Постановление утрачивает силу с 1 января 2014 года
в связи с принятием постановления от 28.11.2013 № 729
Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного хозяйства в Ростовской области на 2012 – 2015 годы»
Изменения и дополнения к постановлению от 12.08.2011 № 520:
(Первая, недействующая редакция постановления от 12.08.2011 № 520)
Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного хозяйства в Ростовской области на 2012 – 2015 годы»
В целях повышения эффективности реформирования жилищного хозяйства Ростовской области и в соответствии с распоряжением Администрации Ростовской области от 21.07.2011 № 245 «О разработке проекта Областной долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного хозяйства в Ростовской области на 2012 – 2015 годы»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Областную долгосрочную целевую программу «Развитие жилищного хозяйства в Ростовской области на 2012 – 2015 годы».
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области Трифонова С.Ф.
Глава Администрации (Губернатор) области В.Ю. Голубев
Постановление вносит министерство жилищно-коммунального хозяйства области
Приложение к постановлению Администрации Ростовской области от 12.08.2011 № 520
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие жилищного хозяйства в Ростовской области на 2012 – 2015 годы»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
|
–
|
Областная долгосрочная целевая программа «Развитие жилищного хозяйства в Ростовской области на 2012 – 2015 годы» (далее – Программа)
|
Основание для разработки Программы
|
–
|
распоряжение Администрации Ростовской области от 21.07.2011 № 245 «О разработке проекта областной долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного хозяйства в Ростовской области на 2012 – 2015 годы»
|
Государственный заказчик Программы
|
–
|
министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее – министерство ЖКХ РО)
|
Разработчик Программы
|
–
|
министерство ЖКХ РО
|
Основная цель Программы
|
–
|
улучшение технического состояния многоквартирных домов и создание благоприятных условий для дальнейшего реформирования системы управления жилищным фондом
|
Основные задачи Программы
|
–
|
обеспечение капитального ремонта многоквартирных домов в целях приведения их в нормативное техническое состояние; формирование правового и финансового механизма замены и модернизации лифтов; создание условий для управления многоквартирными домами
|
Сроки реализации Программы
|
–
|
2012 – 2015 годы. Программа не предусматривает этапов реализации
|
Структура Программы, перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий
|
–
|
паспорт Программы; I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами; II. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы, целевые индикаторы и показатели; III. Система программных мероприятий. Ресурсное обеспечение Программы; IV. Нормативное обеспечение; V. Механизм реализации Программы. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы; VI. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы; приложение № 1. Прогнозируемые значения показателей и индикаторов реализации Программы; приложение № 2. Система программных мероприятий; приложение № 3. Объемы и источники финансирования Программы; приложение № 4. Методика расчета межбюджетных субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на предоставление субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, разработку и (или) изготовление проектно-сметной документации, проведение энергетических обследований многоквартирных домов, без привлечения средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; приложение № 5. Распределение по муниципальным образованиям межбюджетных субсидий из областного бюджета на предоставление субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, разработку и (или) изготовление проектно-сметной документации, проведение энергетических обследований многоквартирных домов без привлечения средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; приложение № 6. Распределение по муниципальным образованиям межбюджетных субсидий из областного бюджета на предоставление субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, разработку и (или) изготовление проектно-сметной документации, проведение энергетических обследований многоквартирных домов с привлечением средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2012 год; приложение № 7. Методика расчета межбюджетных субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на предоставление субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам на замену и модернизацию лифтов, отработавших нормативный срок службы; приложение № 8. Распределение по муниципальным образованиям межбюджетных субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на предоставление субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам на замену и модернизацию лифтов, отработавших нормативный срок службы; приложение № 9. Методика оценки эффективности реализации Областной долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного хозяйства в Ростовской области на 2012 – 2015 годы». Программа предусматривает следующие основные мероприятия: капитальный ремонт многоквартирных домов; замена и модернизация лифтов, отработавших нормативный срок службы; создание условий для управления многоквартирными домами. Программа не содержит подпрограмм.
|
Исполнители Программы
|
–
|
министерство ЖКХ РО; органы местного самоуправления муниципальных образований области в случае принятия их представи-тельными органами соответствующих решений; управляющие организации; товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ); жилищно-строительные кооперативы (далее – ЖСК), жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы; собственники помещений в многоквартирных домах; организации, определенные по результатам размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в рамках мероприятий Программы
|
Объемы и источники финансирования Программы
|
–
|
4 464 906,8 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году – 1 340 610,2 тыс. рублей; в 2013 году – 1 001 550,2 тыс. рублей; в 2014 году – 1 061268,5 тыс. рублей; в 2015 году – 1 061 477,9 тыс. рублей;
за счет средств областного бюджета – 3 121 320,7 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году – 724 173,8 тыс. рублей; в 2013 году – 769 796,7 тыс. рублей; в 2014 году – 813 675,1 тыс. рублей; в 2015 году – 813 675,1 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов – 1 043 772,1 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году – 316 622,4 тыс. рублей; в 2013 году – 231 753,5 тыс. рублей; в 2014 году – 247 593,4 тыс. рублей; в 2015 году – 247 802,8 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников (Фонд содействия реформированию ЖКХ) – 299 814,0 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году – 299 814,0 тыс. рублей; в 2013 году – 0,0 тыс. рублей; в 2014 году – 0,0 тыс. рублей; в 2015 году – 0,0 тыс. рублей. Программа финансируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию областным законом об областном бюджете. Средства местных бюджетов, объемы финансирования и направления мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
|
–
|
проведение капитального ремонта не менее 2,0 млн. квадратных метров общей площади многоквартирных домов; замена и модернизация не менее 800 лифтов; обучение не менее 400 человек основам управления многоквартирными домами
|
Система организации контроля за исполнением Программы
|
–
|
государственный заказчик Программы осуществляет общее руководство и координацию деятельности исполнителей Программы, представляет отчеты о ходе реализации Программы в Администрацию Ростовской области. Контроль за ходом реализации Программы осуществляют Администрация Ростовской области, министерство экономического развития Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством
|
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Основой преобразований в жилищном хозяйстве является реорганизация системы управления отраслью, основанная на принципах сокращения степени участия государства и муниципальных образований в управлении жилищным фондом и активного привлечения граждан к управлению своей собственностью в жилищной сфере.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации об управлении многоквартирными домами, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, предоставления коммунальных услуг гражданам, на территории Ростовской области должны быть приняты меры по стимулированию реформы управления многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирных домах должны выбрать и реализовать один из следующих способов управления:
управление управляющей организацией;
управление ТСЖ, ЖСК либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
В Ростовской области насчитывается около 60 тысяч многоквартирных домов, где должен быть выбран способ управления.
На 1 января 2011 г. в 99,4 процента от общего количества многоквартирных домов выбран способ управления (либо определена по результатам открытого конкурса управляющая организация для управления многоквартирным домом), в том числе: 65,65 процента – непосредственный способ управления, 7,51 процента – управление ТСЖ, ЖСК либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, 26,23 процента – управление управляющей организацией.
В сфере управления многоквартирными домами работают более 250 управляющих организаций, более 3 100 ТСЖ, ЖСК либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов.
Наиболее значимыми препятствиями при реализации способа управления многоквартирными домами являются:
неудовлетворительное техническое состояние многоквартирных домов в связи с длительным невыполнением необходимых ремонтов;
изношенность дорогостоящего оборудования, установленного в многоквартирных домах;
отсутствие у специалистов, работающих в сфере управления жилищным фондом, необходимой подготовки по вопросам управления многоквартирными домами, а также недостаточная информационно-методическая работа с населением;
недостаточный уровень самоорганизации собственников жилых помещений для совместного решения важных вопросов по управлению многоквартирным домом, техническому содержанию и текущему ремонту общего имущества дома;
отсутствие прозрачных и взаимно понятных отношений между собственниками жилых помещений и управляющими организациями (договор управления многоквартирным домом в большинстве случаев заключается формально);
уклонение управляющих организаций от заключения договоров на поставку коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, с условием расчетов за потребленные ресурсы на границе балансовой принадлежности сетей.
В соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах, помимо прав и обязанностей в отношении помещений в таких домах, несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению текущего и капитального ремонтов многоквартирных домов.
Более 30 процентов жилищного фонда Ростовской области составляют многоквартирные дома, построенные во второй половине прошлого века, имеющие значительный процент физического износа и требующие незамедлительного капитального ремонта.
Для ускорения процесса выбора способа управления в многоквартирных домах, улучшения технического состояния жилья, начиная с 2007 года за счет средств областного бюджета предоставлялась государственная поддержка на капитальный ремонт многоквартирных домов, собственники помещений в которых выбрали способ управления.
С 2008 года эффективное применение нашел механизм капитального ремонта многоквартирных домов с привлечением финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонда), нацеленный на активизацию процесса реформирования ЖКХ.
Начиная с 2009 года предоставление средств областного бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в зависимости от выполнения муниципальными образованиями условий реформирования ЖКХ, в числе которых – увеличение количества многоквартирных домов, управляемых ТСЖ и управляющими организациями. От стимулирования выбора способа управления в многоквартирных домах осуществлен переход к стимулированию качественных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это позволило сформировать конкурентный рынок управления многоквартирными домами, укрепить позиции коммерческих организаций коммунального комплекса, основанные на праве частной собственности.
В общем итоге за 2007 – 2010 годы в Ростовской области на капитальный ремонт домов направлено 9 049 982,7 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
средства федерального бюджета – 172 119,40 тыс. рублей;
средства Фонда содействия реформированию ЖКХ – 6 145 982,5 тыс. рублей;
средства областного бюджета – 2 366 894,2 тыс. рублей;
средства местных бюджетов – 364 986,6 тыс. рублей.
В 2011 году на продолжение работ за счет средств всех источников предусмотрено направить 1 313 164,6 тыс. рублей.
Ожидаемый результат реализации мероприятий по капитальному ремонту за 2007 – 2011 годы – 4 119 отремонтированных многоквартирных домов общей площадью 12 848,1 тыс. квадратных метров.
В целях поддержания эксплуатационного ресурса жилищного фонда, рационального использования бюджетных средств в условиях ограниченного финансирования, в региональную программу капитального ремонта включались многоквартирные дома с физическим износом от 30 до 70 процентов (в 2011 году – от 50 до 70 процентов).
Выполненных мероприятий по капитальному ремонту инженерных систем, крыш, фасадов, подвальных помещений, подъездов, несущих конструкций, укреплению оснований фундаментов, замене лифтового оборудования недостаточно для доведения технического состояния жилищного фонда на территории Ростовской области до нормативного уровня.
В связи с высокой стоимостью капитального ремонта многоквартирных домов требуется продолжить оказание государственной поддержки для его проведения с привлечением средств собственников помещений в многоквартирных домах.
С каждым годом обостряется проблема безопасной эксплуатации лифтов. Действующее законодательство, в том числе Технический регламент о безопасности лифтов, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», исходит из принципа недопущения эксплуатации лифтов, отработавших нормативный срок службы.
В жилищном фонде Ростовской области насчитывается 7 074 лифта. Анализ технического состояния лифтового оборудования в многоквартирных домах показал, что 2 405 лифтов нуждаются в замене, из них к 1 января 2012 г. почти 13 процентов лифтов (905 лифтов) отработают установленный срок службы. Значительная часть лифтов не соответствует требованиям безопасности, ресурсосбережения, пожарозащищенности, не обеспечивает доступность пользования для маломобильных групп граждан, нуждается в модернизации или замене.
По итогам 2008 – 2010 годов в рамках реализации мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов заменено 607 лифтов, в 2011 году будет заменено 62 лифта.
Лифт – предмет повседневного пользования, неотъемлемая часть современного быта, инструмент, обеспечивающий комфортность проживания граждан. В связи с высокой стоимостью замены и модернизации лифтов необходимо предусмотреть меры государственной поддержки по данному направлению.
Процесс реформирования жилищного хозяйства продолжается в условиях динамично развивающегося законодательства. По-прежнему актуальным являются улучшение технического состояния жилья, стабилизация рынка управления многоквартирными домами, развитие общественной инициативы в сфере управлении жильем. Немаловажное значение имеет формирование активного собственника жилья, осознающего свою ответственность за состояние жилья и владеющего знаниями, необходимыми для успешной реализации жилищных прав.
Решение поставленных задач возможно при условии применения программно-целевого метода.
Раздел 2. Основные цели и задачи, сроки реализации
Программы, целевые индикаторы и показатели Программы
Основной целью Программы является улучшение технического состояния многоквартирных домов и создание благоприятных условий для дальнейшего реформирования системы управления жилищным фондом.
Целями Программы являются:
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение бесперебойной работы лифтов в многоквартирных домах;
создание условий для управления многоквартирными домами на территории Ростовской области;
развитие общественного самоуправления в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Создание условий для управления многоквартирными домами и развития общественного самоуправления в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства осуществляются с целью:
улучшения условий проживания собственников помещений в многоквартирных домах, защиты их прав как потребителей жилищно-коммунальных услуг;
развития конкурентных отношений на рынке управления многоквартирными домами;
широкого применения договорных отношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, в том числе между собственниками помещений в многоквартирных домах и исполнителями коммунальных услуг, между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями;
поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде.
Меры государственной поддержки в рамках настоящей Программы могут осуществляться в таких формах, как:
предоставление управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам субсидий для проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
предоставление субсидий на замену и модернизацию лифтов, отработавших нормативный срок эксплуатации;
содействие повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, и обучению лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность;
обеспечение информационного сопровождения деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Для достижения поставленных целей планируется решить следующие задачи:
организовать адресную поддержку управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов за счет средств областного, местного бюджетов и внебюджетных источников для проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
реализовать механизм софинансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проводимому с привлечением средств собственников помещений в многоквартирном доме;
повысить уровень безопасности граждан при пользовании лифтами;
обеспечить развитие конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами;
создать условия для осознанного выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления данными домами;
обеспечить информирование населения о направлениях реформирования системы управления многоквартирными домами.
Реализация целей и задач будет осуществляться за счет комплексного выполнения мероприятий Программы.
Срок реализации мероприятий Программы – 2012 – 2015 годы. Программа не предусматривает этапов реализации.
К целевым показателям и индикаторам Программы относятся:
доля многоквартирных жилых домов с износом более 31 процента, в которых проведен капитальный ремонт, в общем количестве многоквартирных жилых домов, требующих капитального ремонта;
доля многоквартирных домов в целом по Ростовской области, в которых собственники помещений выбрали и реализуют непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
доля многоквартирных домов в целом по Ростовской области, в которых собственники помещений выбрали и реализуют управление многоквартирным домом посредством ТСЖ, ЖСК либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов;
доля многоквартирных домов в целом по Ростовской области, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами посредством управляющей организации;
доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не более чем 25 процентов;
общая площадь многоквартирных домов, в которых планируется провести капитальный ремонт;
количество многоквартирных домов, в которых планируется провести капитальный ремонт;
доля лифтов, отработавших нормативный срок службы, в многоквартирных домах на территории Ростовской области;
количество лиц, обученных основам управления многоквартирными домами;
доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет.
Прогнозируемые значения показателей и индикаторов реализации Программы приведены в приложении № 1 к Программе.
Раздел 3. Система программных мероприятий.
Ресурсное обеспечение Программы
Программа содержит мероприятия по трем направлениям, сформированным с учетом проблем, требующих решения на региональном уровне с применением программно-целевого метода:
капитальный ремонт многоквартирных домов;
замена и модернизация лифтов, отработавших нормативный срок службы;
создание условий для управления многоквартирными домами.
Система программных мероприятий приведена в приложении № 2 к Программе.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы ее основным целям и задачам, а также невыполнения показателей результативности, утвержденных Программой, государственный заказчик Программы готовит предложения о корректировке сроков реализации Программы и перечня мероприятий Программы, согласовывает предложения с комиссией Администрации Ростовской области по оценке результативности деятельности органов исполнительной власти (далее – комиссия).
В случае поддержки комиссией предложений о приостановлении либо прекращении реализации Программы государственный заказчик Программы вносит в соответствии с Регламентом Администрации Ростовской области проект постановления Администрации Ростовской области.
Ресурсное обеспечение Программы складывается из средств областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников, в том числе средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств собственников помещений в многоквартирных домах.
Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении № 3 к Программе.
Раздел 4. Нормативное обеспечение
В целях реализации Программы требуется разработка и принятие государственным заказчиком Программы следующих правовых актов:
1) об утверждении состава и порядка оформления документов, подтверждающих выполнение условий реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
2) об утверждении порядка привлечения ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;
3) об утверждении порядка проведения энергетических обследований многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту;
4) об утверждении рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Раздел 5. Механизм реализации Программы
5.1. Капитальный ремонт многоквартирных домов
Меры государственной поддержки проведения капитального ремонта многоквартирных домов предоставляются при условии выбора собственниками помещений в многоквартирных домах одного из следующих способов управления:
управление управляющими организациями;
управление ТСЖ, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Меры государственной поддержки капитального ремонта многоквартирных домов подразделяются на два направления:
1) предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований, на предоставление субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, разработку и (или) изготовление проектно-сметной документации, проведение энергетических обследований многоквартирных домов без привлечения средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонда);
2) предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований, на предоставление субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, разработку и (или) изготовление проектно-сметной документации, проведение энергетических обследований многоквартирных домов с привлечением средств финансовой поддержки Фонда.
5.1.1. Капитальный ремонт многоквартирных домов
без привлечения средств финансовой поддержки Фонда
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Меры государственной поддержки в рамках реализации данного мероприятия Программы предоставляются при условиях:
оплаты за счет средств ТСЖ, ЖСК, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах доли софинансирования капитального ремонта;
оплаты за счет средств местных бюджетов доли участия муниципальных образований как собственников помещений в многоквартирных домах в софинансировании капитального ремонта.
Размер софинансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома за счет средств ТСЖ, ЖСК, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирном доме должен составлять не менее 5 процентов стоимости капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Предоставление средств областного бюджета муниципальным образованиям для дальнейшего субсидирования управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов на проведение капитального ремонта и (или) изготовление проектно-сметной документации многоквартирных домов, проведение энергетических обследований многоквартирных домов в соответствии с бюджетным законодательством.
Порядок предоставления и расходования средств областного бюджета на мероприятия, связанные с проведением капитального ремонта многоквартирных домов, устанавливается нормативным правовым актом Администрации Ростовской области.
Направление средств местных бюджетов на мероприятия Программы осуществляется в объеме не ниже уровня софинансирования, установленного нормативным правовым актом Администрации Ростовской области.
Средства областного и местного бюджетов имеют целевое назначение и не могут быть использованы органами местного самоуправления, управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами на иные цели.
Условиями предоставления муниципальным образованиям субсидий областного бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов являются реализация муниципальным образованием мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и выполнение следующих требований:
а) деятельность на территории муниципального образования организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с долей участия в уставном капитале субъекта Российской Федерации и муниципальных образований не более чем 25 процентов, и составляющих не менее 50 процентов от общего числа организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории указанного муниципального образования (кроме ТСЖ, ЖСК, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов), при условии управления и оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах такими организациями не менее чем в 50 процентах многоквартирных домов;
б) наличие ТСЖ в не менее 10 процентах многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования;
в) проведение в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами в границах территории муниципального образования;
г) наличие муниципальных программ (подпрограмм) или разделов муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности жилищного фонда;
д) наличие программы муниципального образования по проведению капитального ремонта с указанием перечня подлежащих капитальному ремонту многоквартирных домов. Орган местного самоуправления вправе предусмотреть включение в муниципальную программу резервного перечня многоквартирных домов;
е) заключение договоров между управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, с одной стороны, и ресурсоснабжающими организациями, с другой стороны, – на приобретение коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
ж) наличие избранного совета многоквартирного дома, если в доме выбран способ управления – управляющая организация.
Количество многоквартирных домов на территории муниципального образования в целях выполнения условий, предусмотренных настоящим пунктом, определяется без учета жилых домов блокированной застройки (жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования). К домам блокированной застройки относятся также одноэтажные дома на 2 – 4 хозяев, коттеджи, в которых граждане проживают в отдельных жилых помещениях, выход из которых имеется только на земельный участок, а не в помещения общего пользования.
Критерии оценки обращений ТСЖ, ЖСК, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций для отбора многоквартирных домов с целью включения в муниципальную программу капитального ремонта устанавливаются органами местного самоуправления.
Критериями оценки обращений могут быть:
а) технические критерии:
техническое состояние объектов общего имущества в многоквартирном доме (наличие угрозы безопасности жизни или здоровью граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан);
физический износ многоквартирного дома 50 и более процентов;
продолжительность эксплуатации многоквартирного дома после ввода в эксплуатацию или последнего комплексного капитального ремонта;
комплексность капитального ремонта (включение в него всех или части видов работ при условии объективной потребности в их проведении), реализация требований энергоэффективности;
качественное улучшение технических характеристик многоквартирного дома в результате планируемого капитального ремонта (приоритет – повышению энергоэффективности);
б) организационные критерии:
степень готовности многоквартирного дома к капитальному ремонту (наличие проектно-сметной документации);
степень самоорганизации собственников помещений многоквартирного дома (наличие решений общих собраний о выборе совета многоквартирного дома, утверждении плана текущего ремонта);
в) финансовые критерии:
доля финансирования из внебюджетных источников в общей стоимости капитального ремонта (доля прямых инвестиций частных собственников помещений в многоквартирном доме и заемных средств, привлекаемых собственниками);
финансовая дисциплина собственников помещений в многоквартирном доме (уровень суммарной задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги).
На основании муниципальных программ капитального ремонта государственным заказчиком Программы утверждается адресный перечень многоквартирных домов, капитальный ремонт которых финансируется в текущем году по настоящей Программе за счет средств областного бюджета.
Основанием для включения многоквартирных домов в указанный адресный перечень являются следующие документы, предоставляемые органами местного самоуправления государственному заказчику Программы:
1) предусмотренный муниципальной программой капитального ремонта сводный перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в соответствующем году;
2) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом, об утверждении существенных условий договора управления многоквартирным домом, о выборе совета многоквартирного дома;
3) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта, составе работ и перечне объектов общего имущества, подлежащих капитальному ремонту, общей стоимости капитального ремонта, размере доли софинансирования капитального ремонта, порядке и сроках сбора средств на финансирование капитального ремонта, порядке расчетов за выполненные работы;
4) уведомление об открытии отдельного банковского счета на каждый многоквартирный дом;
5) документы, подтверждающие выполнение условий реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Состав и порядок оформления указанных документов определяется нормативно-правовым актом государственного заказчика Программы.
Решение о выборе подрядной организации по капитальному ремонту:
утверждается общим собранием членов ТСЖ, ЖСК, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов, если в соответствии с уставом это не является компетенцией правления;
принимается управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме.
Выбор подрядной организации оформляется:
протоколом общего собрания либо решением правления ТСЖ, ЖСК, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива (в зависимости от компетенции, установленной уставом);
приказом управляющей организации.
Порядок привлечения ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома утверждается нормативным правовым актом государственного заказчика Программы.
Порядок выплаты ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
ТСЖ, ЖСК, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо выбранные собственниками помещений в многоквартирном доме управляющие организации открывают отдельные банковские счета на каждый дом, который подлежит капитальному ремонту. На указанные банковские счета поступают средства из всех предусмотренных источников.
Предельная стоимость проведения капитального ремонта многоквартирных домов в 2012 – 2015 годах в расчете на один квадратный метр общей площади помещений составит:
в 2012 году – 10 316,8 рублей (дефлятор – 107,5);
в 2013 году – 10 966,8 рублей (дефлятор – 106,3);
в 2014 году – 11 591,9 рублей (дефлятор – 105,7);
в 2015 году – 11 591,9 рублей.
Капитальному ремонту подлежит общее имущество многоквартирного дома. Состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежащем капитальному ремонту, определяется общим собранием собственников многоквартирного дома в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Работы по капитальному ремонту должны проводиться с соблюдением требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, вводимым в эксплуатацию после проведения капитального ремонта в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В целях обеспечения требований энергетической эффективности при проведении капитального ремонта многоквартирных домов в рамках Программы предусмотрено предоставление средств на проведение энергетических обследований многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту.
В отношении каждого из домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках Программы, проводится два энергетических обследования.
Первое энергетическое обследование проводится до разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт в целях определения необходимого состава работ по капитальному ремонту, второе – по завершении капитального ремонта с составлением энергетического паспорта и присвоением многоквартирному дому класса энергетической эффективности.
Порядок проведения энергетических обследований многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, утверждается нормативным правовым актом государственного заказчика Программы.
Требования энергетической эффективности не применяются к многоквартирным домам, капитальный ремонт которых осуществляется в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований.
Капитальному ремонту не подлежат дома со степенью износа свыше 70 процентов, а также многоквартирные дома, относящиеся к категории непригодных для проживания (аварийных, подлежащих сносу или реконструкции).
Рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов утверждаются нормативным правовым актом государственного заказчика Программы.
Функция строительного контроля за проведением капитального ремонта многоквартирного дома выполняется заказчиком работ или иным юридическим (физическим) лицом, наделенным соответствующими правами управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление данным многоквартирным домом. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, лицо, осуществляющее функции строительного контроля, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам.
Затраты на проведение строительного контроля включаются в смету на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Методика расчета межбюджетных субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на предоставление субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, разработку и (или) изготовление проектно-сметной документации, проведение энергетических обследований многоквартирных домов без привлечения средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, приводится в приложении № 4 к Программе.
Распределение по муниципальным образованиям межбюджетных субсидий из областного бюджета на предоставление субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, разработку и (или) изготовление проектно-сметной документации, проведение энергетических обследований многоквартирных домов без привлечения средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства приводится в приложении № 5 к Программе.
5.1.2. Капитальный ремонт многоквартирных домов
с привлечением средств финансовой поддержки Фонда
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Предоставление мер государственной поддержки проведения капитального ремонта многоквартирных домов с привлечением средств финансовой поддержки Фонда реализуется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В рамках данного направления за счет средств финансовой поддержки Фонда и обязательной доли софинансирования средств областного и (или) местного бюджетов планируется оказание финансовой помощи управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам, собственникам помещений в многоквартирных домах для приведения в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых домов, обеспечения безопасности проживания.
Порядок и особенности реализации мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов при финансовой поддержке за счет средств Фонда устанавливаются нормативными правовыми актами Администрации Ростовской области.
Распределение по муниципальным образованиям межбюджетных субсидий из областного бюджета на предоставление субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, разработку и (или) изготовление проектно-сметной документации, проведение энергетических обследований многоквартирных домов с привлечением средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2012 год приведено в приложении № 6 к Программе.
5.2. Замена и модернизация лифтов,
отработавших нормативный срок службы
Замена и модернизаций лифтов, отработавших нормативный срок службы, производится в целях:
обеспечения безопасной, эффективной и бесперебойной эксплуатации лифтов в многоквартирных домах;
внедрения ресурсосберегающих технологий;
внедрения современных систем диспетчерского контроля работы лифтов.
Перечень объектов по замене и модернизации лифтов формируется на основе заявок органов местного самоуправления.
Критерии оценки отбора объектов устанавливаются органами местного самоуправления и могут включать:
1. Технические критерии:
1.1. Продолжительность эксплуатации лифтов (срок службы после ввода в эксплуатацию).
1.2. Техническое состояние лифтов.
2. Организационные критерии:
2.1. Доля голосов, поданных собственниками за решение о проведении работ по замене (модернизации) лифтов и долевом финансировании, от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
2.2. Наличие проектно-сметной документации.
2.3. Наличие заключения экспертизы проектно-сметной документации.
3. Финансовые критерии:
3.1. Размер доли софинансирования расходов на замену (модернизацию) лифтов.
3.2. Привлечение кредитных средств.
Анализ технического состояния лифтов осуществляется специализированной организацией, обеспечивающей его техническое обслуживание. При достижении предельных нормативных сроков работы оборудования, а также в случаях увеличения количества сбоев в работе лифтов указанная организация вносит предложение организации, управляющей многоквартирным домом, о его замене и, в случае необходимости, модернизации.
Организация, управляющая многоквартирным домом, организует проведение органом по сертификации оценки соответствия лифта, отработавшего нормативный срок службы, с выдачей заключения.
По результатам оценки соответствия лифта организация, управляющая многоквартирным домом, доводит информацию о необходимости замены и модернизации лифтов до сведения собственников помещений и оказывает им содействие в проведении общего собрания по вопросу замены и модернизации лифтов.
Общее собрание собственников решает вопрос о разработке проектно-сметной документации, прохождении ее экспертизы и определении источника финансирования указанных работ.
По завершении разработки проектно-сметной документации проводится общее собрание собственников по вопросам замены и модернизации лифтов, утверждении проектно-сметной документации, определении доли софинансирования собственниками помещений (ТСЖ, ЖСК либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) замены и модернизации лифтов, порядка и срока внесения оплаты.
Доля софинансирования собственниками мероприятий по замене и модернизации лифтов должна составлять не менее 30 процентов от сметной стоимости указанных работ.
Для включения в заявку органа местного самоуправления организация, управляющая многоквартирным домом, представляет следующие документы:
заключение о необходимости замены и модернизации лифтов, выданное по результатам оценки соответствия лифтов;
решение общего собрания собственников по вопросам замены и модернизации лифтов, утверждении проектно-сметной документации, определении доли софинансирования собственниками помещений замены и модернизации лифтов, порядка и срока внесения оплаты;
проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу.
Органы местного самоуправления в пределах предусмотренного финансирования формируют заявку для последующей подачи в министерство ЖКХ РО с приложением следующих документов:
реестра лифтов, подлежащих замене и модернизации (с копиями заключений о необходимости замены и модернизации лифтов, выданных по результатам оценки соответствия лифтов);
копии решений общих собраний собственников по вопросам замены и модернизации лифтов, утверждении проектно-сметной документации, определении доли софинансирования собственниками помещений замены и модернизации лифтов, порядка и срока внесения оплаты;
копии проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу.
В работы, финансируемые в рамках настоящей Программы, включаются:
работы по замене лифтов, отработавших нормативный срок службы;
работы по оснащению лифтов комплексами диспетчерского контроля, монтажу диспетчерского оборудования и подключению к центральному диспетчерскому пульту;
работы по модернизации лифтов, обеспечивающие повышение энергетической эффективности устанавливаемого оборудования, а также доступность для инвалидов и других маломобильных групп граждан (при наличии технической возможности, предусмотренной проектным решением).
Привлечение подрядной организации для выполнения работ по замене и модернизации лифтов осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовым актом государственного заказчика Программы для привлечения подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Методика расчета межбюджетных субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на предоставление субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам на замену и модернизацию лифтов, отработавших нормативный срок службы, приводится в приложении № 7 к Программе.
Распределение по муниципальным образованиям межбюджетных субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на предоставление субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам на замену и модернизацию лифтов, отработавших нормативный срок службы, приводится в приложении № 8 к Программе.
5.3. Создание условий для управления многоквартирными домами
В рамках реализации данного направления на территории Ростовской области предусмотрены следующие мероприятия:
1) информирование населения по вопросам управления многоквартирными домами и энергоэффективности в жилищной сфере, в том числе:
освещение в средствах массовой информации (далее – СМИ) хода реформы ЖКХ и энергоэффективности в многоквартирных домах, вопросов выбора способов управления многоквартирными домами, деятельности управляющих организаций, ТСЖ либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, организаций по обслуживанию жилищного фонда;
организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, форумов, «круглых столов» с участием управляющих организаций, ТСЖ либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, организаций по обслуживанию жилищного фонда и ресурсоснабжающих организаций;
организация и проведение выставок, посвященных деятельности управляющих организаций, ТСЖ либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, организаций по обслуживанию жилищного фонда и иные мероприятия в рамках информационно-пропагандистской работы в сфере жилищного хозяйства;
подготовка и издание методических и информационных материалов по вопросам, касающимся выбора способов управления многоквартирными домами, применения жилищного законодательства, деятельности управляющих организаций, ТСЖ либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, организаций по обслуживанию жилищного фонда;
2) проведение специализированных семинаров по вопросам управления многоквартирными домами для представителей органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей и специалистов управляющих организаций, ТСЖ либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, представителей инициативных групп собственников помещений в многоквартирных домах;
3) сопровождение программного обеспечения «Информационно-аналитическая база данных жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области»;
4) поощрение победителей по итогам региональных конкурсов в сфере управления многоквартирными домами. Организация и проведение региональных конкурсов в сфере управления многоквартирными домами осуществляются государственным заказчиком Программы.
Государственный заказчик Программы ежеквартально:
собирает информацию об исполнении мероприятий Программы и общем объеме фактически произведенных расходов – всего по мероприятиям Программы и, в том числе, по источникам финансирования;
осуществляет обобщение и подготовку информации о ходе реализации мероприятий Программы;
представляет в министерство экономического развития области ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, материалы о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
Государственный заказчик Программы готовит отчеты о ходе работ по Программе по результатам за год и за весь период ее действия и вносит соответствующий проект постановления Администрации Ростовской области в соответствии с Регламентом Администрации Ростовской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляют Администрация Ростовской области, министерство экономического развития Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством.
Раздел 6. Оценка эффективности социально-экономических
и экологических последствий реализации Программы
Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы невозможна без достоверной информации о жилищном хозяйстве.
Предполагается реализация следующих мероприятий по осуществлению информационно-аналитического сопровождения Программы:
сбор, систематизация и анализ отчетной, статистической, справочной, прогнозной и оценочной информации, получаемой из различных источников, для выполнения работ по оценке эффективности и результативности хода выполнения программных мероприятий;
нормативно-методическое и экспертно-консультативное обеспечение оценки результативности реализации Программы на основе информации, полученной из различных источников;
проведение мониторинга реализации программных мероприятий для получения информации о степени достижения целевых показателей и индикаторов;
размещение информации о результатах реализации Программы в СМИ.
Методика оценки эффективности реализации Областной долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного хозяйства в Ростовской области на 2012 – 2015 годы» приведена в приложении № 9 к Программе.
Начальник общего отдела Администрации области М.В. Фишкин
1. Оценка эффективности реализации Областной долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного хозяйства в Ростовской области на 2012 – 2015 годы» осуществляется государственным заказчиком-координатором Программы по годам в течение всего срока реализации Программы.
2. В составе ежегодного отчета о ходе работ по Программе представляется информация об оценке эффективности реализации Программы по следующим критериям:
2.1. Критерий «Степень достижения планируемых результатов целевых индикаторов реализации Программы» базируется на анализе целевых показателей, указанных в Программе, и рассчитывается по формуле:
Значение показателя КЦИi должно быть больше либо равно 1.
2.2. Критерий «Степень соответствия бюджетных затрат на мероприятия Программы запланированному уровню затрат» рассчитывается по формуле:
2.3. Критерий «Эффективность использования бюджетных средств на реализацию отдельных мероприятий» показывает расход бюджетных средств на i-е мероприятие Программы в расчете на 1 единицу прироста целевого индикатора по тому же мероприятию и рассчитывается по формулам: