Новый сайт

Интервью министра жилищно-коммунального хозяйства области С.Б.Сидаша

«Российская газета»,
«Экономика юга России», 12 октября 2011 года

Счётчик для каждой квартиры

Российский Фонд содействия реформированию ЖКХ, активно финансирующий капитальный ремонт жилья, постепенно сворачивает работу. Все более актуальным становится новый закон об энергосбережении, в реализации которого предстоит участвовать каждому собственнику.

О сложившейся в коммунальной отрасли ситуации и ее перспективах рассказывает министр жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Сергей Сидаш.

Счет за несуществующий лифт

— Сергей Борисович, власти неоднократно поднимали вопрос недобросовестной работы некоторых управляющих компаний. В ряде случаев за нарушения обязательств перед жильцами, обсчеты необходимо привлекать правоохранительные органы. Требуется также создавать региональные центры, где будет отражаться информация о платежах, перечисляемых гражданами за жилищно-коммунальные услуги. Еще в прошлом году началась аудиторская проверка донских управляющих компаний, которая продолжается по настоящее время. Какие цели она преследует?

— Аудит донского ЖКХ лично инициировал губернатор Ростовской области Василий Голубев из-за роста жалоб на деятельность управляющих компаний и предбанкротного состояния ряда жилищно-коммунальных предприятий. Мы решили досконально разобраться в негативных процессах, происходящих в сфере управления жильем. Как показывают результаты, главными негативными факторами являются непрозрачно начисляемые платежи, приписки и обман потребителей. В состав общего имущества многоквартирных домов включаются отсутствующие лифты, колясочные, встроенные гаражи, трансформаторные подстанции и прочие объекты, которые якобы управляющая компания обслуживает, расходуя на них деньги, жильцам выставляются счет-квитанции на несуществующие услуги.

— Виновные понесли наказания?

— Заведены уголовные дела, на некоторых работников и организации наложены штрафы, изданы предписания устранить выявленные нарушения.

— Чем вызвана подобная ситуация в отрасли?

— Первопричина в том, что реформа ЖКХ только началась. Уже сегодня практически все управляющие компании стали частными, жилищное хозяйство перестало дотироваться из бюджета. Теперь у УК есть один путь для честного существования: взимать платежи за реально предоставляемые услуги. Но новая жизнь принесла и новые проблемы: многие управляющие компании оказались неспособными безубыточно работать в сложившихся условиях. Учитывая, что сам механизм начисления коммунальных платежей весьма сложен и непонятен для жильцов, возникает большой соблазн заняться приписками. Рынок в жилищной сфере только формируется, отрасль пока во многом живет в своеобразном периоде 90-х годов прошлого столетия, когда в России только начали заниматься бизнесом.

— Каковы же результаты реформы?

— Есть много позитивных фактов. Отрасль динамично менялась в 2008–2010 годах в рамках реализации заключенного соглашения между Ростовской областью и Фондом содействия реформированию ЖКХ. Среди условий, выставленных госкорпорацией регионам, предусматривалось формирование рынка частных управляющих компаний, полный отказ от бюджетного дотирования. За это мы получили от фонда миллиарды рублей. И за прошедшие четыре года нам удалось капитально отремонтировать более 3700 многоквартирных домов, отселить свыше шести тысяч семей из аварийного жилья. Причем в нынешнем году фонд позитивно оценил выполненную работу и не приостановил нам дальнейшее финансирование капремонта. Одновременно теперь собственники жилья могут выбрать лучшую управляющую компанию либо подрядную организацию или организовать товарищество.

Но демонополизация не гарантирует защищенности граждан, а местные муниципальные власти, отвечающие за состояние жилищного фонда, не всегда могут полностью контролировать ситуацию. С прошлого года нами взят курс на товарищества собственников жилья и управляющие компании, хотя заниматься этими вопросами — непосредственная обязанность муниципалитетов. Но как министр ЖКХ я продолжу вникать в сферу деятельности жилищных организаций, оказывать им содействие. Мы не хотим, чтобы они были убыточными и перекладывали свои долги на граждан.

Куда уходят деньги

— Почему многие управляющие компании не могут свести концы с концами? Не хватает денег из-за низких тарифов?

— Некоторые из них просто не дадут аргументированного ответа на этот вопрос, поскольку, как и собственники жилья, не могут понять, куда же уходят их деньги. Некоторые организации обсчитывают жильцов, но зачастую сами становятся жертвой политики ряда ресурсоснабжающих предприятий. Последние нередко диктуют заранее невыгодные условия поставки в дом тепла, воды, света. В результате даже добившись 100-процентной собираемости платежей, управляющие компании рискуют остаться в убытке. В ряде многоквартирных домов зарождающийся бизнес дополнительно разваливают злостные неплательщики жилищно-коммунальных услуг. Компенсировать недостающую сумму приходится либо из средств на содержание и ремонт жилья, не ремонтируя текущие кровли, не вставляя выбитые окна в подъездах, либо, как показали результаты аудита, заниматься приписками.

Многоквартирный дом — сложный технический объект, управление которым требует выполнять десятки различных операций. У нас же в результате на многих объектах дело ограничивается лишь аварийным обслуживанием, когда представители управляющей компании приезжают на устранение очередного непредвиденного ЧП. Подобный режим эксплуатации приводит к медленному разрушению здания.

— Получается, управляющая компания вынуждена существовать в хаосе, в сложившихся условиях честно зарабатывать прибыль проблематично?

— В любой сфере человеческой деятельности существуют предусмотренные законодательством правила игры, не допускающие беспорядка. Есть они и в ЖКХ. Но пока законы работают с пробуксовкой. Ведь отрасль ступила на рыночные рельсы совсем недавно.

— И что делать?

— Прежде всего управляющим компаниям следует заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, формализовать свои отношения. Далее, в договоре с гражданами, предусмотрен четкий набор услуг, которые должна предоставлять управляющая организация жильцам многоквартирных домов. Опираясь на них, ей следует согласовать с собственниками обязательства сторон. После этого она сможет потребовать аккуратной оплаты, но и сама окажется обязанной качественно содержать жилье. Как показали результаты проверок, в большинстве случаев договоры управления многоквартирными домами не соответствуют законодательству. А как следует из содержания имеющихся документов, люди должны платить, а вот что следует делать управляющей компании, непонятно. Для подготовки документа необходимо составить список имеющегося в здании общего имущества, рассчитать стоимость работ по его содержанию, согласовать смету с жильцами. В донском министерстве ЖКХ разработали в помощь собственникам и управляющим организациям примерные формы этих документов, где четко прописан минимальный перечень работ и услуг по управлению многоквартирным домом.

— Становление новой системы договорных отношений в ЖКХ будет способствовать эволюционированию рынка?

— Совместно с приборами учета энергоресурсов. При существующей системе оплаты по нормативам потребления коммунальных услуг в принципе невозможно понять, кто какие объемы энергоресурса израсходовал. Когда приборы учета появятся в каждом доме и квартире, все станет прозрачно, это будет один из сокрушительных ударов по самой возможности приписок. Некоторые жильцы против установки узлов учета, особенно общедомовых приборов. Причем одновременно они же хотят платить за реально предоставляемые услуги.

— Получается, они сами себе противоречат в своих поступках?

— Да, иначе невозможно. Без счетчиков слепы все: и жильцы, и управляющие компании, и монополисты. Отсутствие оборудования дает возможность монополистам начислять большие объемы энергоресурсов всему дому, управляющим — обсчитывать собственников, собственникам — разворовывать энергоресурсы, незаконно врезаясь в сети. К тому же нет стимула содержать внутридомовые коммуникации, подъезд, бережно относясь к коммунальным услугам. А после того как счетчики появятся, ресурсоснабжающие организации также начнут грамотно прорабатывать свои производственные и инвестиционные программы, борясь с собственными потерями. Ведь их перестанут компенсировать другие.

Счетчики помогают сэкономить

— Есть статистические данные, в какую сумму средней семье обойдется установка общих приборов учета?

— Цены на эту услугу договорные, поскольку предоставлять ее может любая организация, имеющая лицензию на производство таких работ. Но в некоторых небольших городах подобных фирм практически не существует, в результате рынок монополизирован «ресурсниками», сильно завысившими цены. Главная проблема связана с установкой достаточно дорогих общедомовых приборов. Сиюминутно собрать деньги на это оборудование собственники не могут. В помощь управляющим компаниям, ТСЖ и жильцам мы разработали специальную схему установки общедомовых счетчиков с оплатой в кредит в течение пяти лет. Теперь любая жилищная организация может получить кредит в банке, установить оборудование и постепенно возвращать деньги за счет платежей жильцов. Платить в большинстве случаев придется примерно по 50–100 рублей в месяц с одной квартиры, если в доме ранее не было ни одного общего прибора. Но бережно относясь к энергоресурсам, сэкономить можно гораздо большие суммы.

— Управляющая компания должна согласиться оформить на себя кредит?

— Да, и одновременно нужно согласие собственников. Необходимо организовать собрание, заручиться большинством голосов и обратиться в государственное учреждение Ростовоблстройзаказчик. Мы выполнили свои обязанности, постаравшись минимизировать социальную нагрузку на граждан. Но есть и другая проблема: насколько успешно собственники и управляющие организации смогут этим воспользоваться?

Всюду водить за руку каждый многоквартирный дом и уговаривать изменить свою жизнь к лучшему у нас не получится. Принимать частные управленческие решения и находить друг с другом общий язык необходимо уметь самостоятельно. В идеале любая управляющая организация должна защищать интересы собственников, а если она этим не занимается, непонятно, почему жильцы ее выбрали. Нужно уметь договариваться, объяснять людям их выгоду, а не пытаться что-либо навязывать.

— Насколько интенсивно будут расти тарифы на жилищно-коммунальные услуги?

— Предельный рост тарифов в стране регулируется на федеральном уровне. Будем сдерживать процесс более жестко. В ходе проверки управляющих компаний мы проводили анализ деятельности и ресурсоснабжающих организаций, также выявив немало нарушений. Главная проблема — собираемые платежи за коммунальные услуги расходуются нецелевым образом.

Последнее не мешает УК в очередной раз просить нас повысить тариф, привозя с собой различные документы, все что угодно, кроме утвержденной сметы. Вообще стоит работать по принципу: нарушил норматив — не получишь компенсации в тарифе, утвержденном на следующий год, растраченных денег. Резкий рост тарифов может повлечь пропорциональный рост задолжников, спровоцировав кризис в отрасли. А грамотное распределение имеющихся финансов должно стать дополнительным вливанием. Приведу пример: нынешним летом мы смогли организовать круглосуточное водоснабжение поселков Горняцкий и Шолоховский Белокалитвинского района и при этом снизить тариф на 16,2 процента.

Одновременно коммунальные предприятия могут получить для своего развития недостающие деньги и в областном бюджете. Но для этого им надо составить и защитить инвестиционные программы, выбрасывать средства в «черную дыру» мы не намерены.

Энергосбережение — это творчество

— Многие дома по-прежнему отличаются высокой энергорасточительностью. Не придется ли потребителям после оснащения приборами учета платить еще больше?

— Сэкономить все равно получится, если, конечно, у собственников есть желание. Это будет после того, как управляющая компания совместно с жильцами выявит расхитителей энергоресурса, приведет в порядок сети, места общего пользования. Приборы учета укажут на самые слабые энергорасточительные точки дома, где экономически выгодно выполнить ремонт в первую очередь. Причем подобные инвестиции в собственное жилье будут успешно окупаться за счет снижения расходов на коммунальные услуги. Одновременно такие меры остановят процесс дальнейшего разрушения многоквартирных домов. В Ростовской области отмечена тревожная статистика: несмотря на предпринятое в последние годы Фондом содействия реформированию ЖКХ активное проведение капитального ремонта, у нас все равно отмечен прирост аварийного жилья. Здания не могут вечно эксплуатироваться на «неуд».

— В этом заключается главная идея принятого закона об энергосбережении?

— Во многом да. Первоочередные энергосберегающие мероприятия в проблемных многоквартирных домах заключаются в замене аварийных участков на внутридомовых коммуникациях, утеплении подъездов, кровель. Процесс пойдет чуть позже, после того как везде будут установлены узлы учета.

— Кто выступит инвестором? Сами собственники?

— Возможны различные варианты. Большие надежды мы возлагаем на энергосервисный договор. Это новый документ, который собственники могут заключить с управляющими компаниями. Государство потребует снижать и энергорасточительность в домах. Разумеется, реализация качественного договора должна успешно окупиться и принести прибыль. Единого способа на все случаи жизни не существует, в каждом отдельном доме необходимо составлять свой бизнес-план, производить расчеты. Энергосбережение — это творчество, выбор различных вариантов для достижения того или иного эффекта не ограничен.

При нынешней социальной напряженности в нашем понимании идеальный энергосервисный договор исполняется управляющей компанией бесплатно, а окупает она свои вложения за счет экономии ресурсов, которой ей удалось добиться. Но, разумеется, все будет зависеть от того, как она договорится с собственниками и что сможет предложить.

Собственник жилья будет меняться

— Несколько лет в отрасли идет давний спор, кто же лучше, ТСЖ или управляющая компания. А вы как считаете?

— У меня нет предвзятого отношения ни к тем, ни к другим. Однако будем объективны: обеспечить резкий прирост товариществ в существующей социально-экономической ситуации непросто. При этом ТСЖ способно навести порядок только в собственном доме, а нам необходимо остановить ветшание больших объемов проблемного жилищного фонда. Нынешнему времени нужны твердо стоящие на ногах управляющие компании, которые способны аккумулировать денежные средства. Пока их не так уж много. Зато на рынке хватает фирм-однодневок, располагающих лишь десятью тысячами уставного капитала. И при этом им люди доверили самое ценное имущество, стоящее сотни миллионов рублей.

— Собственники продолжат получать поддержку от государства, как раньше?

— В прежние годы главным финансовым источником капремонта была госкорпорация. На территории Ростовской области она продолжит работать и в следующем году, хотя уже сейчас средств выделяется меньше. Поэтому мы рассматриваем возможности создания аналогичной региональной структуры. В ближайшие четыре года из регионального источника планируется дополнительно выделить 4,4 миллиарда бюджетных рублей.

В губернаторской программе смогут участвовать проблемные многоквартирные дома, требующие больших вложений, с износом 50–70 процентов. Кроме того, в городах будут заменены лифты, отслужившие срок своей эксплуатации. Исключением является Ростов, поскольку в жилищном фонде областного центра новое оборудование планируется установить за счет средств местного бюджета.

— Сумеет ли правильно воспринять большинство жильцов суть претворяемых в жизнь начинаний и объективно реагировать на внедряемые новшества?

— Я верю в собственника, верю, что и он будет меняться, если его не бросать один на один со своими проблемами. В 2008 году, когда фонд только заработал, многие не хотели платить за начавшийся капитальный ремонт даже при условии 90–95 процентов софинансирования государством. В ответ некоторые муниципалитеты и управляющие компании, не спрашивая, включили их дома в титульные списки. И получили в качестве благодарности жалобы. Но вскоре такая абсурдная ситуация сошла на нет, за капремонтом

выстроилась очередь. Еще несколько лет назад граждане не обращали внимания на содержание договоров управления многоквартирными домами. Сегодня все изменилось, многие их внимательно читают, не относясь к подписанию документа как к пустой формальности. Мы хорошо знаем все управляющие компании региона, знаем, кто и чем занимается, и продолжаем бороться за улучшение качества их работы. Вскоре собственник просто выгонит нерадивые управляющие компании из своего дома, найдя им достойную замену. Причем именно сейчас, когда рынок только формируется, управляющие компании зарабатывают себе имя. Хотя, конечно, и им и нам очень трудно — как всем первопроходцам.

Беседовал Олег Петрушин

Размещено 24.10.2011

Размещен:Размещено:
24.10.2011 12:35:09|
Изменено:
24.10.2011 12:40:23|
Количество просмотров:
220

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика