Новый сайт

Об осуществлении Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области переданных полномочий РФ в области образования

Пояснительная записка к заседанию Правительства  Ростовской области 19.10.2011

 

Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (Ростобрнадзор) создана постановлением Администрации Ростовской области от 16.04.2009 № 180 для осуществления переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования:

- федерального государственного надзора в области образования;

- федерального государственного контроля качества образования;

- лицензирования образовательной деятельности;

- государственной аккредитации образовательных учреждений;

- подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

По всем полномочиям Ростобрнадзором разработаны соответствующие административные регламенты, утвержденные постановлением Администрации Ростовской области от 03.06.2011 № 352. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета и средств областного бюджета. В настоящее время Ростобрнадзор реализует свои полномочия в отношении 3860 образовательных организаций и 63 органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

В рамках реализации полномочий по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений:

- осуществлены процедуры лицензирования в отношении 1886 образовательных учреждений и организаций, по итогам которых выдано и переоформлено 1819 лицензий, 67 образовательным учреждениям отказано в предоставлении лицензии или принятии документов к рассмотрению по существу;

- проведена государственная аккредитация 1277 образовательных учреждений, 4 из которых отказано в государственной аккредитации по отдельным образовательным программам.

За отчетный период количество обращений за получением указанных государственных услуг  непрерывно увеличивается. Так, в первом полугодии 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 33% выросло количество выданных лицензий и на 17% - свидетельств о государственной аккредитации.

С целью оптимизации процесса предоставления государственных услуг в Ростобрнадзоре разработаны и реализованы следующие мероприятия:

- создана система приема документов от соискателей по принципу «одного окна», что позволило сократить количество необходимых обращений в Ростобрнадзор, а также исключить возможность злоупотреблений и коррупции;

- внедрена система электронного учета движения лицензионных и аккредитационных дел, что позволяет соискателям без непосредственного обращения в Ростобрнадзор получать в режиме реального времени в свободном доступе через сеть Интернет информацию о ходе рассмотрения представленных документов;

- разработаны и размещены на официальном сайте Ростобрнадзора методические рекомендации для соискателей, позволяющие сократить, а в некоторых случаях исключить наиболее типичные ошибки при оформлении документов.

В результате практически вдвое сокращена продолжительность соответствующих административных процедур с момента принятия документов к рассмотрению по существу (в рамках лицензирования - с 46 дней по состоянию на 01.09.2009 до 28 дней по состоянию на 01.09.2011). При этом средняя продолжительность периода, в течение которого соискатели лицензий представляют исправленные документы, уменьшилась с 34 до 17 дней.

Анализ представляемых соискателями документов позволяет сделать вывод о том, что значительная часть замечаний обусловлена отсутствием необходимой методической и юридической поддержки, вследствие чего не может быть устранена ими самостоятельно без участия учредителя. Не имеют замечаний только 15% образовательных учреждений, представивших документы к лицензированию. При этом наиболее типичными проблемами, возникающими у образовательных учреждений при лицензировании и государственной аккредитации, являются:

- недостаточное кадровое обеспечение образовательных учреждений для реализации общеобразовательных программ для детей-инвалидов (Боковский, Багаевский, Мясниковский, Кагальницкий, Зерноградский, Константиновский районы);

- несоответствующее установленным требованиям материально-техническое обеспечение образовательного процесса (Константиновский, Егорлыкский, Кагальницкий, Верхнедонской, Кашарский, Чертковский районы);

- отсутствие зарегистрированного права на здания, используемые в образовательном процессе (Красносулинский, Тацинский, Октябрьский, Советский, Шолоховский районы).

В ходе осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования проведено 652 проверки, в том числе 56 внеплановых проверок по обращениям граждан и органов власти. При этом количество плановых проверок в первом полугодии 2011 года на 10% превысило уровень 2010 года.

По результатам проведенных проверок:

- выявлено 4774 нарушения законодательства в сфере образования;

- в адрес 98,9% проверенных организаций были направлены предписания;

-  возбуждено 327 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых наложено 2,8 млн.руб. административных штрафов;

- в отношении 38 образовательных учреждений приостановлено действие  лицензий полностью либо по отдельным образовательным программам;

- в отношении 5 образовательных учреждений инициирована процедура аннулирования лицензий.

При этом в части федерального государственного надзора отмечается двукратное уменьшение числа нарушений, выявляемых при проведении проверок, за счет тех муниципальных образований, где аналогичные проверки Ростобрнадзора проводились ранее. Это свидетельствует об эффективности профилактической работы с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, направленной на недопущение аналогичных нарушений в деятельности подведомственных образовательных учреждений.

Вместе с тем, сумма наложенных штрафов в первом полугодии 2011 года превысила на 26% уровень, достигнутый за аналогичный период 2010 года. Отмеченная динамика наложенных санкций в значительной мере является результатом комплексных мероприятий, проводимых Ростобрнадзором. В частности, при планировании проверок осуществляются предварительные аналитические разработки, направленные на выявление системных нарушений законодательства конкретными образовательными учреждениями области.

Наиболее типичными нарушениями, выявленными в деятельности, в первую очередь, государственных и муниципальных учреждений, являются:

- несоответствие федеральному законодательству учредительных документов и локальных актов (практически во всех учреждениях области вне зависимости от подведомственности);

- нарушение лицензионных требований и условий (Обливский, Октябрьский, Багаевский районы);

- нарушение образовательными учреждениями прав учащихся на получение общедоступного и бесплатного общего образования вследствие отказа в приеме в образовательное учреждение (г. Ростов-на-Дону), а также взимания платы с родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (Обливский район, г.Таганрог).

В рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования отмечается значительное увеличение числа выявленных нарушений (за первое полугодие 2011 года в 4,4 раза больше,  чем за тот же период 2010 года). Указанная динамика объясняется включением в план проверок образовательных учреждений, выпускники которых в 2010 году по итогам ЕГЭ показали худшие результаты освоения федеральных государственных образовательных стандартов. Проведенная в текущем году  совместная работа Ростобрнадзора и учредителей  образовательных учреждений по устранению выявленных нарушений обеспечила увеличение числа выпускников, преодолевших нижний порог ЕГЭ по двум обязательным предметам.

Анализ результатов проведенных проверок в рамках контроля качества позволил выявить в деятельности образовательных учреждений типичные нарушения, не позволяющие обеспечить полное освоение обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов:

- несоответствие  федеральным нормативам организации образовательного процесса в части формирования учебных планов и программ, ведения внутреннего мониторинга качества образования (Азовский, Багаевский, Зерноградский районы, учреждения начального профессионального образования);

- недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов химии, физики, биологии, спортивных залов (вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, малокомплектные сельские школы).

Систематизация типичных ошибок, допущенных образовательными учреждениями при лицензировании и государственной аккредитации, а также нарушений законодательства РФ в сфере образования, позволяет в качестве их основной причины выделить недостаточное внимание к проблемам образовательных учреждений со стороны ряда органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и областных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений.

 

Скачать в формате .doc (44 Кб)

 

Размещено: 17.10.2011

Размещен:Размещено:
17.10.2011 15:46:53|
Изменено:
18.04.2013 17:14:00|
Количество просмотров:
91

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации