Новый сайт

Стенограмма встречи губернатора В.Ю.Голубева с представителями бизнес-изданий

6 августа 2012 г.

г. Ростов-на-Дону

 

В.Ю. Голубев: Полугодие во многом определяет перспективу работы на весь год. И как мы проживем первые полгода, так определяются и итоги года. Потому что если заложенные в первом полугодии тенденции работают, то, как правило, мы традиционно выходим на результат. Хотелось бы, чтобы так было, потому что итоги работы за полугодие вполне позитивные. Сейчас мы уже думаем о том, что будет в 2013-м и последующих годах, потому что приступили к формированию бюджета на следующую трёхлетку – 2013-2015 годы.

Если говорить о цифрах… За первое полугодие валовой региональный продукт у нас вырос на 8,4%. В Российской Федерации рост составляет 4,4%.

Мы заметно выросли в промышленном производстве. По объему промышленного производства – на 14,5%. В России – 3,1%.

По производству сельхозпродукции… Тут своеобразный показатель. Вы все знаете, что уборочные работы в этом году начались заметно раньше, в сравнении с предыдущим годом. В первой половине августа мы завершали уборку ранних зерновых, а сейчас мы уже несколько дней назад это сделали. И собрали 5 миллионов 630 тысяч тонн. По ранним зерновым в этом году Ростовская область первая в Российской Федерации. Собрано больше, чем в Краснодарском крае, в Ставрополье и в других регионах. Год был очень непростым. У нас 7 районов области оказались из-за засухи практически в чрезвычайной ситуации – часть районов на востоке, часть районов на севере.

Если говорить об инвестициях…Мы планировали рост инвестиций, по сравнению с прошлым годом, на 15% в целом по году. Показатель роста на сегодня по итогам полугодия, в расчет взяты крупные предприятия, малый и средний бизнес, 16,3%. Но большая часть инвестиций приходится традиционно на вторую половину года, когда завершаются объекты, все это через статистику проходит. Если тенденции будут сохранены, то мы планируем выполнить задание, которое мы для себя определили, по году объем должен достичь 176,2 миллиарда рублей.

Интересный показатель по объему внешней торговли. Он вырос на 17,4%. Впервые с… боюсь назвать, с какого года экспорт превысил импорт. Экспорт продукции из Ростовской области превысил импорт на 93 миллиона долларов США. Это хороший показатель, который подтверждает, что наши предприятия сегодня активно работают на внешнем рынке.

Среднемесячная заработная плата за 5 месяцев выросла на 15% и составила 17,7 тысячи рублей.

На мой взгляд, самые хорошие показатели, который хотелось бы сохранить и в будущем – по демографии. У нас число родившихся выросло на 9,2%, а число умерших снизилось на 2,7%. Это тенденция, которую мы все ожидали, на которую мы работаем. В общем, она характеризует реализацию программы демографии с одной стороны, с другой стороны – несомненно, сюда включается ряд факторов, которые на все это влияют. Хотелось бы, чтобы именно этот показатель сохранился у нас в будущем.

Традиционно я задаю вопрос бизнесу, министерству экономического развития, руководителям муниципальных образований по поводу того, как себя чувствует бизнес с точки зрения его активности, желания открыть бизнес, развить бизнес. И, как подтверждают эксперты, бизнес-климат, который сегодня формируется в Ростовской области, имеет позитивные тенденции. Собственно говоря, я не готов сказать, что мы выполнили ту задачу, которую перед собой ставили, мы, скорее, находимся в процессе ее решения. Мы ждем максимальной активизации бизнес-сообщества. В том числе, делаем упор на малый и средний бизнес. Этим бизнесом занимается не менее четверти населения Ростовской области. Очень важно, чтобы эта тенденция была сохранена, а правительство области, муниципалитеты реализовали все свои возможности для того, чтобы создать условия для активизации этого процесса.

В общем и целом можно говорить о позитивных тенденциях, позитивных результатах за полугодие.

Среди всех показателей, которые традиционно анализируются по итогам полугодия, есть один, на который нам стоит обратить внимание именно во втором полугодии. Это объем строительства жилья и в целом строительство. Мы находимся практически в плане, если говорить об итогах первого полугодия. Выполнено 40,6% от годовой программы. Построили 796 тысяч квадратных метров жилья. Это на 0,4% ниже, чем в первом полугодии 2011 года. Область по объему вводимого жилья находится на 6-м месте в России. Снова же такой показатель, который традиционно более активно реализуется именно во втором полугодии.

Объем производственного строительства – та тема, которая требует дополнительного внимания. Она характеризует развитие производства, характеризует инвестиционную активность в производственной сфере. Здесь тема не до конца реализована, нам предстоит серьезно этим заниматься. Это уже вопросы и инвесторов. Кстати, мною недавно были даны поручения для того, чтобы обеспечить более жесткий контроль за реализацией строительной программы. Сейчас готовим несколько новых документов, один из которых будет отражать инвестиционную деятельность наших предприятий в целом по области. Мы должны подготовить такой документ на трехлетнюю перспективу с разбивкой по отраслям хозяйства и по территориям. Если говорить о 2012 годе, то речь идет конкретно об объектах, которые мы должны построить в производственной, социальной сфере. В течение августа мы его закончим. Документ должен обеспечить контроль за этим процессом на территории области.

В целом, считаю, что мы хорошо сработали в первом полугодии. Это залог того, что во втором полугодии мы должны выполнить программу года.

 

В. Козлов, «Эксперт-Юг»: Отчасти эти оптимистичные результаты удивительны в промышленности. Я бы хотел отдельно спросить о ситуации на двух крупнейших предприятиях Ростовской области, у которых как раз с прошлого года и в этом году, в том числе в связи с присоединением к ВТО, случились довольно серьезные проблемы, которые, казалось, отразятся на индексе промышленного производства. Пока видим, что не отразились, возможно, это еще предстоит. Я имею в виду «Тагаз» и «Ростсельмаш». Это два знаковых предприятия. Я хотел бы попросить Вас высказаться о том, как Вы видите ситуацию на каждом из этих предприятий и с точки зрения того, как она может развиваться, и с точки зрения роли, какую они играют и какую могут сыграть власти области в их дальнейшей судьбе?

 

В.Ю. Голубев: Спасибо. Первое, если говорить о промышленности, то надо не забывать, что у нас заметная доля предприятий оборонно-промышленного комплекса. И здесь можно с уверенностью сказать, что мы имеем не только позитивный результат за первое полугодие, но и хорошие перспективы. Предприятия обеспечены заказами, которые обеспечат им работу не только в том состоянии, в котором они сегодня находятся, но и заставят развиваться эти предприятия в ближайшее время.

И «Тагазу», и «Ростсельмашу» здесь нужно думать немного о другом. На самом деле, если оборонные промышленные предприятия ориентированы на государственный заказ, как вы понимаете, работа этих предприятий ориентирована на рынок. На рынок агропромышленный, на рынок обычный, социальный в том числе, поэтому нам здесь вместе с собственниками, акционерами этих предприятий предстоит еще очень много потрудиться, чтобы ситуацию в одном случае стабилизировать. Я говорю о «Таганрогском автомобильном заводе». А во втором случае – создать условия для развития предприятия, потому что продукцией «Ростсельмаша» пользуется сегодня подавляющее большинство сельхозпредприятий России и стран СНГ.

Наверное, вы знаете предысторию, связанную с «Тагазом», когда мы обратились и к председателю Правительства в прошлом году Владимиру Владимировичу Путину, и он очень активно нас поддержал, провел под своим председательством совещание, провел несколько встреч с членами Правительства, консультации с собственниками «Тагаза». Одним из решений, которое было реализовано в мае текущего года, это моя встреча с министром промышленности Российской Федерации Мантуровым по вопросу, связанному с реструктуризацией задолженности «Тагаза». Она была на самом деле очень большая, да и есть. Со всеми руководителями банков, которые кредитовали «Тагаз» - это «Сбербанк», «ВТБ», «Газпромбанк» - я встречался. Основная часть из них готова рассматривать различные варианты. Но по долгам «Сберегательного банка» сегодня продолжается работа, в которой собственники «Тагаза» ищут выходы из сложившегося положения. Неслучайно было подписано соглашение с Мантуровым, это своеобразная «дорожная карта», которая могла бы стабилизировать ситуацию на заводе.

Второе. Сейчас идет согласование документа, который определит порядок погашения долга «Тагаза» перед «Сбербанком». Одно из направлений – это реализация собственных активов, затем предоставление «Сбербанком» аккредитивов «Тагазу» для того, чтобы закупать машинокомплекты, чтобы производство не остановилось. Следующее направление – это подготовка структуры сделки и предоставления «Сбербанком» векселей для погашения той задолженности, которая сегодня существует перед другими банками.

Работа по урегулированию задолженности продолжается, надеюсь, что она найдет совершенно конкретную реализацию. 29 июня текущего года «Сбербанк» создал отдельную новую структуру, которой уступлены права на задолженность «Тагаза». На мой взгляд, проблему здесь может решить только конструктивная позиция собственников. Без этого сложно будет рассчитывать на активную реализацию задачи стабилизации, но мы сейчас делаем все, что только можно для того, чтобы все люди, работающие на «Тагазе», были заняты.

Практически по каждому предприятию, которому требуется рабочая сила в Таганроге, составлены своеобразные планы. Управление занятости области этим занимается. У нас есть полная информация о том, что в случае массового освобождения людей мы сможем трудоустроить людей именно в городе Таганроге. Конкретно на ТАНТК им. Бериева, которому до конца текущего года нужно набрать 500-600 новых работников для реализации той программы, которая есть на предприятии. Но это лишь одно направление.

Другое направление – это все-таки развитие самого предприятия. Есть несколько предложений, и, по моему мнению, из этой ситуации предприятие выйдет нормально только в том случае, если туда придут новые инвесторы. Если новые инвесторы там появляются, то тогда, я уверен, предприятие ждет новое будущее, надежное, стабильное, уверенное. Но первичным является то, о чем я сказал в самом начале, нужно разобраться  с задолженностью, нужно определить порядок ее реализации. На мой взгляд, перспективы здесь существуют. «Тагаз» - это не только площадка для сборки автомобилей. На мой взгляд, это перспективная площадка для размещения и реализации других возможных проектов. Эти проекты в виде предложений сегодня существуют, но в воле собственника их принимать и находить конструктивные решения.

Что касается «Ростсельмаша». Первое. Эта проблема неоднократно ставилась нами перед руководством страны. И она воспринимается абсолютно нормально. Наша задача – создать условия для укрепления и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Мы вносили предложения по реализации на территории Российской Федерации программы утилизации сельскохозяйственной техники устаревшей. Есть обращения ряда бывших республик СССР, а теперь стран ближнего зарубежья, например, Армении, Белоруссии, которые сегодня работают в подавляющем большинстве на этой технике. Они связаны с закупкой запчастей, закупкой самой техники. В этом заинтересованы украинские партнеры – представители агропромышленного комплекса, которые тоже в подавляющем количестве имеют эту технику. Линейка техники, которую сегодня выпускает предприятие, сегодня достаточно большая. Качество находится на хорошем уровне, это подтверждают наши донские селяне. Поэтому состоялось несколько встреч с вице-премьером Дворковичем, таких встреч было две за последний период с участием представителей «Ростсельмаша». Наши предложения были поддержаны, сегодня идет реализация. Лейтмотивом этих встреч было самочувствие «Ростсельмаша» и других предприятий сельхозмашиностроения в условиях вхождения в ВТО. Мы не собираемся отказываться от поддержки этих предприятий со стороны областного бюджета. Сегодня эта программа действует. Я дал поручение рассмотреть возможность в бюджете 2013 года предусмотреть увеличение примерно на 100 миллионов рублей объема поддержки селян для закупки этой техники. Это все остается, но, несомненно, в данном случае мы надеемся и на поддержку федерального центра. Кстати, это подтверждает последний протокол совещания на «Ростсельмаше», снова же при участии Аркадия Владимировича Дворковича, который по итогам этой поездки будет представлен в субъекты для реализации. Я на встрече буквально позавчера напомнил об этом протоколе, попросил его нас по-прежнему поддержать. Что касается поддержки на уровне области, я могу некоторые вещи назвать, они действуют и будут действовать в будущем. Это субсидии по экспортным контрактам, это налоговые льготы на имущество предприятий в рамках реализации инвестиционных проектов, это софинансирование покупки комбайнов – 20 процентов стоимости сельхозтехники. Кстати, в текущем году за счет этого наши селяне приобрели с помощью областного бюджета  134 комбайна.

В адрес Президента направлены предложения по усовершенствованию мер государственной поддержки, мы сформировали их с учетом видения наших экспертов, среди которых сохранение ввозных таможенных пошлин на сельхозтехнику, которая была в эксплуатации, поддержка экспорта через «Росагролизинг»…Кстати, руководитель «Росагролизинга» сегодня находится в области. Министр сельского хозяйства Василенко Вячеслав Николаевич как раз обсуждает с ним в том числе и эту проблему. Это софинансирование из федерального бюджета научных работ, НИОКРов, включая разработку новых типов комбайнов, новых моделей на базе «Ростсельмаша». Объем финансирования на эти цели предполагается порядка 600 миллионов рублей. Ряд предложений, которые мы высказывали до этого, собственно говоря, были поддержаны Минпромторгом.

Одно из предложений как раз связано с реализацией программы утилизации, потому что по этому поводу в конце прошлого года нас проинформировали, что предложение Ростовской области было принято. И в бюджете 2012 года запланированы финансовые средства на начало реализации этой программы. Для нас это актуально, и это касается не только Ростовской области. Это касается практически всех регионов России, бывших республик СССР. Один из вопросов – это, конечно, поддержка экспорта совместно с «Росагролизингом». Хорошая тема, она интересна, потому что наши производители сегодня в большом объеме экспортируют свою технику не только в страны СНГ, но и в страны Европы, а совсем недавно они начали продавать комбайны в Америку.

Я задаю один и тот же вопрос – в сравнении, например, с «Джоном Диром» как чувствует себя наша техника? Все зависит от условий, в которых они работают. На полях, например, средней урожайности, а мы регион, урожайность в котором все-таки средняя, они не уступают этим комбайнам. Там одна принципиальная задача, как говорят специалисты, чтобы при хорошем уровне логистики и обслуживании техника работала нормально. Сразу возникает вопрос – что такое хороший уровень логистики? Если в течение 4 часов с момента заявки на ремонт техники есть реакция, тогда это считается хороший уровень. Кстати, у «Тагаза» это наоборот проблема. Когда, например, итальянцы изучали возможности размещения или соинвестирования по «Тагазу» одной из проблем была логистика, которую признали неудовлетворительной. На «Ростсельмаше» она налажена очень неплохо.

 

О. Тарасова, Юг.ру: У меня вопрос касается угольной отрасли Ростовской области. На сегодняшний день разрабатывается концепция развития отрасли до 2030 года. Могли бы Вы сейчас обозначить основные ее положения? Как Вы видите развитие угледобычи в Ростовской области?

 

В.Ю. Голубев: Думаю, принципиальным является то, что угольная промышленность в Ростовской области – это составная часть экономики области.

Пережив труднейшие 90-ые, сегодня мы находимся в том состоянии, когда впервые за достаточно длительный промежуток времени мы видим заметные позитивные изменения. Мы уже совершенно четко понимаем, что объекты, которые определялись и долгосрочными, и среднесрочными планами развития угольной отрасли, реально в области существуют и реализуются.

Впервые с момента падения угольной отрасли в области мы в 2011 году прибавили в добыче угля. Это, конечно, совсем не те цифры, которые мы имели в прежние годы. Сегодня ставится задача выйти на уровень добычи примерно 12-13 миллионов тонн угля в год. Мы должны реализовать проекты строительства нескольких шахт на территории области. Две из них строятся сейчас – Быстрянская первая и вторая. Очень сложный проект, между прочим. Сложный потому, что это трудная геология, наклонная шахта. Вторая шахта – это Обуховская первая с обогатительной фабрикой. Это программа ввода новых шахт на Садкинском месторождении. Это переработка угля, что достаточно актуально, и такие проекты мы сегодня рассматриваем.

Но нельзя рассматривать развитие угольной отрасли без увязки нескольких направлений. Это не только освоение новых месторождений, строительство новых шахт, в том числе, прежде всего, техническое перевооружение, инвестиции в технологии сегодняшних действующих шахт. В 2012 году у нас план добычи 5,7 миллиона тонн, в 2011 году мы добыли 5,3 миллиона тонн, то есть несколько растем. Сейчас рост по сравнению с прошлым годом составляет примерно 10,4%. Думаю, что примерно на этом уровне мы и завершим текущий год.

Но для того, чтобы решить эту проблему в комплексе, нам нужно реализовать ряд проектов. В частности, реконструировать несколько участков Северо-Кавказской железной дороги, потому что объем перевозок будет возрастать, увеличение грузооборота по ряду направлений, таких как: Гуково, Лихая – предполагается до 80 миллионов тонн в год.

У нас сегодня, и это надо отметить, практически отсутствует система профессионального образования. И если мы ее не восстановим, наши усилия будут пропадать даром. У нас сегодня практически не работает система подготовки работников среднего звена, специалистов в угольной отрасли. Если смотреть по потребностям, нам нужно сегодня не менее трех тысяч рабочих мест обеспечить специалистами в этой отрасли.

Кстати, мои встреча с владельцами, акционерами угольных компаний, которые работают, приходят в область, убеждают в том, что они эту тему не забыли. Это очень принципиальный момент. Помимо этого, нужно решать вопросы социального характера в этих территориях. В крайний раз, когда мы разговаривали с шахтерами, я интересовался одной простой темой – безопасность и условия труда шахтеров. Это достаточно актуальный вопрос, и им нужно заниматься постоянно.

Одна из тем, которая не должна быть забыта, это социальные гарантии для тех, кто трудится в угольной отрасли. Вы, наверное, помните и знаете, что у нас есть вопросы, связанные с реализацией социальных гарантий по тем, кто трудился, кто сегодня находится на заслуженном отдыхе, и нам ничего не остается делать, как этим заниматься. На последнем совещании в Кемерово наши предложения были восприняты, по ним даны соответствующие поручения, мы надеемся, что они будут реализованы. И мне известно, что совсем скоро будет совещание в Москве, которое будет проводить Президент. Я думаю, что некоторые из вопросов угольной отрасли будут там обсуждаться как раз в преддверии Дня шахтера, который будет в этом году. Наверное, все эти вопросы не должны остаться без внимания. Наши предложения, которые мы на регулярной основе направляем, всегда воспринимаются. Очень важно, чтобы они были еще реализованы в конечном итоге.

Учитывая, что разведанные запасы угля на территории области значительные, я думаю, что угольная отрасль имеет перспективу. Но нам нельзя останавливаться только на добыче угля. Нам нужно сегодня внедрять новые технологии по его переработке, по переработке отвалов, которых приличное количество. Сегодня много новых интересных технологий, которые реализуются в Европе, в мире. Да и, собственно говоря, в странах бывшего СССР – в Украине, например, такие процессы идут. Мы развернулись в эту сторону и готовы воспринимать инвесторов, которые с этими проектами придут. Я бы даже сказал, без обсуждения, то есть, если они приходят, то, я считаю, такие вещи нужно отдавать очень быстро.

Я убежден, что для нас это сегодня выгодно.

 

О. Тарасова, «Юг.ру»: Позвольте я уточню по поводу реконструкции железной дороги… «РЖД» как-то планирует участвовать в этом вопросе?

 

В.Ю. Голубев: «РЖД» ставит вполне логичные условия – если объем перевозок будет увеличиваться, то мы, естественно, на это пойдем. Это мнение руководителя, которое он высказал достаточно открыто. Поэтому мы стараемся доказать, что это необходимо, что это будет.

 

О. Тарасова, «Юг.ру»: Что касается кадрового голода в угольной отрасли. Очевидно, что эта проблема очень остра. Что конкретно будет предприниматься, какие меры будут приняты? Как будет поддерживаться сфера образования? Кроме того, известно, что один из вузов планирует закрытие горно-геологического факультета в одном из городов шахтерских.

 

В.Ю. Голубев: Первое. Надо исходить из того, что профессиональное образование касается не только угольной отрасли. Надо понимать, что его развитие возможно только при развитии самой отрасли. Нельзя готовить кадры, если их некуда будет трудоустроить и наоборот – нельзя не готовить, если потребность в них есть.

Поэтому мною даны поручения министерству образования и конкретно заместителю губернатора Гуськову Игорю Александровичу оценить потребности и наши возможности по модернизации профессионального образования области. Это касается промышленности вообще, практически любого направления. Это и оборонная промышленность. Я сегодня вспоминал ТНТК имени Бериева и думал, откуда они возьмут 500 человек сразу. Мне отвечают: «Мы их сначала будем учить». То, что делали работники на «Тагазе», хотя, может, какие-то элементы прошлой работы и будут присутствовать, это совершенно не то, что они будут делать здесь. Это совершенно новая технология, совершенно другое качество. Поэтому здесь есть такая необходимость применить наш областной закон о государственно-частном партнерстве, который сегодня должен работать не только на инвестиции в жилищно-коммунальную сферу, но и на инвестиции в образовательный процесс. Мы должны это делать вместе. Нам нужно успевать за тем, что сегодня диктует рынок. Ничего другого не сделаешь.

А потом еще одна вещь. Какая сегодня заработная плата у шахтера? Не та, что получали шахтеры в советские времена. Социальные гарантии – не те, что были в советское время. Если мы эту позицию не поменяем, мы не привлечем людей даже при наличии образовательных учреждений. Поэтому это целый комплекс мероприятий, которые нужно будет сделать. И сам престиж шахтерского труда должен быть совсем по-иному представлен. Но престиж может быть только тогда, когда человек за хороший труд получает достойную заработную плату. Это единственное условие. И с этим предстоит очень серьезно поработать, поэтому пригласим к этой работе, прежде всего, тех, кто работает в угольной промышленности.

Е. Романова, «Дело.ру»: У меня вопрос по «Управлению коммунальными ресурсами» В прошлом году немалый ажиотаж вызвала эта инициатива сконцентрировать в отдельных руках все коммунальные ресурсы области. Было провозглашено, что идея благая, потому что инвесторы испытывают трудности при подключении к сетям. В принципе, так оно и есть, никто не скрывает. Понятно, что в сети очень много недобросовестных собственников, которые не вкладываются в инфраструктуру. Сейчас уже немножко поднялись тарифы, осенью скакнут еще. И получается, что, создавая такую государственную корпорацию, мы создаем монополиста. У нас есть монополист «Газпром». От того, что он монополист, у нас газ не дешевле. У нас газ дороже, чем в Европе и Америке. Если мы сейчас создадим монополиста в сфере коммунальных услуг, я сомневаюсь, что коммунальные услуги будут дешевле. Хотелось бы знать, как обстоят дела с созданием этого монстра? Вице-губернатор говорил, что в начале июня планируется взять кредит под его уставной капитал, там порядка 10,5 млрд рублей и вложить его в том числе в строительство садиков? Что вообще там происходит? Там сейчас какой-то мрак, тишина.

 

В.Ю. Голубев: Чтобы не было тишины, давайте сделаем первое… Я вообще считаю, что по этому поводу можно поговорить даже отдельно, если это многих интересует, разобрать подробнее эту тему.

Первое – простой вопрос. Очень похожие территории с равными условиями жизни, иногда с равной развитой инфраструктурой, а у них разные тарифы. Иногда те же водоводы там проходят, одинаковые по изношенности, году постройки, а у них разные тарифы. Город Ростов – в разных частях города люди имеют разные тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Это та же самая тема. С одной стороны «Лукойл», с другой – «Теплокоммунэнерго», и так далее. Когда мы задавали себе вопрос, почему, не всегда находили на него ответы. Но что подтолкнуло нас к созданию предприятия? Мы заметили одну простую вещь. Это не значит, что мы всех объединили в одно управление, такую задачу мы себе и не ставим. Мы попытались найти рациональное зерно в создании крупной компании, которая бы позволила нам заниматься инвестициями в развитие региона, в том числе в жилищно-коммунальную сферу. То, что было до этого, нам позволяло, а иногда и не позволяло даже просто латать дыры. Таким образом, появилась такая идея, она была связана, прежде всего, с проектами развития инженерной и социальной инфраструктуры.

Второе. Мы зачастую не находили ответа на один простой вопрос – а как реализовать межмуниципальные проекты? Каждый муниципалитет отдельно не всегда заинтересован в них. Он говорит – в пределах моей территории буду что-то пытаться делать, но денег на это нет. А у нас есть межмуниципальные проекты водоснабжения, энергоснабжения. Поэтому мы для себя определили, что у нас появляется возможность использовать эту структуру для реализации межмуниципальных проектов. Такие проекты сегодня начали действовать, и мы начали, прежде всего, с обеспечения жителей области водой.

Компания была зарегистрирована в декабре прошлого года. Я думаю, что уже настало время, послушать не то чтобы отчет о результатах ее работы, может, это и рановато, но хотя бы о тех наработках, которые сегодня существуют, их можно было бы уже услышать.

Что касается социальной инфраструктуры, мы договорились, что компания сможет участвовать в реализации в том числе и социальных проектов, например, проект строительства детских садов, что и сделали. По этому пути на сегодня мы идем. Этот год – год начала реализации этой программы. Но в определенной степени он должен нам показать, что будет дальше.

Что происходит сейчас? Во-первых, ни у кого не должно возникать сомнения в том, что это предприятие правительства области, поэтому в данном случае мы подотчетны перед определенными структурами, депутатами Законодательного Собрания. Я свой отчет ежегодно представляю и, думаю, что в следующем году во время отчета мы к этой теме вернемся, отдельно уделю внимание, проинформирую, что же у нас получается.

Мы завершаем формирование инвестиционной программы этого акционерного общества, исходим, прежде всего, из потребностей муниципальных образований. Второе. Кредитные организации, учитывая, что правительство является единственным акционером, с большей охотой идут на то, чтобы с ней сотрудничать. Наверное, этого доказывать не нужно. Следующее – появляется более активная возможность для того, чтобы реализовывать на практике закон о государственно-частном партнерстве. Организация выступает, образно говоря, от имени правительства, частный инвестор  может приходить, и  понимает, с кем имеет дело, и он охотнее идет на это сотрудничество…

Ну, и главное, конечно, то, с чего начинали. Речь идет о том, чтобы навести порядок в управлении теми структурами, которые входят в систему управления жилищно-коммунальным хозяйством: это и теплоснабжение, и водоснабжение, водоотведение. Недавно я задал вопрос помощникам: мы ведь не закончили аудит платежей, и будем его обязательно продолжать. Пока предпосылок тому, чтобы остановить аудит тарифов, нет. И эта кампания позволит нам эту работу систематизировать…Чтобы в Зверево изменить ситуацию, нам нужно в следующем году 19,4 км трубы еще, но уже другого диаметра, проложить, чтобы потери сократить. Мы можем сколько угодно говорить о тарифах, а если потери будут такие сумасшедшие, как у нас сейчас это происходит практически в подавляющей системе нашего водоснабжения, то у нас тарифы будут постоянно расти потому, что у нас расходы на содержание не будут уменьшаться. Расходы уменьшаются, когда прокладываются новые  системы жизнеобеспечения.

Поэтому я думаю, это то направление, которое обеспечит нам большую управляемость, прозрачность. Сейчас попробуем реализовать эту программу, и уже в ближайшее время посмотреть на тех территориях, где она реализована, что же изменилось. По большому счету, по итогам текущего года нужно будет проанализировать состояние дел в ряде территорий, где эта система начала работать. Она еще не объединила, и никогда не объединит в полном объеме систему, но по основным нашим территориям, где мы начали работать, результаты мы сможем увидеть.

Вообще, нам нужно определить для себя несколько критериев оценки качества. Такое поручение я дал. Для того, чтобы можно было сравнивать: а что же меняется от того, что мы эту систему создали, и управление коммунальными ресурсами начало функционировать. Считаю, мы находимся на правильном пути. У нас таких проблем системных очень и очень много. Мы не ставим перед собой задачу ввести государственную монополию на все виды услуг. Но все-таки управляемость, с точки зрения надежности снабжения и обеспечения жилищно-коммунальными услугами, должна быть обеспечена.

Посмотрите по некоторым нашим территориям на ситуацию с управляющими компаниями: взять Таганрог, Новочеркасск. Я убежден абсолютно, что при определенном развитии событий, а мы сейчас это внимательно отслеживаем, там будут возбуждены уголовные дела. Я специально дал поручение на месте посмотреть: почему население платит исправно – больше 90%, а ни копейки не идет в новое развитие. Там, где наша управляющая компания зашла, ситуация меняется в лучшую сторону. Но там есть много факторов, которые влияют на ситуацию. В каждом из них нужно индивидуально разбираться, ну и идти дальше.

 

Е. Романова, «Дело.ру»: Уточняющий вопрос – идет ведь речь сейчас о новой волне приватизации. И правительство, власти избавляются от активов. И получается, что у этой управляющей компании есть перспектива стать объектом приватизации в будущем?

 

Голубев В.Ю.: Несомненно, есть перспектива. Нет, я не случайно сказал о законе о ГЧП, то есть вхождение туда возможны любых бизнес-структур, но правила должны быть прозрачными и понятными. Мы не можем создавать структуру, которая будет собирать ежегодно деньги у населения, потом банкротиться, создавать новые структуры, оставлять население должниками и не получать необходимый объем услуг и качество этих услуг. Поэтому привлечение инвесторов вполне возможно. Мы должны будем искать добросовестных инвесторов, которые придут сюда и будут работать. Я еще раз хочу сказать, правила, которые определены, условия, которые определены, очень просты: это надежное снабжение. За качественную работу, за качественные услуги – получение соответствующего дохода, соответствующей прибыли. Но население должно это понимать, почему так происходит.

С. Строителев, «Город N»: Еще один уточняющий вопрос по поводу компании «Управление коммунальными ресурсами». Я бы задал вопрос с другой стороны. Можно ли разъяснить механизм ее работы? Компания, очевидно собирается кредитоваться? Под что кредит будет даваться? Что будет залоговой базой? Компания сама по себе не генерирует сама по себе выручку, она просто управляет акциями. Означает ли это, что акции, например, «Донэнерго» могут быть предметом залога? И второй вопрос – если она собирается строить детские садики – а никаких больше объектов пока не заявлялось – за счет чего будут отдаваться эти кредиты?

 

Голубев В.Ю.: Думаю, все участники, входящие в эту компанию, в принципе, могут быть объектом залога. Это допустимо и это возможно. Если говорить конкретно о детских садах, это одно из направлений, которое мы в данном случае избрали. Но, думаю, принципиальным вопросом являются все-таки коммунальные ресурсы, именно система жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому основное направление этой структуры – развитие систем жилищно-коммунального хозяйства в регионе.

Учитывая, что эта компания сегодня 100%-ное акционерное общество правительства, правительство за него в перспективе должно рассчитываться, в том числе, и бюджетными деньгами. Формы сотрудничества могут быть разные: это и концессия, мы считаем возможным использовать и бюджетные средства. Предположим другой путь. Если в компанию сегодня войдут инвесторы – бизнес-структуры, то с учетом взаимной договоренности они могут создать другие формы расчетов за эти кредиты. Но у меня есть одна принципиальная задача: создать надежный механизм, который бы позволил продолжить модернизацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. До настоящего времени такого надежного механизма не было. мы живем на старом запасе. К сожалению, запас исчерпан или исчерпает себя в ближайшее время. Если взять, например, шахтерские территории, как вы обратили внимание, на сегодня изношенность того, что там есть, переходит мыслимые и немыслимые границы. Это уже не 50, во многих случаях 90% износа сетей. Мы должны искать какие-то новые механизмы, новые рычаги. И привлечение бизнес-структур, и использование бюджетных денег, и, надеюсь, федеральная поддержка, которая продолжает действовать – это все возможно.

 

В. Козлов, «Эксперт-Юг»: Хочется поддержать Вашу идею, чтобы компания презентовала какие-нибудь планы, возможно, вступила  в диалог с сообществом, потому что мелких вопросов еще очень много. Например, следуя Вашей логике… Понятно, что в сфере ЖКХ есть стабильные потоки, с которыми можно работать. Но детские сады и проекты детских садов сразу воспринимаются как ярмо для предприятия, которая имеет претензии работать стабильно. В таком случае возникает вопрос – почему для того, чтобы строить детские сады, нужна эта компания? А не напрямую просто?

 

Голубев В.Ю.: У компании иное предназначение, это надо понимать. Это совсем не цель – создать ее, чтобы строить детские сады. Как раз сегодня мы рассматривали на расширенном оперативном совещании вопрос о детских садах. Программа «100 детских садов» включает в себя очень много разных направлений: это использование федеральных и областных денег, действует отдельно областная программа, это и привлечение бизнеса, появилась возможность создавать семейные детские сады. Это строительство детских садов бизнесом, частных детских садов, я это тоже не отвергаю. Поэтому нельзя считать, и даже не нужно считать, что эта компания создавалась под детские сады. Ни в коем случае. Здесь важен вопрос возврата, мы должны будем вернуть потом деньги компании.

Это было предложено экспертами. Я им сказал – разрабатывайте вопрос возврата, потому что мы должны в любом случае вернуть потом деньги в эту компанию.

 

Е. Романова, «Дело.ру»: Сергей Иванович обещал, что в июне возьмут кредит. А у Вас по цифрам, по датам есть какие-то данные? Он говорил, что 4 млрд хотел взять.

Голубев В.Ю.: Нет, всего уставной капитал 10,5 млрд. Это вопрос никак не согласовывался, поэтому я никак не могу сейчас ответить, каким он станет.

 

Н. Назарова, «Деловой Квартал»: У меня такой вопрос. В Ростовской области я не так давно и как только переехала, сразу услышала о сотне губернаторских проектов. «Губернаторская сотня» - это свидетельство необходимости работы с инвесторами в ручном режиме или это выработанная лично Вами тема для привлечения инвесторов. В прошлом году на экономическом форуме представитель Калужской области – эту область часто ставят в пример как успешную в плане привлечения инвесторов – и он говорил, что успешность региона – это когда телефон губернатора есть у каждого инвестора. К сожалению, сейчас не выстроена система и над некоторыми вопросами приходится работать вручную?

 

Голубев В.Ю.: Успешность региона - когда телефон губернатора есть у каждого жителя региона.

 

Н. Назарова, «Деловой Квартал»: Ну, тогда уж представляете, сколько будет Вам звонков?

 

Голубев В.Ю.: -Если уж говорить по логике – и в том числе у каждого инвестора, у каждого бизнесмена.

 

Н. Назарова, «Деловой Квартал»: Ну, вот один помощник губернатор говорил: моя работа в том, чтобы телефон у губернатора молчал. Может быть, у Вас есть какая-то система, чтобы у Вас телефон молчал?

 

Голубев В.Ю.: У меня есть несколько телефонов, и, может быть, тот, который у помощника, может быть, пусть молчит. А тот телефон, который рядом со мной, не молчит.

Я думаю, каждая идея может быть реализована, прежде всего, тогда, когда ты сам убежден в этой идее.

Вот уже два с лишним года, основная тема – это инвестиции. Я всегда задаюсь вопросом, когда говорят об инвестициях, что имеют в виду? Абстрактную сумму, цифру, или все-таки тему, которая коснется каждого человека или большинства людей. Я посчитал, что нужно выбрать 100 губернаторских проектов. Пусть будет 150, пусть 75, неважно. В данном случае оказалась цифра 100. Сто губернаторских проектов – это возможность охватить определенный объем инвестиционных площадок и тем, которые бы правительство могло вести. Хотите, в ручном режиме.

Но для того, чтобы вести, правительство должно создать условия. Первое условие: не должен бизнесмен и человек ходить по кабинетам чиновника очень долго только для того, чтобы зарегистрировать свое предприятие, начать проект. А у нас пока еще ходит. Хотя, например, мы сократили количество дней для экспертизы – до 60. Постоянно возвращаемся к этой теме.

И смотрим: а как сегодня мэры городов, главы взаимодействуют с бизнес-сообществом. Ну, давайте будем откровенны: сформировалась какая-то группа бизнес-сообщества, которая заходит в определенные органы власти. А подавляющее большинство не заходит и не достучится. А ведь там идей не меньше, а, может быть, и больше. Они часто закрывают те ниши, которые бизнес-сообщество не может закрывать.

Поэтому должен был появиться набор бизнес-проектов, которые актуальны для региона. Не обязательно очень большие. Возможно, это социально емкие, социально-значимые проекты, которые интересны всем, но по объему финансирования они значительно меньше. Но они должны быть интересны для территории, для области, для конкретного населенного пункта. Поэтому вот так вот появилась идея. Мы должны были увидеть то, что требует сопровождения. И это сопровождение в достаточно регулярном режиме сегодня реализуется. Очень хотелось бы, чтобы процесс шел быстрее. Интересна сама по себе идея активизировать бизнес, активизировать бизнес-сообщество, мелкий, средний, крупный, доказать им, что инвестплощадка Ростовской области перспективная, заманчивая, что она имеет ресурс для развития за счет определенного положения области, за счет сформировавшейся логистики, за счет транспортных коридоров, которые есть, и они интересны. Каждый из таких проектов несет развитие территории вокруг себя, определенного кластера, нового направления.

Вот, «Гардиан Стекло» строим – уже 12 фирм обратилось с просьбой разместить свои предприятия рядом – с переработкой, доводкой того, что будет производить «Гардиан Стекло». И таких проектов немало. Думаю, что крупные будут, как локомотив своеобразный, за собой тащить.

Возвращаясь к теме 100 детских садов. Ну, это очень ориентировочно. Я ведь ставлю задачу не количество садов построить, мы все же должны найти схему, позволяющую нам строить и строить столько, сколько нам необходимо. Таким образом, 100 детских садов – это лишь толчок, чтоб нам эту проблему решить. Я рассчитываю, что за этот период мы раскрутим иные формы удовлетворения потребностей детей в дошкольных учреждениях.

Когда мне приходят и говорят: мы сдадим в этом году 10 дополнительных садов, я им говорю – вы меня не поняли. Не «сдадим» 10 садов, а начнут работать 10 садов дополнительных. То есть сад – это не здание, это учреждение, там есть дети, воспитатели, и они начинают работать.

Надо стремиться снять эту проблему в нашей области. Она не простая, она очень непростая, даже при том, что мы очень стремимся реализовать этот проект. При хороших условиях, а я надеюсь, они будут очень хорошие, при показателях демографии, о которых я сказал вначале, надо подумать: а 100 ли садов нужно?

Поэтому эти программы – это своеобразный толчок, локомотив, чтобы можно было в нужной степени, иногда в ручном режиме сопровождать эту тему. Еженедельно наша комиссия, которая работает по инвестициям, эти вопросы рассматривает. И поэтому интересные проекты, которые сегодня существуют, будут восприняты, они уже воспринимаются. Я планирую и в дальнейшем создать условия в области для того, чтобы бизнес был максимально быстро доступен для губернатора или губернатор для бизнеса. Это принципиальная задача. Но ее реализовать может не только губернатор, но и члены правительства, и главы. Они должны четко совершенно понимать, что эффективный бизнес - та палочка-выручалочка, которая может вытянуть экономику области.

К. Гирля, «Реальный Бизнес»: Вы несколько коснулись темы ВТО, когда говорили о поддержке сельхозпредприятий. Хочу задать Вам вопрос, который интересует читателей журнала. Разработаны ли правительством области специальные, отдельные программы по поддержке регионального бизнеса?

Голубев В.Ю.: - Она очень жестко и конкретно увязана с мерами федеральной поддержки. На прошлой неделе я запланировал провести совещание по ВТО, но ко мне обратилось министерство экономики -  убедительно попросили сделать перенос, т.к. они сегодня не готовы сформулировать такие меры, и именно потому, что ряд вопросов сегодня требует решения на федеральном уровне.

Я попросил изучить в целом по России существующие практики этой работы – есть ли они? Каким образом они увязаны с федеральным законодательством или учитывают специфику региона? Поэтому такой разговор обязательно состоится, я думаю, это может быть начало октября, возможно, практическая работа должна будет подтолкнуть нас к тому, чтобы инициировать программу чуть раньше.

На сегодня такой программы нет. Думаю, здесь не будет лишним, например, изучить практику не только российскую – до нас страны европейские уже проходили этот путь, кто-то успешнее, кто-то нет.

По мнению экспертов, три отрасли подвержены воздействию ВТО больше других: это агропромышленный комплекс, это машиностроение, в том числе, сельхозмашиностроение. И вот, одна из тем, по моему мнению, существует – это морской и речной транспорт. Потому что качество его, требования к нему в мире очень высокие.

 

Л. Цыбрий, Агентство деловой информации «Южный Регион»: У меня будет вопрос, который интересует всех – это избрание уполномоченного по правам предпринимателей. На сегодняшний день у нас существует несколько структур, призванных защищать бизнес. Насколько необходимо, на Ваш взгляд, введение уполномоченного в области, и нет ли риска, что функции этих структур будут дублироваться, и одним объемом работы будут заниматься несколько структур?

 

Голубев В.Ю.: Как сказали сами предприниматели, такой уполномоченный нужен временно. Насколько временно, это тема для обсуждения. Уполномоченный мог бы донести до правительства реальное состояние дел с поддержкой бизнеса. Что касается порядка избрания, то изначально формы были разными. И я бы не возражал, если бы бизнес сам бы определил себе уполномоченного. Этот человек должен пользоваться доверием у бизнеса, иметь опыт ведения бизнеса. Контакт будет реальный, постоянный, сегодня он необходим. Я немало думал об этом, почти сразу отреагировал на появившуюся в начале года инициативу. Хотя я с бизнесом постоянно взаимодействую, не бывает такого, чтобы я во время поездок в территории, не нашел возможность спросить, как чувствует себя бизнесмен, как его дела. Очень часто я не удовлетворен тем, что слышу. Две важные вещи. Первое – бизнес надо поддерживать, второе – бизнес должен быть социально ответственным. В любом случае бизнес должен отрабатывать цель. Говорят, что у бизнеса цель – определить рынок, доходность и т.д.

Как это принято в Европе, я когда-то изучал, на примере Голландии. Когда бизнесмен приходит в орган власти, он вносит идеи и предложения. Существует выработанная система контрактов, когда бизнесмен на себя берет обязанности обеспечить 10 рабочих мест, обеспечить работой молодых людей, дать возможность работать инвалиду, если такое возможно, выпустить определенную продукцию, обеспечить выпуск продукции для нужд конкретной территории в каком-то объеме. Это вопрос взаимно интересный, интересный и для бизнеса.

Одна из главных задач – своевременная оплата налогов, не серая схема выплаты зарплат, это тоже социальная ответственность. У нас сегодня это все далеко не так, мы это все понимаем. Я, например, уже задумался над тем, что надо формировать региональную законодательную базу, которая бы препятствовала выплате серой зарплаты. Некоторые регионы, вы знаете, пытаются такие законодательные акты формировать. Механизм выработать непросто. Но этим нужно заниматься.

До конца этого месяца я определюсь с тем кандидатом, которого я приглашу начать эту работу. А те, кто участвует в конкурсе, возможно, войдут в экспертный совет.

Затем создание условий, чтобы был обеспечен постоянный контакт с этой рабочей группой, чтобы доносили до губернатора свое мнение. И надо понимать, что это не представление губернатору своих личных интересов, это представление интересов всего бизнес-сообщества.

Всегда юг и Ростовская область отличались активностью, инициативной позицией бизнеса. Поэтому надо создать условия, чтобы люди могли свою позицию высказать, она должна быть услышана, а формы надо отрабатывать. Я здесь жду инициативы, прежде всего, от бизнесменов.

 

О. Тарасова, «Юг.ру»: В прошлом году была принята долгосрочная целевая программа инновационного развития нашего региона. Запланированы мероприятия на 2012 год. Как сейчас идет сейчас создание нано-технологического центра, посевного инвестиционного фонда Ростовской области? Как обстоят дела с присвоением городу Зернограду статуса наукограда?

 

Голубев В.Ю.: Пока ничего. Если говорить о наукограде, то здесь требуются  серьезные вложения, и любое решение о наукограде тщательно фильтруется на федеральном уровне.

Что касается нанотехнологического центра, то мы здесь находимся пока на паузе., т.к. «РОСНАНО» не проводил в этом году отбора проектов.

 

Хотя мы высказали свое мнение, не хотим останавливаться, и будем двигаться дальше.

Мы запланировали выделить из областного бюджета более 336 млн рублей на реализацию программы инновационного развития. К 2016 году мы планируем, что доля инновационно-активных предприятий у нас возрастет до 10-11%. Сегодня эксперты оценивают, что в области 1% таких предприятий.

Если посмотреть на фактическую ситуацию, то у нас сегодня оформлено 2 кластера: селекционно-генетический, и плазмо-химический кластер, по глубокой переработке угля. Это то, о чем я говорил вначале.

Если говорить о перспективах. Это агропромышленный комплекс, тема очень серьезная, ею надо заниматься. Отдельная тема – программа энергосбережения на территории области, она актуальна не только во всех отраслях хозяйства, это оптико-электронные, космические предприятия, «КВАНТ» и ряд других. Несомненно, это машиностроение, и наши атомные предприятия, работа идет, 2013 год – это третий блок, 2017 год – четвертый блок.  Руководитель «Росэнергоатома» был у меня буквально на днях, на встрече мы говорили о необходимости реализации этих проектов, об обустройстве 30-километровой зоны с учетом наших договорных отношений. Все было поддержано, мы продолжаем работу. Ряд соглашений будет скорректировано и подписано в ближайшее время, они касаются социального блока.

 

О. Тарасова, «Юг.ру»: Можно еще один вопрос напоследок. Скоро будет инвестиционный форум в очередной раз. Уже определена концепция Ростовской области, как мы ее будем представлять? Как-то будет обыгрываться тема 75-летия области?

 

Голубев В.Ю.: Может быть, активнее, чем прежде за последние два года я этот вопрос задавал министру экономики нашему, тем, кто занимается нашей экспозицией. Конечно, 75 лет области будет обозначено, мы постараемся сделать это заметным событием, чтобы все увидели, что мы живем в юбилейном году. Хотя известно, что юбилеи, это те цифры, которые делятся на 50. Это такой наш внутренний юбилей, региональный. Думаю, что нам надо этим воспользоваться и показать наши возможности, перспективы. Что касается общей идеи, то мы планируем показать там все-таки такое направление, как ускоренная индустриализация, т.е. использование возможностей наших крупных промышленных предприятий, нашего бизнеса для ускорения развития региона.

Область реально находится в первой десятке регионов, которые считаются перспективными для размещения новых предприятий, это факт. Поэтому для нас актуально лишний раз показать область, ее возможности, перспективы. Актуально показать и хорошую, перспективную логистику региона. Показать, что мы находимся на пересечении экономически выгодных транспортных магистралей. Нам важно показать, что мы регион, который интересен для сотрудничества с учетом границы с Украиной. Тема актуальная с учетом развития еврорегиона Донбасс. Думаю, что мы должны показать и покажем, что мы работаем над созданием индустриальных парков. Занимаемся развитие трех наших агломераций: Ростовской, Волгодонской, Шахтинской.

Вообще, нам нужно поменять нашу идеологию, и не только Сочинского форума, но и в других форумах. В том числе, проводящихся здесь, на Дону. Не нужно повторяться, я бы так сказал. Нужно искать новые элементы в презентациях, которые показывают новое в развитии нашего региона. Инвесторы традиционно реагируют на новые вещи, которые перспективны. Задача министерства экономики и отраслевых министерств заключается в том, чтобы эту перспективу, эту изюминку, заманушку своеобразную показать.

Мы попробуем заключить ряд новых инвестиционных соглашений, некоторые инвесторы и бизнес уже проявили интерес. Думаю, это будет что-то новое, до сегодняшнего дня, быть может, необъявленное.

 

Портал «Дело.ру»: А хаб?

Голубев В.Ю.: - А что? Движемся вперед. Ничего в планах наших не поменялось. Еще раз говорю, те, кто хотят там участвовать, будут там участвовать.

 

Портал «Дело.ру»: А господин Вексельберг хочет там участвовать?

 

Голубев В.Ю.: -Хочет, он не отказывался. Мы с Вексельбергом в ближайшее время встретимся, мы об этом последний раз в Питере договорились. Будем говорить о конкретике. Мы уже начали говорить о транспортном сообщении в эту сторону. Как только Северный обход построим, будем сразу реализовывать программу соединения будущей территории с Ростовом. Мы уже говорили об этом и с Якуниным. Перспектива такая: при планировании развития Северо-Кавказской железной дороги нам интересно этот момент тоже учесть.

У нас, мне кажется, сейчас начинает формироваться пул инвесторов, которые уже задумываются: а что же будет рядом с аэропортовым комплексом?  Мы должны будем отработать все как положено, с нынешними собственниками аэропортового комплекса, и мы, собственно, открыты. Эта тема без вопросов. Просто предложения должны быть реалистичными и выгодными для региона.

 

В. Козлов, «Эксперт-Юг»: Вы сами особо отметили проблему жилья. Действительно, есть амбициозные планы, если смотреть на перспективу 2015 года, там даже фигурирует цифра 3,2 миллиона квадратных метров в год. По сравнению с текущей динамикой… В этом году мы ожидаем, по-моему, 1,9. Каков план на бой? Реальная ли эта цифра? Или есть резервы, которые могут сделать эту цифру реальной? Потому что это означает, что в ближайшие два года должен случиться некий рывок, предпосылки к которому пока сложновато рассмотреть.

 

В.Ю. Голубев: Абсолютно правильно поставленный вопрос. Я очень осторожно отношусь и с самого начала относился к этой задаче. Не столько потому, что это нереальная цифра, а потому, что я задаю себе вопрос – а сколько нам нужно? Нам же нужны не просто квадратные метры. Нам нужны квадратные метры, которые бы покупались.

В некоторых регионах жилье ведь построено и стоит. И такие регионы есть. Значит, человек не в состоянии купить жилье. Задача состоит в том, чтобы предложить ему форму, позволяющую приобрести это жилье в комфортном для проживания месте.

Но пока мы с себя такие задачи не снимаем. Поэтому первоочередной мерой является формирование необходимого количества по объему и качеству площадок для будущего строительства. Это значит, что уже в 2012, 2013 годах мы должны заметно активизировать работу по созданию инженерной инфраструктуры в этих территориях. Это значит, что мы уже должны точно совершенно понимать, что же мы должны строить, какой этажности жилье, в каких местах.

Я вообще думаю, что одна из наших тем, которая требует корректировки, и мы будем говорить об этом в наших крупных городах, прежде всего, насколько нам нужно увлекаться точечным строительством? Москва ведь прошла по этому пути, и сегодня многие из вопросов, которые рассматриваются, как раз и изменения не в лучшую сторону архитектурного облика города, ликвидация старой, а иногда и исторической застройки. То есть самобытность Ростова и Ростовской области, несомненно, нужно сохранить.

В то же время при новом строительстве нужно строить не просто квадратные метры, нужно пытаться строить среду обитания. Это значит, параллельное создание объектов социального значения, это значит, удобная транспортная инфраструктура, это, несомненно, гарантирующая качество инженерная инфраструктура.

Поэтому те цифры, кстати, могу их назвать, Вы их точно почти назвали – 3,157 квадратных метров. Если идти по программе, то это почти 70% к уровню 2011 года. Это очень заметный рост. Но в то же время мы должны определить, для кого мы должны строить.

Неслучайно я в этом году в самом начале года дал поручение посмотреть на программы «народная ипотека», молодые учителя, молодые ученые, ряд других профессий, которые сегодня должны быть предметом нашего внимания.

Мы подписали в прошлом году с Агентством по ипотечному кредитованию документы, которые стимулируют застройщиков. Не так давно мы встречались с теми, кто будет строить на территории области жилье для военнослужащих. Это будет жилье не только для военных, но и для других категорий граждан. И любые новые программы, и площадки, которые мы будем застраивать, мы договорились рассматривать индивидуально. Последний пример – город Шахты, когда мэр мне презентацию будущей застройки провел, площадь под застройку 610 тысяч квадратных метров. Это примерно тысяч на 20 жителей.

Я задал вопрос: хорошо, человек сюда приезжает, он получит новое качество жизни, увидит что-то новое? Если да, то докажите, что вы это продумали. Если нет, то садитесь и продумывайте. Только после этого приходите.

Когда я в 2010 году поехал в Донецк, там начинали строить микрорайон, только-только было начало, в последний свой приезд попросил показать, как там все обстоит. Я остался доволен, я увидел новый микрорайон, задал вопрос по детскому саду, он достраивается, до конца года должен быть завершен, задал вопрос, кто будет проживать, кто получил жилье, услышал то, что хотел услышать. Такие направления нам нужно избирать.

А если говорить о целесообразности такого объема строительства… Жилье, конечно, нужно строить, нужно искать технологии, позволяющие определенный ценовой диапазон выдерживать, иначе квадратных метров настроим, а жилье может оказаться невостребованным. Плюс к этому то, о чем я сказал выше, мы должны попробовать сделать так, чтобы подготовить площадки, инженерную инфраструктуру, дорожную инфраструктуру к эксплуатации в хорошем, качественном варианте. Поэтому я точно могут быть уверенным в том, что мы сможем реализовать эту задачу при очень скрупулезной каждодневной работе. Здесь нужно каждый день: утром начинать смотреть, что происходит, где находимся, что меняется.

 

С. Строителев, «Город N»: В настоящий момент в ростовской мэрии вносятся некоторые изменение в положение о застройке территорий, которые позволят строить капитальные здания на набережной. В мэрии не скрывают и в администрации подтвердили, что инициатива исходит от областного правительства. Насколько нам говорили представители сообщества строителей, риэлтеров, что если капитальные здания строятся, то это дает основания для дальнейшей приватизации земли под этим капитальным зданием. Если это так, то вполне возможно, что набережная, на которой один инвестор планирует построить 5 ресторанов, насколько мы знаем, может превратиться в зону, недоступную для прогулок ростовчан? Возможно, кто-то неправильно понимает… Хотелось бы узнать Вашу личную позицию по этому вопросу.

 

В.Ю. Голубев: Моя позиция такая. До тех пор пока набережная стояла старая, ни один из тех, кто сегодня инициирует, возбуждает население, не пришел и не сказал: я хочу там начать капитальное строительство с такой же целью, я хочу построить за свои деньги фонтан – ни один не пришел. Как только сделал более активный инвестор первые шаги, появились «защитники народа». Значит, налицо совершенно другое – нежелание угодить людям, сказать, что вот вам набережная. Это первое. Ни одного квадратного метра новой застройки не займут по отношению к тому, что сегодня имеется. На набережной сегодня 24 или 25 временных торговых точек, которые для набережной Ростова не подходят. Кстати, я собираюсь завтра на набережную, поехали… Хочу посмотреть, в каком состоянии там работы. Это ведь только небольшая часть проекта. Эта работа не закончится до 1 сентября. Можно сказать, что ее небольшой этап завершится.

Ни при каких условиях набережная не станет местом для тех, кто пытается там что-то построить. Это место для жителей Ростова и гостей нашего города. Никаких иных целей у нее не будет.

Вернемся к торговым точкам. Сейчас 25 объектов нестационарной торговли. Планируется иметь там не более четырех объектов общественного питания, центр обслуживания туристов, зал городских собраний и выставок. Все жестко в рамках тех строений, которые существуют сегодня. Оставшаяся часть объектов будет убрана, либо размещена там по определенным правилам мэрией, если говорить о сооружениях, палатках. Но по жестко определенным правилам, которые должны быть удобны для жителей.

Что касается земельных участков и капитального строительства, возможен вариант, когда собственник сможет выкупать вместе с существующим законодательством. А тем, кто пытается поднимать народ, еще раз скажу… Я ведь несколько раз сказал мэру, минстрою нашему – разговаривайте людьми, слушайте их, если будут препятствия непреодолимые, которые реально повлияют на комфорт жителей города – слушайте! Если все направлено только на улучшение качества, внешнего вида, то пожалуйста… Нужны очень жесткие и конкретные критерии на то, что можно возводить, не увеличивая высоту, не распространяя плоское строение, чтобы не мешали жителям. Это процесс творческий, но по нему нужно идти правильно.

Меня удивило, что до момента перечисления денег, до момента двух моих встреч с председателем «Газпрома», где я просил деньги на эти цели, ни один человек не пришел и не принес предложения по улучшению набережной. Как только узнали, что председатель «Газпрома» поддержал город и подписал обращение губернатора о выделении 200 миллионов рублей, а еще через несколько месяцев еще 75 млн., сразу желающих поучаствовать появилось много.

 

О. Тарасова, «Юг.ру»: Как только я приехала в Ростов, ехала по набережной, там замечательные, красивые места и рядом микрорайон. Я говорю – вот, где надо жить! А мне говорят, что здесь неблагополучный район, не принято селиться гостям, которые приезжают. Есть какие-то перспективы по развитию этой территории? Это же потрясающие места!

В.Ю. Голубев: Да, конечно. Я бы детализировать сейчас не стал, это тема отдельного разговора, хотя она весьма актуальна. Может быть, это вопрос непосредственно к мэрии, хотя вряд ли можно отделить сейчас устремления мэрии и правительства области. Они могут двигаться только в одном направлении, по-другому нельзя.

На самом деле, там есть территории, на которых порядка просто нет. Я говорю и о внешнем облике зданий и сооружений, которые есть, и о состоянии дорожного покрытия, состоянии с благоустройством. Это большая работа, которую предстоит делать. Сегодня мы ее, к сожалению, делаем точечно. Увидели проблему, бросаемся на нее и делаем. А для того, чтобы ее делать системно, нужна очень конкретная программа, которую понимают все участники процесса.

Принципиальным организатором здесь является мэрия, которая должна приглашать к сотрудничеству инвесторов. С одной стороны, мы обязаны сохранить самобытность и привлекательность Ростова, который выгодно отличается от очень многих городов. При освоении новых территорий мы эту самобытность и привлекательность не можем нарушить. На мой взгляд, назрела необходимость мэрии вместе с бизнес-сообществом заняться обликом старых зданий. Только это позволит изменить внешнюю привлекательность нашего города. А у нас немало зданий, которым 100 и более лет, которые требуют очень правильного отношения. И здесь решения должны быть выверенными. А я считаю, что есть возможность пригласить бизнес к сотрудничеству и в этом направлении. Для этого нужно подумать, каким образом стимулировать бизнес сделать облик Ростова привлекательным и интересным.

 

 

Скачать в формате .doc (167 Кб)

 

Смотри также:

Информация о встрече

Размещен:Размещено:
08.08.2012 18:24:55|
Изменено:
19.04.2013 13:10:30|
Количество просмотров:
89

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации