от учёбы время 31 тыс. подростков (в возрасте от 14 до 18 лет).

При выполнении региональной программы дополнительных мер по снижению напряженности сохранена занятость почти 6 тыс. человек.

Содействие в организации самозанятости и трудоустройстве на рабочие места, созданные в малом бизнесе, получили 3,4 тыс. безработных граждан.

В текущем году на реализацию государственной политики занятости населения и мер по снижению напряженности на рынке труда из областного бюджета выделено 107,2 млн. рублей.

Ещё 872,2 млн. рублей будет привлечено из федерального бюджета - на социальные выплаты безработным гражданам.

Это позволяет стабилизировать уровень регистрируемой безработицы на отметке 1,1% от численности экономически активного населения области.

В 2011 году одним из основных приоритетов Правительства области оставалась социальная поддержка и социальное обслуживание населения.

На это направление было выделено 22,5 млрд. рублей - на 20% больше, чем в 2010 году.

Исполнены социальные гарантии для 1,4 млн. жителей Дона:

  • ветеранов труда и ветеранов труда Ростовской области, тружеников тыла,
  • реабилитированных,
  • сельских специалистов,
  • инвалидов, «чернобыльцев», доноров.

Жилищные субсидии получили 10% всех семей области.

Жителям 26 муниципальных образований (76,9 тыс. семей) были предоставлены выплаты для компенсации роста тарифов на водоснабжение и водоотведение.

Организована 41 приёмная семья для одиноких пожилых и инвалидов.

В муниципальных образованиях созданы 73 мобильные бригады, которые оказывают неотложную помощь на дому.

До 2014 года за счёт средств области все мобильные бригады будут обеспечены автомобильным транспортом.

В 2011 году было приобретено 12 автомобилей.

Во всех муниципальных учреждениях социального обслуживания созданы классы компьютерной грамотности.

Обучение прошли 1 634 человека.

С 2012 года в каждом городе и районе организовано сопровождение работниками центров соцобслуживания семей с детьми, у которых ограничены возможности здоровья.

Для интеграции людей с ограниченными возможностями реализуется областная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2014 годы.

В 2011 году для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха приобретено 2,5 тысячи единиц технических средств реабилитации на сумму 9,6 млн. рублей.

Инвалидам по слуху предоставлены услуги по сурдопереводу - более 3 тыс. часов.

Аналогичные программы действуют во всех муниципальных образованиях области.

Это позволяет решать и очень конкретные, нужные для наших жителей вопросы.

Так, в 2011 году разработана проектно-сметная документация для устройства пешеходного помоста на территории «Археологического музея-заповедника «Танаис» - для организации доступа маломобильных групп населения на экспозицию под открытым небом.

В детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва инвалидов № 27 установлен лестничный гусеничный подъёмник.

Для Ростовской областной специальной библиотеки приобретён микроавтобус, который позволяет обслуживать на дому 135 читателей - инвалидов по зрению.

Кроме того, закуплены  плееры, которые воспроизводят «говорящие» книги.

Такую работу мы намерены продолжать.

В 2012 году в рамках программы ведётся паспортизация действующих объектов социальной и транспортной инфраструктуры - для их последующей модернизации с учётом потребностей инвалидов.

В этом году мы планируем завершить строительство 2 новых стационарных объектов социального обслуживания в Семикаракорском районе и в городе Зверево – на 170 мест.

В 2011 году стартовала крупномасштабная программа по модернизации здравоохранения области.

Начато переоснащение рентгенологической, диагностической, хирургической и реанимационной служб.

На эти цели было выделено 3,1 млрд. рублей.

Обеспечена телевизионная связь областных медицинских центров со всеми районными и городскими больницами.

Это позволяет приблизить квалифицированную медицинскую помощь к каждому человеку – вне зависимости от места проживания.

Для решения проблемы дефицита кадров и создания условий по привлечению молодёжи в сельские районы реализуется комплекс мероприятий – в соответствии с федеральными и областными целевыми программами.

В 2011 году на базе Ростовского государственного медицинского университета подготовлено 135 врачей.

Для повышения эффективности целевой контрактной подготовки 69 студентов целевого набора 4-6 курсов в период обучения ежемесячно получали доплаты к стипендиям.

С ноября 2011 года в 2 раза увеличены размеры стипендий интернам и ординаторам.

Кроме того, велась подготовка специалистов со средним медицинским образованием.

План набора абитуриентов в медучреждения среднего профобразования на бюджетной основе составил 1 441 человек.

Из них около 30% обучаются по целевым направлениям муниципалитетов.

Из числа выпускников 2011 года трудоустроено более 80%.

Для улучшения жилищных условий работники здравоохранения области получают бюджетные субсидии на оплату 40% стоимости жилья и бюджетные займы на оплату 60% стоимости.

В 2011 году приобрели жильё 68 специалистов, в том числе сельские врачи. На эти цели из областного бюджета было выделено 100 млн. рублей.

В 2012 году финансирование увеличено до 120 млн. рублей.

В этом году 20 выпускников медицинских вузов, которые дали согласие на трудоустройство по контракту в территории с низкой укомплектованностью врачами, получат подъёмные – по 50 тыс. рублей, а 15 выпускников интернатуры и ординатуры – по 200 тыс. рублей.

Кроме того, вводятся дополнительные стимулы для врачей, которые переезжают для работы в сельскую местность.

Медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим на контрактной основе в 2011-2012 годах на работу в сельские населенные пункты, выплачивается единовременная компенсация – 1 млн. рублей.

Её получили уже 49 врачей.

В отчётном году на полную мощность заработал областной перинатальный центр, который оснащён самым современным медицинским оборудованием для выхаживания маловесных детей.

За год работы центра в нём родилось около 4 тысяч детей.

Благодаря освоению новых технологий с января текущего года область перешла на выхаживание детей массой 500 грамм и более.

Оборудование и кадровый потенциал для этого есть.

В области работает 6 детских центров здоровья (в Волгодонске, Новочеркасске, Таганроге, Ростове, Батайске), которые получили популярность у детей и родителей.

В течение года осмотрено более 16 тыс. детей, из них 30% признано здоровыми, а 70% - с факторами риска заболеваний.

Более 10 тысяч детей в возрасте до 18 лет (65%) было направлено по месту жительства в амбулаторно-поликлинические учреждения для дополнительного обследования, последующего лечения и оздоровления.

Впервые проведена диспансеризация 14-летних подростков.

Сейчас идёт обработка полученных данных.

По оперативным данным, диспансеризацию прошли около 27 тыс. подростков.

В 2011 году для реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения из федерального бюджета выделено более 1 млрд. рублей.

Пациентам с тяжёлыми заболеваниями (7 высокозатратных заболеваний) организована доставка на дом лекарственных препаратов.

Из резервного фонда было выделено почти 25 млн. рублей на оказание лекарственной помощи гражданам, которые страдают тяжелыми хроническими заболеваниями, в том числе – 12 детям-инвалидам.

Для обеспечения доступности лекарственной помощи гражданам, которые проживают в сельской местности, организована продажа препаратов в фельдшерских пунктах, получивших лицензию (930 подразделений).

Для  оперативного  решения вопросов лекарственного обеспечения жителей в минздраве области организована «горячая линия».

Масштабные инвестиции направлены на модернизацию образовательных учреждений.

Это позволило в 2011 году провести капитальный ремонт 47 объектов, сдать в эксплуатацию новую школу в Зернограде, провести реконструкцию и газификацию учреждений образования.

Сегодня все школы имеют автоматическую пожарную сигнализацию, обеспечены широкополосным выходом в Интернет.

В числе первых в России наш регион решил проблему обеспеченности образовательных учреждений школьными автобусами, которые отвечают требованиям безопасности.

Повысили квалификацию 10 тысяч педагогов.

В 2011 году была принята областная программа по ускоренному строительству детских садов.

Мы поставили амбициозную задачу – построить не менее 100 дошкольных учреждений в 2012-2015 годах.

Также будет продолжен возврат ранее перепрофилированных образовательных учреждений и более эффективное использование существующих.

В рамках этой работы в 2011 создано 5 190 дошкольных  мест.

Ведётся работа по созданию условий для открытия семейных дошкольных групп – структурных подразделений муниципальных детских садов.

В областной закон «Об образовании в Ростовской области» введено понятие «Семейная дошкольная группа».

В 2011 году создан региональный центр дистанционного образования для одарённых детей, который поможет талантливым ребятам из всех муниципальных образований получить качественное образование.

Сейчас в центре обучается 100 человек по 10-ти общеобразовательным предметам.

С сентября нынешнего года доступ к дистанционному обучению получат порядка 1 тысячи одарённых детей.

В центре дистанционного обучения детей-инвалидов в 2011 году специализированным оборудованием и программным обеспечением с подключением к сети Интернет оснащено 409 рабочих мест, обучено 329 педагогов и 355 родителей.

В истекшем году доля трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования достигла целевого показателя - 98%, а по учреждениям среднего профобразования она была ниже – 93% (полномочия до 2012 года были федеральные).

В текущем году мною поставлена задача – повысить уровень трудоустройства выпускников этих учреждений до 98%.

В этой работе важная роль отводится центрам содействия трудоустройству выпускников, которые созданы на базе всех учреждений профобразования во взаимодействии с предприятиями, организациями, службами занятости.

Для расширения взаимодействия учреждений профобразования и предприятий-работодателей внесены изменения в областной закон 290-ЗС («О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов»).

Эти изменения направлены:

  • на повышение престижа рабочих профессий, технических специальностей, которые востребованы на региональном рынке труда,
  • на обеспечение мер социальной поддержки обучающихся и молодых специалистов из числа выпускников учреждений профобразования.

В рамках решения задачи по профилактике национального и религиозного экстремизма принимались дополнительные меры, которые способствуют взаимопониманию обучающихся разных национальностей и вероисповедования.

Постоянно проводился мониторинг настроений в молодёжной среде,  организации воспитательной работы со студентами, в том числе тех, которые проживают в общежитиях.

Организована работа «телефона доверия».

Систематически проводились встречи студентов с руководителями учебных заведений, представителями минобразования и Правительства области.

В работу включились и органы ученического, студенческого самоуправления.

В рамках учебной и внеурочной деятельности организованы мероприятия по предупреждению конфликтов на межнациональной почве.

При поддержке Правительства области на базе Донского государственного технического университета создана Ростовская ассоциация студенческих советов  общежитий.

Реализованы мероприятия, направленные на поддержку творческих коллективов, которые служат визитной карточкой Дона.

Впервые в Государственном Кремлевском Дворце с сольными концертами выступил ансамбль песни и пляски Донских казаков имени Анатолия Квасова.

Заметным событием стал областной слёт работников культуры «Донские зори».

Из резервного фонда выделены 4,1 млн. рублей на обновление материально-технической базы фольклорного ансамбля «Вольница», который в 2011 году стал лауреатом Государственной премии Министерства культуры России «Душа России».

Средняя заработная плата работников учреждений культуры, несмотря на неоднократное повышение в 2011 году (с 1 июня – на 7,9%, с 1 октября – на 6,5%), остаётся самой низкой среди учреждений социальной сферы.

За 2011 год в целом по отрасли «Культура» она составила чуть больше 9 тыс. рублей.

Как я уже сказал, в этом году вместо запланированного повышения с 1 октября на 6%, мы повысим им зарплату с 1 сентября и не менее чем на 30%.

Крупными победами заявили о себе и о Ростовской области наши спортсмены.

В 2011 году на чемпионатах, первенствах, кубках мира и Европы завоевано 87 медалей различного достоинства.

Причём, впервые за многие годы чемпионами мира стали 7 спортсменов.

Уже получено 17 олимпийских лицензий на игры 2012 года.

Отбор продолжается, поэтому, уверен, их будет больше.

В 2011 году были увеличены нормы расходов на питание спортсменов области – членов сборных команд России в период их участия в спортивных мероприятиях и в тренировочный период.

Для повышения качества предоставления услуг населению развивается сеть многофункциональных центров.

По итогам минувшего года Правительственная комиссия по проведению административной реформы назвала Ростовскую область в числе 4-х лучших субъектов России в данном направлении.

По результатам российского мониторинга многофункциональные центры Сальского района и Ростова-на-Дону признаны лучшими.

Они заняли, соответственно, 1-е и 3-е место.

В 2011 году план по созданию МФЦ выполнен.

Они работают в 31-м муниципальном образовании, а в районах городов и сельских поселениях действует 152 центра доступа.

Многофункциональные центры оказывают более 100 услуг в сферах соцзащиты населения, имущественно-земельных отношений, архитектуры и градостроительства.

На базе МФЦ Орловского и Семикаракорского районов организованы консультационные пункты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также граждан, которые желают организовать собственное дело.

Это консультации по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты, развития предприятия и т.д.

В Интернете создан портал сети МФЦ, который позволяет, не выходя из дома, получить консультацию по любой услуге, предоставляемой в центре.

Такой результат достигнут благодаря совместной работе исполнительной и законодательной власти.

Принят первый в России региональный закон, который закрепил организационные и правовые основы для оказания господдержки создания и развития сети МФЦ.

Утверждена целевая 3-летняя программа по созданию многофункциональных центров.

В нынешнем году работа по созданию сети МФЦ во всех муниципальных образованиях области должна быть завершена.

 Уважаемые депутаты!

Этот год для нас юбилейный – 75 лет образования Ростовской области.

В 2011 году был создан оргкомитет по подготовке и празднованию этой даты, намечен план действий.

Важно своевременно и качественно подготовить все мероприятия, чтобы у жителей области и гостей остались самые добрые впечатления об этом событии.

И в заключение хочу поблагодарить за плодотворную законотворческую деятельность.

Только в 2011 году вами было принято 235 областных законов по различным направлениям развития Донского края.

Рассчитываю на конструктивное сотрудничество и впредь.

Правительство области свою основную задачу видит в сохранении позитивных тенденций развития, построении сильной инновационной экономики и развитой социальной сферы, которые принесут реальные улучшения в жизни наших жителей.

Уверен, что совместная работа исполнительной и законодательной власти, бизнеса, органов местного самоуправления и, конечно, жителей области поможет обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие области.

Благодарю за внимание!

Скачать в формате .doc (215 Кб)

 

Смотри также:

Губернатор отчитался о работе в 2011 году перед донскими парламентариями

Видеозапись отчета и ответов губернатора на вопросы депутатов Законодательного Собрания области

Размещен:Размещено:
11.03.2013 15:32:39|
Изменено:
11.03.2013 16:32:40|
Количество просмотров:
368

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика