Об итогах реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011–2012 годы» в 2011 году
Доклад на заседании Правительства Ростовской области 25 апреля 2012 года
Уважаемый Василий Юрьевич, уважаемые члены Правительства, присутствующие!
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию итоги первого года реализации в регионе программы модернизации и поговорить о существующих проблемах.
В рамках программы модернизации за два года в медицину Дона будет проинвестировано 12,5 миллиарда рублей. В том числе на укрепление материально-технической базы 9,4 миллиарда рублей, на внедрение современных информационных систем в здравоохранение почти 0,5 миллиарда рублей, на внедрение стандартов оказания медицинской более 2,5 миллиарда рублей.
Для успешной реализации программы создан Координационный совет по контролю за ходом реализации программы. В 2011 году было проведено 5 заседаний.
В 2011 году было освоено 3,7 млрд. руб., при плане 6,3 млрд. руб., в том числе из средств федерального бюджета – 2,5 млрд. руб., областного бюджета – 0,5 млрд. руб., местного бюджета – 0,1 млрд. руб., ТФОМСа – 0,6 млрд. руб.
По итогам 2011 года средства программы модернизации освоены не полностью: с учетом заключенных контрактов исполнение составило 75%,а кассовые расходы - 59,3%.
Это было обусловлено объективными трудностями:
- подписание Соглашения о реализации программы модернизации только в апреле 2011 года.
- действующее федеральное законодательство, не позволяющее предъявлять жесткие требования к поставщикам товаров и услуг на этапе подведения итогов конкурсов. В результате различных нарушений условий контрактов мы не приняли оборудования на 100 млн. руб., почти на 200 млн. руб. оборудование поступило с нарушениями сроков поставки в конце года и не было введено в эксплуатацию, соответственно не был произведен кассовый расход, более чем на 150 млн. руб. пришлось неоднократно повторять конкурсные процедуры.
- невыполнение условий контрактов на проведение работ по капитальным ремонтам (несоблюдение сроков, расторжение заключенных контрактов по инициативе подрядной организации). Кроме того, в результате проведенных торгов по капитальным ремонтам почти на 100 млн. образовалась экономия, торги по которой проведены в ноябре-декабре 2011 года, после внесения изменений в программу. В результате этого процент освоения средств капитального ремонта составил 73%.
- при проведении торгов в августе - ноябре 2011 года на областном и муниципальном уровне сложилась экономия почти 750 млн. руб. В результате эти деньги по процедуре невозможно было использовать в 2011 году. Кроме того, вступило в действие с ноября 2011 года постановление Правительства РФ № 881, которым еще более ужесточены требования к проведению конкурсов, что делает процедуру подготовки конкурсной документации более длительной.
За счет средств программы модернизации, удалось значительно улучшить ресурсную базу медицинских учреждений, в том числе проведены капитальные ремонты ЛПУ (13 областных и 73 муниципальных ЛПУ, реконструкция ГБУ «Областная больница №2»), приобретены модульные ФАПы (100, на 2012 год запланировано приобретение 60 ФАПов).
Работы на объектах велись с момента заключения контрактов. Объем средств, на которые заключены контракты на подрядные работы составляет 1550,0 млн. рублей, включая стоимость переходящих контрактов на 2012 год.
На 01.01.2012 на проведение капитального ремонта профинансировано 1,0 млрд. руб.
Основное освоение средств, в соответствии с заключенными контрактами, пришлось на ноябрь-декабрь 2011 года.
К сожалению, не все объекты здравоохранения были сданы в срок. Не выполнены условия муниципальных контрактов на проведение капитальных ремонтов в следующих муниципальных образованиях:
- г. Новочеркасск - капитальный ремонт гинекологического корпуса МУЗ «Городская больница №1»;
- Зерноградский район - МУЗ «Центральная городская больница» - в настоящее время работы уже завершены;
- Чертковский район - МУЗ «Центральная районная больница» - срыв сроков завершения работ и ввода объекта в эксплуатацию;
- Ст. Егорлыкская - Егорлыкский филиал ГУЗ «Психоневрологический диспансер» РО - срыв сроков завершения работ и ввода объекта в эксплуатацию;
- г. Ростов-на-Дону - Подстанция скорой медицинской помощи №3 МЛПУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи-2» г. Ростов-на-Дону - в настоящее время все работы завершены;
- г. Ростов-на-Дону - ГОУЗ «Детский санаторий «Сосновая дача» г. Ростов-на-Дону - срыв сроков завершения работ и ввода объекта в эксплуатацию;
- п. Тарасовский - роддом МУЗ «ЦРБ» Тарасовского района – объект, переходящий на 2012 год, грубое нарушение сроков проведения работ.
В связи с грубыми нарушениями сроков проведения работ подрядными организациями на объектах здравоохранения, в соответствии с заключенными контрактами, повлекшие за собой неосвоение ассигнований, министерством здравоохранения переданы материалы в прокуратуру области и органы МВД, ведется претензионная работа.
В целях своевременного освоения финансовых средств, Губернатором области В.Ю. Голубевым поставлена задача – провести торги по объектам капремонтов 2012 года в первом квартале 2012 года. Однако, на сегодняшний день нашу обеспокоенность уже вызывают ряд муниципальных образований. В текущем году из-за отсутствия разработанной в установленном порядке проектно-сметной документации до сих пор не размещены заказы на закупку подрядных работ на проведение капитальных ремонтов в следующих территориях:
- г. Таганрог (БСМП) – 250 млн. руб. (письмо мэра о перераспределении средств ФФОМС в сумме 158,1 млн. руб. в другие территории)
- Тацинский р-н (МБУЗ ЦРБ) – 24 млн. руб. (письмо главы администрации о перераспределении в другие территории 13,8 млн. руб.)
- Белокалитвинский р-н (амбулатория р.п. Шолоховкский) – 62 млн. руб.
- г. Новошахтинск (ДГБ) – 40 млн. руб. (ПСД на экспертизе)
В общей сложности это 376 млн. руб. И сегодня, освоение средств в
2012 году по этим объектам под вопросом. И мне не понятно, почему муниципалитеты сначала просят деньги, объясняя острую необходимость их выделения, а потом не решают вопросы, связанные с их освоением.
В первом квартале текущего года по объектам капитального ремонта из 79 объектов здравоохранения (в том числе 13 областной собственности) заключено 46 контрактов (в том числе 9 по объектам областной собственности) на общую сумму 517 млн. руб. Всего в 2012 году на проведение капитальных ремонтов ЛПУ области предусмотрено 2,143 млрд. руб. Не заключены контракты на проведение капитального ремонта на 33 объекта здравоохранения:
- по 4 объектам областной собственности (размещены в торги)
- по 29 объектам муниципальной собственности (23-объявлены в торги, 6-разработка ПСД в стадии завершения).
В 2011 году в рамках программы модернизации ЛПУ области получили около 4000 единиц современного медицинского лечебно-диагностического оборудования, проучены специалисты для работы на нем.
На 01.01.2012г. министерством здравоохранения области проведено 537 электронных аукциона, в том числе со сроками поставки в 2012 году, на сумму 2146,2 млн. руб. Экономия средств к запланированной сумме составила 247,2 млн. руб. Самостоятельно муниципальными образованиями проведено 1654 аукциона на сумму 2469, 0 млн. руб., заключен 1561 контракт на сумму 1758, 0 млн. руб. Экономия составила 487,4 млн. руб.
На сегодняшний день практически все оборудование по заключенным в 2011 году контрактам поставлено в ЛПУ и введено в эксплуатацию. Это современное рентгенологическое оборудование, компьютерные томографы, реанимационное и эндоскопическое оборудование, эндовидеохирургические комплексы, аргоноплазменные коагуляторы, инкубаторы, УЗИ, ЭКГ, лабораторное оборудование.
Не все поставщики своевременно выполнили перед ЛПУ контрактные обязательства. Так, в результате нарушения сроков поставки поставщиками оборудования в муниципальные учреждения, не своевременно поставлено медицинское оборудование 101-им поставщиком по 288 контрактам на сумму 365 702,2 тыс. руб., что составляет 14,2% от общего количества закупаемого оборудования (3982 ед.). В том числе, муниципальными учреждениями не были приняты цифровые рентгеновские маммографы, которые по заключению Торгово-промышленной палаты РО признаны нецифровыми и технические характеристики этого оборудования не соответствуют условиям поставки по контрактам. В данном случае Минздрав обратился в Федеральную антимонопольную службу по РО, которая признала нарушение антимонопольного законодательства поставщиком, и мы выиграли у поставщика арбитражный суд.
По результатам проведенной работы поставщиками оплачены санкции по 2 претензиям на сумму 14,9 тыс. руб. Кроме того, муниципальными учреждениями также ведется претензионная работа. Так, в 2011 году ее вели 54 муниципальных учреждения здравоохранения в отношении 89-ти поставщиков по 252 контрактам на поставку 490 единиц медицинского оборудования стоимостью 344864,0 тыс. руб. Не проводилась претензионная работа 7 муниципальными учреждениями – МБУЗ «Районная больница Азовского района», МБУЗ ЦГБ г. Донецка, МБУЗ «ГБСМП г. Таганрога», МБУЗ «Родильный дом г. Таганрога», МБУЗ «ЦРБ Семикаракорского района», МБУЗ «ЦРБ Обливского района», МБУЗ «ЦРБ Орловского района» по 36 контрактам в отношении 26 поставщиков на закупку 79 ед. медицинского оборудования на сумму 20838,2 тыс. руб.
В первом квартале 2012 года министерством здравоохранения области объявлено 54 электронных аукциона, на сумму 104654,0 тыс. руб. Самостоятельно муниципальными образованиями проведено 168 аукционов на сумму 59,2 млн. руб., заключен 242 контракта на сумму 78,4 млн. руб.
Одним из направлений модернизации здравоохранения в 2011-2012 годах является внедрение стандартов оказания медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной поликлинической медицинской помощи, в том числе, предоставляемой врачами-специалистами.
В данном направлении в 2011 году были предусмотрены средства в размере 1,3 млрд. руб. Общие фактические расходы на внедрение стандартов оказания медицинской помощи на 01.01.2012г. составили 1,2 млрд. руб.
Доплату к заработной плате за оказание стационарной медицинской помощи в учреждениях, в которых внедрены стандарты медицинской помощи, получают около 500 врачей и 100 средних медицинских работника. Средняя номинальная заработная плата врачей, оказывающих стационарную медицинскую помощь в учреждениях, в которых внедрены стандарты медицинской помощи, составляет 29 тыс. руб. на одну ставку.
В рамках мероприятий программы модернизации удалось увеличить и размер оплаты труда врачей-специалистов, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь населению области. В 2011 году такие доплаты получили 3 тысячи врачей и 2,5 тыс. средних медицинских работника. В рамках программы модернизации за счет средств областного бюджета обучение в клинической ординатуре и интернатуре прошли 62 человека на сумму 8 млн.
Еще одним направлением программы является внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий. Направление начало реализовываться лишь с сентября 2011 года, когда было подписано соглашение с минсвязью.
В Ростовской области разработан и внедрён Административный регламент «Оказания медицинской помощи населению муниципальными поликлиниками в Ростовской области», с помощью которого повышается качество и доступность оказываемых амбулаторно-поликлинических услуг и комфортность услуг для получателя. Благодаря введению регламента в настоящее время в 21 муниципальном образовании области граждане могут реализовать возможность записи к врачу через интернет.
В рамках программы модернизации ведутся работы по созданию в составе комплексного сервиса регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
В целях повышения доступности высококвалифицированной консультативной помощи в Ростовской области внедрена и в настоящее время активно функционирует и развивается система оказания консультативной помощи с использованием телемедицинских технологий. В настоящее время телемедицинские консультации проводятся лечебными учреждениями всех муниципальных образований области. В 2011 году из средств областного бюджета на мероприятия по обмену телемедицинскими данными и систему электронного документооборота было предусмотрено 15 000 тыс. руб., фактические расходы составили – 14 791,1 тыс. руб. Из средств ФФОМС на приобретение Региональной информационно-аналитической медицинской системы (РИАМС), а также компьютерного оборудования с программным обеспечением запланировано 232 696,3 тыс. руб., фактический расход составил – 29 417,2 тыс. руб.
В 2011 году 15 ЛПУ области закупили оборудование и программное обеспечение, необходимые для обмена телемедицинскими данными, в 2012 году ещё 3 ЛПУ области закупят необходимое оборудование и программное обеспечение для обмена телемедицинскими данными. Востребованность такого вида помощи растет: в 2009 году было выполнено 592 телемедицинских консультации, в 2010 году – 853, а в 2011 году – 971.
В результате реализации мероприятий программы уже удалось снизить показатели материнских потерь и младенческой смертности, увеличить пятилетнюю выживаемость онкологических больных, улучшить выявляемость заболеваний на ранних этапах, снизить смертность населения трудоспособного возраста.
2012 год будет годом активного внедрения современных информационно-компьютерных технологий, что позволит приблизить высококвалифицированную медицинскую помощь к жителям удалённых сельских территорий будет продолжено развитие телемедицинских технологий. Не могу не отметить ряд муниципальных образований, которые не предусмотрели в муниципальных бюджетах средства на внедрение современных информационных систем в здравоохранение: г.г. Батайск, Гуково, р-ны Верхнедонской, Веселовский, Дубовский, Кагальницкий, Каменский, Кашарский, Константиновский, Неклиновский, Родионово-Несветайский, Сальский, Советский, Тарасовский.
Сегодня минздравом уже согласованы с федеральным министерством средства программы на 2012 год с учетом остатков 2011 года, направленные на те же цели, внесены изменения в региональную программу модернизации. Поэтому основополагающей задачей на сегодняшний день для нас является работа по заключению с муниципалитетами новых дополнительных соглашений в рамках модернизации, которую необходимо провести быстро и качественно.
В заключение я хочу сказать о задачах на 2012 год. Первое, о чем бы хотелось попросить муниципалитеты, это соблюдение графиков, которые были запланированы на 2011–2012 годы. Понятно, что 2011 год был очень сложный с точки зрения вхождения в программы. В 2012 году необходимо учесть опыт 2011 года, чтобы избежать повторения ошибок. Второе, это осуществлять приемку медицинского оборудования только в соответствии с техническими характеристиками этого оборудования прописанным в контрактах, следить за сроками и качеством проведения ремонтных работ на объектах здравоохранения, при нарушении условий контрактов вести претензионную работу с подрядчиками и поставщиками.
И наконец, стратегической задачей в этом году для нас станет своевременное освоение финансовых средств, выделенных на реализацию мероприятий программы региону, переноса финансовых средств не будет.
И я надеюсь на сотрудничество и тесное взаимодействие с муниципальными образованиями в достижении поставленных целей!
Благодарю за внимание.
Скачать в формате .doc (63 Кб)
Смотри также:
Пояснительная записка к решению Правительства области по этому вопросу
Повестка дня и материалы заседания Правительства Ростовской области 25.04.2012