Постановление утратило силу
в связи с принятием постановления от 12.02.2015 № 89
Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Ростовской области в 2012 году
Изменения и дополнения к постановлению от 20.02.2012 № 117:
(Первая, недействующая редакция постановления от 20.02.2012 № 117)
Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Ростовской области в 2012 году
В целях модернизации системы общего образования Ростовской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 № 436 «О порядке предоставления в 2011 – 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования», распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 № 2392-р Правительство Ростовской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Комплекс мер по модернизации общего образования Ростовской области в 2012 году согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Гуськова И.А.
Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев
Постановление вносит министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Приложение к постановлению Правительства Ростовской области от 20.02.2012 № 117
КОМПЛЕКС МЕР
по модернизации общего образования Ростовской области в 2012 году
Комплекс мер по модернизации общего образования Ростовской области в 2012 году (далее – Комплекс мер) разработан в соответствии с Поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 04.04.2011 № 11, пункт 3), на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 № 436 «О порядке предоставления в 2011 – 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования», распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 № 2392-р.
I. Текущее состояние системы
общего образования Ростовской области
В настоящее время система общего образования Ростовской области включает 1 228 образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, в том числе: 1 108 дневных муниципальных общеобразовательных учреждений; 15 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад; 37 вечерних сменных школ; 13 общеобразовательных школ-интернатов; 4 кадетских школы-интерната; 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 1 специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением; 2 образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих общеобразовательные программы; 5 оздоровительных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторных школ-интернатов; 13 негосударственных общеобразовательных учреждений.
Кадровый ресурс системы общего образования области представлен 30,2 тыс. педагогических работников (в том числе 26,9 тыс. человек – учителя), средний возраст которых 43 года. Из них имеют высшую квалификационную категорию 21,9 процента учителей; 32,5 процента – первую; 25,6 процента – вторую; 20 процентов – не имеют квалификационной категории. 82 процента педагогов имеют высшее образование, 17 процентов – среднее специальное.
Основные приоритеты развития системы общего образования Ростовской области определены на региональном уровне Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» (постановление Администрации Ростовской области от 27.11.2009 № 625), планом действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011 – 2015 годов, Комплексом мер по модернизации общего образования Ростовской области в 2011 году (постановление Администрации Ростовской области от 11.07.2011 № 443).
Определенные названными документами направления включают:
- обеспечение государственных гарантий доступности качественного общего образования;
- создание условий для повышения качества общего образования;
- формирование эффективных экономических отношений в образовании;
- обеспечение региональной системы образования высококвалифицированными кадрами;
- управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.
На протяжении последних лет в области проходят процессы реструктуризации и оптимизации сети общеобразовательных учреждений, которые обусловлены, в том числе, и сокращением численности обучающихся общеобразовательных учреждений. За последние 5 лет (с 2007 по 2011 год) численность обучающихся только в сельских школах снизилась более чем на 15 тысяч человек, в ходе проведения мероприятий по оптимизации сети количество муниципальных общеобразовательных учреждений сокращено на 108 единиц, в том числе сельских школ – на 70.
В системе образования Ростовской области активно внедряются новые экономические механизмы. С 1 января 2008 г. государственные областные и муниципальные общеобразовательные учреждения области (100 процентов) переведены на нормативное подушевое финансирование, которое ориентировано на создание стимулов для улучшения качества образовательной услуги, обеспечения равенства доступа к образованию. Нормативное подушевое финансирование учитывает индивидуальные особенности общеобразовательных учреждений по их типам, видам, ступеням обучения, а также территориальное расположение в городской или сельской местности. В 2009 году для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых общеобразовательных учреждений разработан и утвержден норматив финансирования на 1 класс-комплект.
В 2011 – 2012 учебных годах в Ростовской области функционируют 344 сельские малокомплектные школы, что составляет 46,4 процента от общего числа сельских школ, в которых обучается 24,8 тыс. человек (19 процентов от общего количества обучающихся в сельских школах).
С 1 января 2007 г. во всех муниципальных и областных государственных общеобразовательных учреждениях и для всех категорий работников области введена отраслевая система оплаты труда, которая устанавливает связь между результатами работы педагогических работников и уровнем их зарплат, призвана стимулировать улучшение работы по повышению качества образовательной деятельности.
В целях создания равных условий для получения качественного общего образования детьми области, независимо от места их проживания, осуществляется подвоз обучающихся из малокомплектных сельских школ к опорным школам, в которых концентрируются материально-технические и кадровые ресурсы.
1 332 автобуса поставлены в муниципальные районы области за период с 1999 по 2011 год. С 1 сентября 2011 г. 829 школьных автобусов подвозят более 34 тысяч детей к 584 базовым общеобразовательным учреждениям по 1239 школьным маршрутам.
Из общего количества автобусов, эксплуатируемых на школьных маршрутах, 380 были приобретены в период с 1999 по 2005 год и не соответствовали техническим требованиям к безопасности перевозки детей.
С учетом закупок школьных автобусов в 2010 – 2011 годах (388 единиц) школьный автопарк приведен в соответствие с государственными стандартами.
В целях обеспечения безопасных и комфортных условий для обучения за 2005 – 2010 годы на проведение капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений направлено около 7 млрд. рублей из областного бюджета, за счет чего в 738 муниципальных общеобразовательных учреждениях проведен капитальный ремонт, в том числе по устранению аварийной и предаварийной ситуации.
Всего на капитальный ремонт, строительство, реконструкцию и газификацию образовательных учреждений из областного бюджета в 2011 году выделено более 1 млрд. рублей.
На реализацию противопожарных мероприятий в общеобразовательных учрежденях из областного бюджета в 2011 году было направлено 67,6 млн. рублей, на антитеррористические мероприятия – 21,0 млн. рублей.
В целях создания условий для получения качественного образования детьми, независимо от места их проживания, в рамках реализации направления приоритетного национального проекта «Образование» (далее – ПНПО) «Оснащение общеобразовательных учреждений учебно-наглядными пособиями и оборудованием» в 2006 – 2008 годах в опорные общеобразовательные учреждения Ростовской области поставлен 1 341 комплект учебного оборудования.
Оснащение школ лабораторным оборудованием, программным обеспечением, модернизация материально-технической базы и повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений осуществлялось также в рамках господдержки, оказываемой при реализации ПНПО в 2006 – 2008 годах федеральным бюджетом, по 1 млн. рублей для 267 школ области.
В школах области на конец 2011 г. насчитывается более 30 тысяч школьных компьютеров, используемых в образовательном процессе.
Увеличена доля педагогических работников образовательных учреждений, повысивших свою квалификацию по информационно-коммуникационным технологиям (далее – ИКТ) за последние 3 года:
48,4 процента учителей естественно-научного и физико-математического и 39,4 процента – гуманитарного циклов.
Активно внедряются ИКТ в образовательный процесс общеобразовательных учреждений. В 2011 году более 98 процентов (2010 год – 96 процентов) школ использовали в учебном процессе электронные образовательные ресурсы по основным общеобразовательным предметам;
96,9 процента (2010 год – 95,7 процента) общеобразовательных учреждений активно используют ИКТ во внеурочной деятельности;
более 88 процентов школ используют интернет-ресурсы в учебном процессе не реже 1 раза в неделю по каждому отдельному предмету;
65,8 процента (2010 год – 62 процента) учителей активно используют ИКТ в учебном процессе;
55 процентов школьников обучаются с использованием современного учебного оборудования, поставленного в рамках ПНПО.
Работе на современном компьютерном оборудовании, в том числе на интерактивных комплексах, поставленных в рамках ПНПО, обучены 55 процентов учителей школ области.
В целях развития информационно-технологической инфраструктуры учреждений общего образования в Областной долгосрочной целевой программе «Развитие и использование информационно-коммуникационных технологий в Ростовской области на 2010 – 2014 годы» предусмотрены средства на закупку компьютерного оборудования для общеобразовательных учреждений области в объеме 670,917 млн. рублей, на повышение квалификации по ИКТ – 29,938 млн. рублей, на обеспечение доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет – 217,746 млн. рублей.
Обеспеченность обучающихся школ области бесплатными учебниками составляет 94 процента, приобретение учебников в соответствии с федеральным перечнем для пополнения фондов школьных библиотек осуществляется за счет средств субвенции областного бюджета, планируется завершить работу по данному направлению до конца 2012 г.
1 098 общеобразовательных учреждений имеют спортивные залы.
В 1 123 муниципальных общеобразовательных учреждениях 587 медицинских кабинетов соответствуют санитарным нормам и требованиям, что составляет 52,5 процента от общего числа учреждений. 526 медицинских кабинетов имеют лицензию на оказание медицинской помощи (90 процентов от общего числа кабинетов), укомплектованы медицинским оборудованием и медикаментами в соответствии с санитарными нормами и требованиями.
В 536 муниципальных общеобразовательных учреждениях медицинская помощь обучающимся осуществляется в соответствии с договорами, заключенными с медицинскими учреждениями по месту расположения образовательных учреждений.
В 2008 и 2009 годах Ростовская область (г. Таганрог) стала победителем конкурсного отбора экспериментальных проектов по совершенствованию
организации школьного питания в рамках ПНПО. На реализацию проекта в 2008 – 2009 годах направлено 131,0 млн. рублей из бюджетов всех уровней, в результате чего достигнуто 100-процентное соответствие современным требованиям к организации питания школьников всех школьных столовых г. Таганрога за счет полного технологического переоснащения, изменения режима, форм и методов работы персонала.
В рамках трансляции опыта г. Таганрога по реализации эксперимента по совершенствованию школьного питания в 2010 – 2011 годах продолжена реализация проекта в ряде территорий. Так в г. Ростове-на-Дону за 2009 – 2010 годы капитально отремонтированы и переоснащены столовые и буфеты в 21 общеобразовательном учреждении. В настоящее время проводятся мероприятия по переоснащению столовых и пищеблоков еще в 49 образовательных учреждениях, на что из средств муниципального бюджета выделено 279,0 млн. рублей. В настоящее время охват горячим питанием в городе достиг 86 процентов, к концу эксперимента ожидается рост до 90 процентов.
Охват горячим питанием школьников области в 2011 – 2012 учебном году составил 78 процентов (2010 – 2011 учебный год – 76,1 процента).
100 процентов обучающихся начальных классов получают бесплатное дополнительное молочное питание. Мероприятия программы «Донское школьное молоко» реализуются в области с 2007 года. В первом полугодии 2011 г. на обеспечение дополнительным молочным питанием младших школьников из муниципальных бюджетов выделено более 70 млн. рублей.
Ростовская область в составе 14 субъектов Российской Федерации с 1 сентября 2008 г. принимала участие в апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. С 1 сентября 2011 г. во всех общеобразовательных учреждениях области введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС). Всего по ФГОС обучается более 61,9 тысяч школьников, что составляет 40,4 процента от общего числа обучающихся начальных классов.
Региональная модель оценки качества результатов освоения обучающимися общеобразовательных программ включает в себя участие обучающихся Ростовской области в международных обследованиях PISA, TIMSS; проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов, создание банка данных инструментария для проведения валидных педагогических измерений учебных достижений обучающихся на всех ступенях обучения, проведение мониторинговых исследований качества общего образования и др. В этих целях на территории Ростовской области данные функции выполняют министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Ростовский областной центр обработки информации в сфере образования», муниципальные органы, осуществляющее управление в сфере образования, образовательные учреждения.
Ростовская область вошла в перечень субъектов Российской Федерации – победителей конкурсного отбора на предоставление субсидий на поддержку реализации в 2011 – 2013 годах мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы по лотам «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» и «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования».
Общая сумма субсидии, предоставляемой Ростовской области в 2011 – 2013 годах составляет 239,54 млн. рублей и направляется на повышение квалификации педагогов и оснащение учебным, учебно-наглядным, лабораторным оборудованием, аппаратно-программными комплексами стажировочной площадки, организованной на базе Ростовского областного института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, и базовых площадок, созданных на базе 26 муниципальных общеобразовательных учреждений и 33 дошкольных образовательных учреждений.
Обеспечение условий для повышения квалификации педагогов, их непрерывного профессионального развития – важнейший инструмент для обеспечения качественного образования школьников.
Удельный вес численности педагогических работников, прошедших в 2010 – 2011 учебном году курсы повышения квалификации, в общей численности педагогических работников образовательных учреждений составил 25,2 процента, в том числе по персонифицированной модели повышения квалификации – 1,25 процента.
В рамках реализации мероприятия ПНПО «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» созданы условия для полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в обучении на дому.
Функционирует центр дистанционного обучения детей-инвалидов, в котором 409 детей-инвалидов индивидуально или в малых группах (до 3 человек) получают полноценное общее образование с помощью современных технологий в режиме on-line через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
В 97,6 процента школ области действуют органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом управленческих полномочий, в том числе по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения; 32,5 процента школ имеют управляющие советы; 80,8 процента школ имеют свои регулярно обновляемые сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
100 процентов общеобразовательных учреждений Ростовской области участвуют в проведении общероссийского электронного мониторинга по показателям реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и обеспечении контроля их достижения посредством
осуществления комплексного электронного мониторинга всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации с использованием электронного паспорта образовательного учреждения.
Удельный вес общеобразовательных учреждений, которые ежегодно представляют общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения, составил в 2011 году 91,2 процента, в том числе при наличии технической возможности размещенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет – 86,3 процента от общего числа.
В Ростовской области осуществляется комплекс мер, предусмотренных Областной долгосрочной целевой программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года (утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 16.09.2010 № 186).
Система общего образования Ростовской области характеризуется стабильно высокими качественными результатами, которые соотносятся со среднероссийскими показателями.
Вместе с тем системе образования Ростовской области не удалось преодолеть некоторые проблемы и противоречия, затормаживающие процесс модернизации системы общего образования. В основном это связано с дефицитом финансовых средств на комплексное переоснащение учебным и учебно-наглядным оборудованием общеобразовательных учреждений, оборудование спортивных залов, совершенствование организации школьного питания, внедрение действенных механизмов привлечения молодых педагогов в общеобразовательные учреждения и повышение кадрового потенциала отрасли.
II. Описание итогов реализации Комплекса мер
по модернизации общего образования Ростовской области в 2011 году
В целях реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Ростовской области в 2011 году создан Областной межведомственный совет по модернизации общего образования (постановление Правительства Ростовской области от 23.09.2011 № 3).
Проведены необходимые организационные мероприятия, разработана региональная нормативная база, позволившая в полной мере реализовать Комплекс мер.
Утвержден порядок расходования субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на модернизацию системы общего образования Ростовской области (постановление Правительства Ростовской области от 23.09.2011 № 3).
Для муниципальных общеобразовательных учреждений 43 сельских муниципальных образований закуплено более 7 тысяч единиц компьютерной техники с целью обновления устаревших компьютеров и дооснащения кабинетов информатики.
Всем общеобразовательным учреждениям области обеспечен широкополосный выход в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет по безлимитному тарифу.
Повысили квалификацию более 10 тысяч педагогов, в том числе в части использования компетентностного подхода для реализации ФГОС начального общего образования.
620 педагогов повысили квалификацию по вопросу внедрения электронных образовательных ресурсов в учебно-образовательный процесс общеобразовательных учреждений, 828 – по вопросу установки, администрирования, применения свободного программного обеспечения.
Закуплено учебное, учебно-наглядное, интерактивное оборудование для начальных классов 160 базовых школ в целях обеспечения условий для внедрения ФГОС и развития материально-технической базы общеобразовательных учреждений, модернизации базовых общеобразовательных учреждений.
208 школьных автобусов поставлены в школы области в целях обеспечения безопасных условий перевозки обучающихся и замены устаревших автобусов, не соответствующих ГОСТу.
Приняты постановления Правительства Ростовской области от 30.09.2011 № 11 «Об увеличении должностных окладов, ставок заработной платы работников областных государственных учреждений, технического и обслуживающего персонала государственных органов Ростовской области» и от 30.09.2011 № 13 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 16.10.2008 № 506 «О системе оплаты труда работников областных государственных учреждений».
Система оплаты труда работников областных государственных образовательных учреждений, утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 16.10.2008 № 506 «О системе оплаты труда работников областных государственных учреждений», обеспечивает реализацию принятого механизма повышения заработной платы учителей образовательных учреждений в рамках Комплекса мер по модернизации общего образования Ростовской области в 2011 году.
В состав выплат стимулирующего характера учителям включена надбавка за результативность и качество работы по организации образовательного процесса. Постановление содержит рекомендуемые критерии оценки работы учителей, перечень критериев не является закрытым и дорабатывается каждым учреждением в зависимости от особенностей образовательного процесса.
Существующая в области система оплаты труда работников образования расширила права образовательных учреждений в распределении фонда оплаты труда, позволила не только повысить заработную плату учителям, но и дифференцировать размер заработной платы педагогов в зависимости от результатов их работы.
Размер ее, в среднем, за декабрь 2011 г. составил 18 163,0 рублей, или 121,7 процента от уровня заработной платы по экономике в Ростовской области за I квартал 2011 г.:
2011 год
|
Средняя заработная плата учителей (рублей)
|
Процент от средней заработной платы по экономике за I квартал 2011 г.
|
Сентябрь
|
15 660,8
|
104,9
|
Октябрь
|
16 319,0
|
109,4
|
Ноябрь
|
16 689,6
|
111,9
|
Декабрь
|
18 163,0
|
121,7
|
Областными законами от 22.10.2005 № 380-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области», от 08.12.2010 № 615-ЗС «Об областном бюджете на 2011 год» утверждены нормативы подушевого финансового обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений, а также норматив финансового обеспечения на один класс-комплект общеобразовательных учреждений, являющихся малокомплектными сельскими. В указанные законы в 2011 году внесены изменения, которые учитывают повышение размера заработной платы учителей общеобразовательных учреждений в рамках Комплекса мер по модернизации общего образования Ростовской области в 2011 году.
Проведена апробация нового порядка аттестации педагогических работников для получения в установленном порядке первой и высшей квалификационных категорий и подтверждения соответствия занимаемой должности.
В целях совершенствования механизма формирования мотивации непрерывности профессионального роста педагогов сформирована региональная база регламентации порядка аттестации педагогических работников для получения первой и высшей квалификационных категорий и подтверждения соответствия занимаемой должности.
Разработан механизм привлечения перспективных молодых учителей для работы в школах, в которых востребованы педагогические кадры.
Организовано информационное сопровождение проекта. Проект освещен на сайтах Правительства Ростовской области, министерства общего и профессионального образования Ростовской области (далее – минобразование Ростовской области) и муниципальных образований области, в минобразовании Ростовской области работала «горячая линия» по вопросам выплаты заработной платы. В каждом общеобразовательном учреждении оформлены информационные стенды с новостями проекта модернизации. Минобразованием Ростовской области выпущены информационные плакаты, направленные в каждое общеобразовательное учреждение.
Проведено более 50 медиамероприятий, только за сентябрь более 250 упоминаний в средствах массовой информации: «Российская газета», «АиФ на Дону», «Экономика юга России», «Известия» и др. Проект освещался посредством телевизионных средств массовой информации: «Вести», «Неделя Дона», РИА «Новости-Юг», «События недели» и др.
III. Описание реализации Комплекса мер по модернизации
общего образования Ростовской области в 2012 году
Целью реализации Комплекса мер является ускорение процессов модернизации общего образования для повышения качества общего образования, соответствующего стратегическим ориентирам национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Задачи реализации Комплекса мер:
- повышение заработной платы учителей;
- обеспечение условий обучения, соответствующих современным требованиям;
- развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений;
- улучшение оснащенности предметных кабинетов общеобразовательных учреждений современным учебным оборудованием, необходимым для выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования к условиям образовательной деятельности;
- улучшение оснащенности городских общеобразовательных учреждений компьютерным оборудованием и программным обеспечением;
- создание в общеобразовательных учреждениях комфортных условий, обеспечивающих всем школьникам гарантии безопасности;
- создание в общеобразовательных учреждениях условий, обеспечивающих обучающимся выполнение требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья, качественному питанию;
- повышение квалификации педагогических кадров, в том числе в части использования компетентностного подхода для реализации ФГОС, комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и использования ИКТ;
- реализация нового порядка аттестации педагогических работников для получения в установленном порядке первой и высшей квалификационных категорий и подтверждения соответствия занимаемой должности;
- реализация механизма привлечения перспективных молодых учителей для работы в школах, в которых востребованы педагогические кадры;
- модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения школьников;
- снижение потребления топливно-энергетических ресурсов.
Механизм и источники реализации Комплекса мер
Комплекс мер реализуется за счет средств субсидии, предоставляемой из федерального бюджета на модернизацию общего образования Ростовской области в 2012 году, и средств областного бюджета в рамках областных долгосрочных целевых программ.
Всего в 2012 году на реализацию перечня мероприятий Комплекса мер предполагается направить 2 394 663,5 тыс. рублей, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета – 2 223 739,0 тыс. рублей, средств областного бюджета – 170 924,5 тыс. рублей (приложение № 1 к Комплексу мер).
Финансовые средства, предусмотренные на реализацию Комплекса мер, предполагается направить:
1. На приобретение учебно-лабораторного оборудования – 903 529,5 тыс. рублей, в том числе:
для кабинетов основ безопасности жизнедеятельности – 66 621,5 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета для оснащения 62 опорных муниципальных общеобразовательных учреждений в каждом муниципальном образовании;
для кабинетов начальных классов – 616 000,0 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета для доведения показателя оснащенности муниципальных базовых общеобразовательных учреждений и областных государственных общеобразовательных школ-интернатов до 100 процентов;
цифровых лабораторий для кабинетов физики, химии, биологии – 214 953,6 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета для оснащения 19 процентов базовых муниципальных общеобразовательных учреждений и 100 процентов областных государственных общеобразовательных школ-интернатов;
для приобретения оборудования для организации дистанционного обучения школьников – 5 954,4 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета.
2. На приобретение спортивного оборудования и инвентаря для общеобразовательных учреждений – 414 029,2 тыс. рублей, в том числе:
на закупку антивандальных спортивных тренажеров для спортивных площадок 62 опорных муниципальных общеобразовательных учреждений – 18 538,0 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета;
на закупку 544 комплектов спортивного оборудования и спортивного инвентаря для 100 процентов базовых муниципальных общеобразовательных учреждений, 100 процентов от потребности для областных государственных общеобразовательных школ-интернатов, 30,3 процента от потребности для кадетских школ-интернатов – 395 491,2 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета.
3. На приобретение компьютерного оборудования – 250 211,1 тыс. рублей, в том числе:
на закупку оборудования для межпредметного компьютерного класса для 19 процентов базовых муниципальных общеобразовательных учреждений и 100 процентов областных государственных общеобразовательных школ-интернатов – 95 606,2 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета;
на закупку автоматизированных рабочих мест учителя для 100 процентов базовых общеобразовательных учреждений и областных государственных общеобразовательных школ-интернатов – 16 350,0 тыс. рублей из федерального бюджета;
на закупку компьютерного оборудования для организации дистанционного обучения школьников на базе 56 школ – 17 531,6 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета;
на закупку компьютерного оборудования для городских общеобразовательных учреждений – 120 723,3 тыс. рублей за счет средств областного бюджета в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие и использование информационно-коммуникационных технологий на 2010 – 2014 годы» в целях замены устаревшей техники и доведения нагрузки на 1 компьютер до 10 человек.
4. На приобретение оборудования для школьных столовых – 216 677,7 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета для оснащения современным технологическим оборудованием 26,3 процента базовых муниципальных общеобразовательных учреждений.
5. На повышение квалификации, профессиональную переподготовку учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – 9 348,5 тыс. рублей, в том числе на повышение квалификации по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» – 2 544,0 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета, на повышение квалификации по ИКТ – 6 804,5 тыс. рублей за счет средств областного бюджета в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие и использование информационно-коммуникационных технологий на 2010 – 2014 годы».
6. На модернизацию общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся – 45 303,9 тыс. рублей, в том числе на обновление программного обеспечения – 1 907,2 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета, на оплату интернет-трафика – 43 396,7 тыс. рублей за счет средств областного бюджета в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие и использование информационно-коммуникационных технологий на 2010 – 2014 годы».
7. На осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования, – 30 000,0 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета на закупку приборов учета потребления топливно-энергетических ресурсов в целях доведения обеспечения школ приборами учета до 100 процентов.
8. На проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений – 525 563,6 тыс. рублей в целях проведения капитального ремонта зданий 15 муниципальных общеобразовательных учреждений и 2 областных государственных общеобразовательных школ-интернатов и замены окон в 10 областных государственных общеобразовательных школах-интернатах.
Кроме того, средства бюджета Ростовской области направляются на повышение заработной платы учителей общеобразовательных учреждений.
Ожидаемые результаты Комплекса мер
В результате выполнения Комплекса мер в системе общего образования Ростовской области планируется достижение следующих показателей (приложения № 2, № 3 к Комплексу мер):
соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Ростовской области за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Ростовской области в прошлом году составит:
I квартал – 108,75 процента от заработной платы работников в целом по экономике Ростовской области за I квартал 2011 г. (по данным Федеральной службы государственной статистики);
II квартал – 108,80 процента от заработной платы работников в целом по экономике Ростовской области за I квартал 2011 г. (по данным Федеральной службы государственной статистики);
III квартал – 108,90 процента от заработной платы работников в целом по экономике Ростовской области за I квартал 2011 г. (по данным Федеральной службы государственной статистики);
IV квартал – 105,27 процента от заработной платы работников в целом по экономике Ростовской области за 2011 год (по данным Федеральной службы государственной статистики);
доля школьников начальных классов, обучающихся по ФГОС, в общей численности обучающихся в начальной школе достигнет 40,4 процента в I, II кварталах, 58,6 процента – в III, IV кварталах;
доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей – 26 процентов на конец 2012 г.;
доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей – 29 процентов на конец 2012 г.;
доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений – 5 процентов;
положительная динамика в вопросах снижения потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов.
В результате реализации Комплекса мер планируются следующие результаты:
доведение доли базовых муниципальных общеобразовательных учреждений, оснащенных учебно-лабораторным оборудованием для
обеспечения условий обучения по ФГОС, до 100 процентов, доли областных государственных общеобразовательных школ-интернатов – до 100 процентов от потребности;
оснащение 62 опорных муниципальных общеобразовательных учреждений в каждом муниципальном образовании оборудованием для кабинетов основ безопасности жизнедеятельности с целью обеспечения условий, необходимых для обучения школьников в соответствии с современными требованиями;
оснащение цифровыми лабораториями естественно-научного цикла 102 базовых муниципальных общеобразовательных учреждений (19 процентов от числа базовых) и 13 областных государственных общеобразовательных школ-интернатов (100 процентов от потребности);
оснащение спортивным оборудованием и инвентарем 533 базовых муниципальных общеобразовательных учреждений (100 процентов), 10 областных государственных общеобразовательных школ-интернатов (100 процентов от потребности), 1 кадетской школы-интерната (30,3 процента);
оснащение оборудованием спортивных площадок 62 базовых муниципальных общеобразовательных учреждений (11,6 процента);
оснащение 102 базовых муниципальных общеобразовательных учреждений (19 процентов) и 13 областных государственных общеобразовательных школ-интернатов (100 процентов от потребности) оборудованием для организации межпредметного компьютерного класса;
оснащение 533 базовых муниципальных общеобразовательных учреждений (100 процентов) и 12 областных государственных общеобразовательных школ-интернатов (100 процентов от потребности) автоматизированным рабочим местом учителя начальных классов;
закупка более 5 600 компьютеров в целях замены компьютерного парка городских муниципальных общеобразовательных учреждений на 55 процентов;
оснащение 140 школьных столовых муниципальных общеобразовательных учреждений современным технологическим оборудованием (26,3 процента от числа базовых);
повышение квалификации 1,39 тысяч педагогов по ИКТ, 720 учителей для преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», по федеральным государственным образовательным стандартам 8,3 тысяч учителей и руководителей общеобразовательных учреждений (доведение до 87,4 процента);
обеспечение 56 муниципальных ресурсных и малокомплектных общеобразовательных учреждений оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного обучения школьников;
обеспечение 100 процентов общеобразовательных учреждений широкополосным выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
доведение доли общеобразовательных учреждений области, обеспеченных приборами учета топливно-энергетических ресурсов, до 100 процентов;
выполнение капитального ремонта 15 муниципальных общеобразовательных учреждений, 2 областных государственных общеобразовательных школ-интернатов и замена окон в 10 областных государственных общеобразовательных школах-интернатах;
обеспечение запланированного соотношения среднемесячной заработной платы учителей в Ростовской области за соответствующий квартал 2012 г. и установленной среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Ростовской области.
Механизм управления реализацией Комплекса мер
Механизм реализации Комплекса мер предполагает размещение государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В целях минимизации рисков при передаче средств муниципальным образованиям Ростовской области в форме субсидий на условиях софинансирования (приобретение спортивного оборудования и инвентаря, технологического оборудования для школьных столовых, приборов учета, компьютерного оборудования для городских школ, оплата доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет) минобразованием Ростовской области заключаются соответствующие соглашения с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, предусматривающие согласование перечней закупаемого оборудования, целевые индикаторы и показатели, систему контроля исполнения условий соглашений.
Организационное обеспечение Комплекса мер осуществляется Областным межведомственным советом по модернизации общего образования, возглавляемым Вице-губернатором Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 23.09.2011 № 3. Оператор Комплекса мер – минобразование Ростовской области.
Текущее управление реализацией Комплекса мер осуществляется минобразованием Ростовской области.
Контроль за ходом реализации Комплекса мер осуществляют Правительство Ростовской области и Министерство образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России).
Оценка эффективности использования федеральной субсидии по каждому направлению Комплекса мер осуществляется по показателям результативности, значения которых устанавливаются соглашением между Минобрнауки России и Правительством Ростовской области о предоставлении субсидии.
Механизм реализации комплекса мер базируется на принципах партнерства исполнителей при условии четкого разграничения их полномочий и ответственности.
Минобразование Ростовской области ведет отчетность и несет ответственность за реализацию Комплекса мер на территории области в соответствии с планом-графиком реализации мероприятий по модернизации общего образования Ростовской области в 2012 году по кварталам (приложение № 4 к Комплексу мер).
IV. Информация о мерах, направленных на привлечение
молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения
Повышение статуса и престижа педагогического работника является главной задачей и обозначено как одно из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Улучшение качественных характеристик кадрового обеспечения образовательных учреждений является важным направлением работы Правительства Ростовской области.
В настоящее время сохраняются некоторые негативные тенденции, являющиеся следствием общей экономической и демографической ситуации в стране. Продолжается, хотя и менее высокими темпами, старение учительского корпуса, особенно в сельских районах. Омоложение педагогических коллективов осложнено снижением престижности педагогической профессии и социального статуса педагога из-за невысокой оплаты труда молодых специалистов, недостаточным уровнем их социальной поддержки. Остается низкой закрепляемость выпускников педагогических вузов.
Одним из механизмов, призванных смягчить влияние негативных тенденций на ситуацию в кадровом обеспечении образовательного процесса, является социальная поддержка молодых педагогов.
Меры социальной поддержки молодых педагогов, предпринимаемые в Ростовской области:
в августе 2010 г. по программе государственной поддержки молодых учителей 16 вакансий Ростовской области включены в федеральный перечень Минобрнауки России;
педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), проживающим и работающим в сельской местности, производится компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат, введены выплаты стимулирующего характера в части повышающего коэффициента в размере 25 процентов к должностным окладам работников учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.
Для повышения результативности работы по обеспечению образовательных учреждений Ростовской области педагогическими кадрами в области предпринимаются следующие меры:
проводится ежеквартальный анализ имеющихся в образовательных учреждениях области вакансий, размещение данной информации на официальном сайте минобразования Ростовской области;
с целью морального и материального поощрения молодых педагогов в конкурсе «Учитель года Дона» введена номинация «Педагогический дебют», победитель которой получает премию в размере 75 тыс. рублей;
учреждены ежегодные премии Губернатора Ростовской области в размере 50 тыс. рублей учителям области, участвовавшим в конкурсе лучших учителей ПНПО, но не вошедшим в число победителей, а также лучшим педагогическим работникам образовательных учреждений всех типов (всего в текущем году 145 премий). Кроме того, по 100 тыс. рублей ежегодно присуждается учителю, подготовившему наибольшее количество победителей и призеров конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в рамках ПНПО, и, начиная с 2012 года, – педагогическому работнику, подготовившему победителя международной олимпиады школьников;
ежегодно совместно с педагогическими вузами и колледжами организуется прием абитуриентов на условиях целевой контрактной подготовки, проводятся педагогические ярмарки, дни открытых дверей, презентации специальностей.
Немаловажным фактором в повышении закрепляемости молодых педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях области является организация профессиональной поддержки молодых педагогов: организация школ молодого учителя, наставничества, программы мастер-классов на региональном уровне. С 2010 года в городах и районах Ростовской области проводятся «Педагогические десанты» по обмену педагогическим опытом с участием лучших учителей – победителей областных и Всероссийских профессиональных конкурсов «Учитель года» и конкурса лучших учителей в рамках ПНПО с обязательным привлечением молодых учителей. В школах Ростовской области трудятся 13 тысяч учителей со стажем более 20 лет, и практически каждый молодой учитель работает под руководством опытного наставника.
В Ростовской области реализуется подпрограмма «Стимулирование рынка жилья» Областной долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Ростовской области на 2010 – 2015 годы», которая предусматривает предоставление гражданам, в том числе учителям, следующих мер государственной поддержки: субсидии для оплаты первоначального взноса в размере 35 процентов от стоимости жилья; субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам в размере 9 – 10 процентов годовых в течение 3 лет.
За последние пять лет реализации подпрограммы ее участниками стали 192 учителя, в том числе в 2011 году – 25 учителей.
В 2012 году на предоставление бюджетных субсидий предусмотрено 318,0 млн. рублей, что позволит оказать государственную поддержку 22 учителям на общую сумму 20,0 млн. рублей.
В связи с реализацией смежных проектов «Учительский дом» и «Ипотека для молодых преподавателей» в Ростовской области разрабатываются дополнительные меры государственной поддержки молодых учителей и преподавателей
В ряде муниципальных образований органами местного самоуправления осуществляются:
- ежемесячные доплаты молодым учителям;
- выплата единовременного пособия, стимулирующих надбавок к заработной плате молодым специалистам (например, установление персонального коэффициента в течение первых пяти лет работы за счет экономии фонда оплаты труда образовательного учреждения);
- предоставление жилья молодым учителям, а также компенсация оплаты наемного жилья вновь прибывшим молодым специалистам;
- целевая финансовая помощь в приобретении жилья и улучшении жилищных условий (предоставление бюджетных субсидий из муниципального бюджета).
Решение социально-бытовых проблем педагогических работников позволит привлечь в государственные и муниципальные образовательные учреждения молодых педагогических работников в возрасте до 30 лет и решить проблему по их профессиональному закреплению в образовательных учреждениях.
V. Планируемые достижения в развитии системы
общего образования Ростовской области на период до 2020 года
Приоритетные направления развития системы образования Ростовской области определены в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года и Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года.
Стратегической целью региональной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Для реализации основных стратегических ориентиров будут реализованы следующие мероприятия:
- обновление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями развития общества и экономики, включая оснащение компьютерами, техническое обеспечение дистанционных методов обучения, обеспечение широкополосного выхода в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и создание современной мультимедийной информационной среды;
- развитие школьной инфраструктуры, предполагающей оптимизацию образовательной сети с одновременным обеспечением безопасной транспортной инфраструктуры, полное переоснащение образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и с учетом реализации интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение использования дистанционных технологий для нивелирования различий между городскими и сельскими образовательными учреждениями, а также организация образовательной деятельности с детьми-инвалидами, не посещающими образовательные учреждения;
- создание безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие системы выявления и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи, в том числе с использованием дистанционного обучения;
- повышение престижа педагогического труда и развитие кадровых ресурсов региональной системы общего образования, в том числе за счет планомерного повышения оплаты труда работников системы образования, предоставления различных льгот, помощи в приобретении жилья;
- проведение повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом введения новых федеральных государственных образовательных стандартов;
- обновление содержания и технологий обучения, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода в образовании.
Основные ожидаемые результаты:
- формирование сети учреждений общего образования, обеспечивающей равные возможности получения качественного общего образования для всех обучающихся, в том числе в дистанционной форме;
- развитие сети общеобразовательных учреждений, реализующих программы углубленного и профильного обучения;
- развитие системы и механизмов государственно-общественного управления, финансово-хозяйственной самостоятельности, оценки эффективности деятельности образовательных учреждений;
- разработка эффективной системы оценки качества образования в регионе;
- поддержание заработной платы учителей на уровне не ниже достигнутого;
- развитие системы повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров общеобразовательных учреждений;
- создание сети консультационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов;
- обеспечение современных условий организации образовательного процесса во всех общеобразовательных учреждениях;
- создание современного кадрового потенциала системы общего образования;
- завершение внедрения ФГОС общего образования в образовательных учреждениях области;
- создание безопасных условий обучения школьников;
- создание условий для сохранения здоровья обучающихся.
Начальник общего отдела Правительства Ростовской области М.В. Фишкин
Приложение № 1
к Комплексу мер по модернизации
общего образования Ростовской области в 2012 году
(тыс. рублей)