Новый сайт

Выступление губернатора В.Ю.Голубева на совещании по вопросу градостроительного развития г.Ростова-на-Дону

1 июня 2011 года,
Администрация г. Ростова-на-Дону

Наш разговор сегодняшний, по моим планам, должен был состояться раньше. Примерно месяца полтора назад. Я планировал это сделать в первой половине апреля, но помешал ряд обстоятельств, возникла необходимость более правильного подхода к тому, что мы сегодня обсуждаем. И, тем не менее, разговор актуален. По обращениям жителей нашего города, гостей Ростова, мы обязаны продолжить работу по правильному развитию городской территории. Очень важно сохранить облик того Ростова, о котором сегодня говорят, который есть в истории. Это с одной стороны. А с другой стороны – нужно думать о будущем. Будущее – это, прежде всего, комфорт жителей города Ростова, их нормальное самочувствие.

Я уже говорил как-то, что одно дело – строить квадратные метры, реализовывать программы жилищного строительства, другое дело – создать комфортную среду обитания и жизни наших горожан. И то, что мы сегодня уже предварительно послушали, убеждает меня, что мы находимся на правильном пути.

Другой вопрос заключается в том, что есть очень конкретные вещи, которые требуют более оперативных решений, более слаженной работы всех, кто к этому имеет отношение. Всем уже, наверное, сейчас хочется видеть Ростов обустроенным, благоустроенным, комфортным, поэтому, наверное, целью нашего разговора является более активная позиция всех, кто имеет к этому отношение, к развитию нашей столицы. И мне бы хотелось, чтобы все поняли, что именно это главная задача, что мы сегодня должны, может быть, пересмотреть организацию работы, пересмотреть подходы, привлечь к этой работе активных специалистов, привлечь бизнес, малый и средний, который живет и работает в городе. Поэтому прошу свои предложения, которые есть, вносить.

Я для начала Михаилу Анатольевичу (ред.: Чернышеву) слово предоставляю. И помимо разговора в целом о развитии нашего города мы будем говорить о более конкретных вещах, потому что в программе есть посещение городской набережной. Думаю, нужно оперативно решать эту задачу, наиболее оперативно привести ее в порядок, придать ей новый облик. Знаю, что это есть в планах города, мы неоднократно обсуждали этот вопрос. Думаю, что то, что мы сегодня делаем, это в интересах всех нас, прежде всего наших жителей.

Мы сегодня говорили о парковках в городе. Вы наверняка, бывая в разных городах, видели, что центральные улицы максимально освобождены сегодня от транспорта, там организованы пешеходные зоны и зоны отдыха. У нас много небольших улиц, где затруднено движение. Мы говорили об этом с Михаилом Анатольевичем (Чернышевым. – ред.) как-то, что при реконструкции этих улиц необходимо активно заниматься созданием так называемых «разъездных карманов». Это небольшое расширение дороги. Дорога традиционно имеет два направления, делаются разъездные карманы, которые позволяют либо временно отстаиваться автомобилям, либо удобно разъезжаться. Для узких улиц это выход. Я, между прочим, не очень давно на эту тему разговаривал с мэром Москвы. Они очень активно пошли по этому пути. Понятно, Горького, Кутузовский проспект – это трассы с массовым потоком автомобилей. А вот те места, в которые движется каждый человек в отдельности.

Чем хорош город Ростов? Здесь когда-то очень оптимально была сделана схема организации движения. Почему? Каждый человек – а у нас многие живут в индивидуальных домах – едет к себе. И у нас к каждому, по большому счету, есть дорога, небольшой квартал. К сожалению, беда многих городов в том, что в эти небольшие кварталы включаются большие территории. Получается так, что все едут вместе, по одной дороге. У нас, отъезжая от центральных дорог, ты постепенно уходишь на более мелкие и в итоге приближаешься к своему квартальчику, где ты проживаешь. Таким образом, там дорога сужается, но если мы создадим в таких местах небольшие расширения при реконструкции, тут нужно быть очень аккуратными, нужно сохранить деревья, оценивать поток автотранспорта. Но это всегда разгружает. Эта практика уже апробирована. При этом она не требует таких дополнительных затрат… Понятно, что строительство подземной парковки требует совершенно иного уровня финансирования, подхода, организации. А когда идет капитальный ремонт или ремонт дороги с созданием таких мест, оно позволяет благоустраивать территорию, потому что могут появляться малые формы архитектуры. И оно создает возможность либо отстоя транспорта на какой-то промежуток времени, возможно, даже стоянки на некоторое время для тех людей, которые проживают в этих домах, а у них нет такой возможности делать это у себя. Над этим нужно подумать. Это, на мой взгляд, не такая дорогостоящая, но быстрореализуемая тема. Во дворах сразу появятся дополнительные места. Значит, во внутридворовых территориях движение транспорта будет упрощено.

Что касается микрорайона, о котором мы сегодня говорили, конечно, это парковочные места цивилизованные, подземные, надземные.

Есть несколько тем, по которым я в ближайшее время также проведу совещания. И одна из них – это тема метро. Я сказал Михаилу Анатольевичу, что мы будем активно помогать в реализации этой программы. И неслучайно несколько раз информировал об этом Председателя Правительства на различных выставках, несколько раз разговаривал на эту тему с министром транспорта. Ясно одно – пока мы с вами вместе, администрация области, мэрия, не войдем в эту проблему основательно, рассчитывать на то, что мы привлечем финансы из федерального центра, весьма сложно. Поэтому наша задача – не останавливаться. Я убежден абсолютно, что мы должны вернуть то утерянное, что было 25 лет назад. Но я не ставлю это в вину властям, немного другие обстоятельства подействовали на эту ситуацию, но город Ростов на самом деле сегодня требует решения транспортной проблемы кардинально. С учетом, в том числе, и его развития. Поэтому мы с этим будем работать и в недалекой перспективе вернемся к этому на совещании у меня. Нужно включить те механизмы, которые на уровне области, если нужно, на уровне федеральных структур могли бы быть задействованы. Ни в коем случае нельзя остановиться, если вдруг нам скажут, что это сложно, что это неподъемно. Мы ж не собираемся стоять на месте, и экономика тоже. Мы же собираемся максимально увеличивать налогооблагаемую базу области и города, инвестиционную привлекательность региона для того, чтобы сюда пришли инвесторы. Таким образом, эти планы не нужно считать амбициозными. На мой взгляд, это обычный план города-миллионника, и его надо воспринимать именно так. Другое дело, что он стоит определенных денег: первая очередь, вторая очередь. Но к нему нужно идти, и мы этим будем заниматься.

И вторая тема, по которой завтра совещание у меня, - по вопросу строительства футбольного стадиона. Собственно говоря, это своеобразная презентация тех, кто этим занимается. Потому что уже в течение ближайших дней десяти сюда приедет министр спорта. Мы вместе с ним являемся членами Наблюдательного Совета, который возглавляет Председатель Правительства, по вопросу, связанному с подготовкой к чемпионату мира. Мы, по большому счету, с завтрашнего дня начнем говорить об очень конкретных вещах. И здесь единственный путь – говорить только конкретно. Я сегодня услышал то, что хотел услышать. Это и дорога, и газ, и водоотведение, это и создание рекреационной зоны. Мы можем с вами быть не только свидетелями, но участниками процесса, когда левобережная часть нашего города станет визитной карточкой Ростова. И мы должны обязательно это сделать. У нас есть все для этого. Не скрою, что всегда приятно приехать на левый берег, но вопрос – куда? И вот на одной руке хватает пальцев, чтобы определить, где ты там окажешься. То же самое для нашего жителя Ростова наверняка такая же проблема существует. Он все время ищет место для себя, где он может провести время. Мы можем создать место и для людей, и для бизнеса, и для тех, кто любит спорт, создать в недалекой, кстати, перспективе. Поэтому этот разговор мы будем проводить регулярно. Между прочим, начнем с того, что поедем на набережную, там погуляем, а заодно посмотрим, что нужно сделать уже в ближайшее время. Это начало работы, начало большой и интересной работы, в том числе с учетом чемпионата мира 2018 года.

И еще несколько слов. Мы прекрасно понимаем, что вопросы, которые мы сегодня обсуждаем, это вопросы города-миллионника, который фактически является центром агломерации. Тема достаточно интересная, тема, прозвучавшая не только на уровне субъекта, но и на уровне федерации. И в этой связи нужно отдавать себе отчет в том, что Ростов испытывает достаточно серьезную внешнюю нагрузку сегодня. Это нужно учитывать в планах по развитию транспортной инфраструктуры, это нужно учитывать в планах при развитии инженерной инфраструктуры и, конечно, социалки.

Есть один вопрос, над которым нужно постоянно думать. Ростов постоянно привлекает к себе активное население близлежащих территорий. Это его судьба. Так будет, и ничего мы с вами не изменим. Но…Понятно, что здесь люди получают работу, в конце концов, остаются здесь жить в Ростове. И в этой связи определенная часть людей утекает из соседних территорий и из прилегающих к Ростову муниципальных образований. Поэтому сегодня при развитии агломерации необходимо работать не только властям города, но, несомненно, и властям территорий, которые находятся рядом. Поэтому здесь необходима выверенная согласованная политика, которую нужно проводить вместе. И администрация области на себя должна взять координацию этой работы совместно со всеми муниципальными образованиями, которые находятся рядом.

Сегодня действует совет главных архитекторов «Большого Ростова», как его называют. Думаю, это только начало работы, можно сказать, что процесс идет. Тем не менее, считаю целесообразным создать координационный совет муниципальных образований, которые привлекаются к развитию Ростова и все в определенной степени заинтересованы в развитии этого региона. Такое поручение я дам, но Михаил Анатольевич может реализовать его быстрее, чем я. Он руководит Ассоциацией муниципальных образований. Мы придадим этому механизму динамику, чтобы он начинал работать на регулярной и постоянной основе. Если иметь в виду, что в ближайший период времени, меньше чем десятилетие, нужно будет заниматься этим очень активно, то без скоординированной политики и позиции здесь будет невозможно. Уже сегодня пора на регулярной основе обсуждать вопросы оптимального приложения трудовых ресурсов, развитие рекреационного комплекса, формирование совместных центров обслуживания населения, создание единого транспортного каркаса, сохранение природных ресурсов. Кстати, снова же приношу извинения, что опираюсь на ситуацию в Московской области, но вы совсем недавно слышали выступление Президента, который именно эту ситуацию привел по отношению с Москвой. Сказал, что 30 процентов «дополнительных» детей из Московской области приезжают в детские сады и больницы именно в город Москву. Так и у нас такая проблема существует. И она, между прочим, будет нарастать. И это надо признавать, потому что мы не собираемся останавливаться, в том числе на совершенствовании механизма медицинского обслуживания и других направлений. Поэтому эту тему нужно брать в расчет.

Тема сохранения природных ресурсов, я абсолютно согласен с архитектором города, просто совершенно принципиальный вопрос. Та нехватка природных наших парков, лесонасаждений, она, несомненно, должна компенсироваться. И мы вообще должны подумать над этой темой касательно администрации области. Надо посмотреть, и это принципиальный вопрос. Я не только это имею в виду, но я имею в виду и другое. Сегодня, визуально, 20-30 процентов наших лесополос погибли или погибают. А это было сделано в 50-х годах, именно это произвело определенную революцию в сельском хозяйстве. А что дальше? Еще 10-15 лет и мы снова вернем те степи, с которых начинали в 50-е годы. Поэтому я хотел бы услышать от вас, что дальше делать. Я встречался с руководителем Рослесхоза совсем недавно, на прошлой неделе, подписали соглашение, протокол должны подписать в ближайшее время. И мы договорились, что они готовы, - надеюсь, что это будет реально реализовано, – со следующего года значительно увеличить финансирование наших учреждений лесного хозяйства. Но мы-то должны понимать, как это действует в интересах нашего региона, и сразу определить – если нам добавить несколько сотен миллионов рублей в следующем году, то нужно понимать, куда это все пойдет, на что это пойдет.

Мы выполнили все кадастровые мероприятия по ряду лесных массивов, передаем Рослесхозу с учетом того, чтобы они дело развивали, сохраняли.

Следующий шаг должен быть сделан и относительно «Большого Ростова». Здесь громадное количество населения потенциально. Когда у меня спрашивал премьер-министр, сколько здесь живет населения, я говорил – два миллиона. Миллион сто плюс окружение – оно так и получится, если мы с вами посмотрим на Новочеркасск, Азов и другие. И в перспективе так может быть с учетом нашей программы жилищного строительства.

На современном этапе роль города Ростова меняется. Он должен быть и в градостроительном, и в инвестиционно-экономическом плане открыт с учетом перспектив, крупных событий, которые здесь будут происходить, – это и формирование международного транспортного узла «Южный», это проведение чемпионата 2018 года, это реализация проектов по Ростовскому универсальному порту, это развитие агломерации в целом, которую мы сегодня называем Большим Ростовом. И поэтому мое мнение, что Ростов должен стать центром притяжения не только для области, но и для сопредельных регионов, и такие возможности у нас есть. Мы это реализуем, включая, кстати, регионы Украины и других государств. Еврорегион «Донбасс» - тема, которая движется, тема, требующая развития. Для нас она очень актуальна. Вчера я встречался с послом Украины в России, в ближайшее время у меня состоится поездка в Украину и встреча на самом высшем уровне. У нас на очереди подписание соглашения между Ростовской и Киевской областями. Думаю, что все эти вещи могут создавать определенные условия для активного сотрудничества между нашими регионами.

Еврорегион «Донбасс» имеет серьезную перспективу. Мы сегодня начали заявлять о том, что хотим войти в Международную ассоциацию еврорегионов, мы стали 128-м зарегистрированным еврорегионом. И недавно, встречаясь с послом Евросоюза в России, мы также об этом говорили, мы обратились к нему поддержать нас в этом стремлении. Процесс идет.

Между территориями агломерации и геоцентром, несомненно, нужно создать мощную транспортную сеть, мы постоянно к этому возвращаемся, постоянно об этом говорим. На мой взгляд, никакого развития не будет, если транспортная сеть не будет создана. И в этом смысле наше сотрудничество с министерством транспорта, наши устремления и планы, которые есть, они должны быть учтены. Кстати, те лишние деньги, которые у нас будут в следующем году, миллиарда два, а может быть, и три, было бы неплохо использовать в том числе и для развития этой агломерации. Подумайте над этим, я не сторонник раздавать всем по копейке и никому ничего. А все-таки есть основополагающие вещи, о которых мне сегодня неоднократно докладывали, которым нужно взять на сопровождение и двигаться вперед. Плюс наше сотрудничество с Минтрансом, доведение до конца тех протоколов совещаний, которые состоялись. Поэтому те шаги, которые уже сделаны (новый мост, например) приближают нас к решению транспортной проблемы.

Один из вопросов, о которых мы говорили, это создание единого подхода к обеспечению инженерной инфраструктуры, и в этом смысле жесточайший, результативный контроль за ходом программы, которая сегодня реализуются, прежде всего, программа водоснабжения Ростова и юго-запада Ростовской области, проект «Чистый Дон». Я хочу предупредить всех, прежде всего работников администрации области. Я даже не мыслю и не представляю себе ситуацию, что кто-то придет ко мне в конце этого года и скажет, что не использовал федеральные деньги по этим программам. Уважаемые министры и заместители, в прошлом году это была чрезвычайная ситуация. Конечно, потом мне пытались доказать, что это федеральная тема и она повлияла на ситуацию. Меня это не интересует. Значит, работайте так, чтобы федералы нас понимали, чтобы мы работали с ними душа в душу, чтобы все свои рычаги и механизмы должны использовать, чтобы было использовано все до копейки. Но программа должна быть выполнена в установленный ей срок.

У всего, что мы с вами сегодня делаем и предполагаем делать, несомненно, цель одна – качественно новый уровень жизни и самочувствия жителей города Ростова, прилегающих территорий. Поэтому нужны эти инженерные работы, транспортные работы. Требуется новое жилье, новые социальные объекты, новые производства и вообще качественно новая среда обитания. Я удовлетворен тем, что я сегодня услышал. В основном это прослеживается. Надеюсь, что сама реализация к этому приведет. Неслучайно задал вопрос о том, участвовали ли в этом люди, есть ли мнение общественности. Мы должны обязательно понимать, что, пока идет проектирование, пока идет подготовительная работа, воспринимается любое мнение. Когда проект состоялся, решение состоялось, все должны работать над выполнением этого решения. А для этого мы должны и себя приучать, и наших людей. К сожалению, эта беда нас преследует, не спорим, когда закон не принят, а когда принят, начинаем активно высказываться, что он плохой. А на этапе формирования со стороны наблюдали, как все идет. Поэтому коль уж принята программа, давайте подумаем, как ее довести до конца.

При этом важно понимать одну простую вещь, даже истину. Я об этом говорю много, не перестану говорить. И вы, мне кажется, должны меня понять – каждая пядь ростовской земли от лесопарка до жилого массива должна быть благоустроена. В этом году ростовчане отреагировали на то, что мэрия по-другому занималась благоустройством. Это было заметно – по почте, письмам, в общении с людьми. Надо еще усиливать эту работу, надо уйти от центра, прийти во дворы, нужно заставить каждого бизнесмена навести порядок  у себя на территории, привести в порядок посады, между прочим. Это нормальное явление. Так во всех городах делается.

Ни один гвоздь в Ростове не может забиваться без мэрии, никакое изменение в Ростове не может проходить без участия специалистов. Правда, в этом случае все, кто работает над проектами, программами должны понимать, что на это есть соответствующие документы. Если нет планов благоустройства и порядка освоения территории, то я, извините, как гражданин все, что хочу, могу сделать, вы мне не дали порядок. А когда я знаю, что он есть, я знаю, что есть и ответственность.

Я бы в этой связи выделил отдельно тему сохранения нашего центра, сохранения исторических памятников. Все это предмет особого внимания абсолютно всех. Неплохо было бы подумать о новых подходах к реализации этой части нашей работы. Я говорю о реконструкции старого Ростова, о приведении его в порядок там, где это необходимо. В этом смысле есть немало опыта, когда инвесторы, бизнесмены, если с ними работать, предлагают создавать различные фонды, позволяющие работать над сохранением облика старого Ростова. Сегодня инвесторы и застройщики работают над точечной застройкой, некоторую часть времени мы этому посвятили, но давайте говорить откровенно: каждый из них исходит из собственной экономической целесообразности. У них нет другой задачи, как решить свои проблемы. Наша задача – сформировать ее таковым образом, чтобы она была и в интересах города и, откровенно говоря, соответствовала архитектурному вкусу.

У меня есть в плане, и мне подскажут это архитекторы, встреча с сообществом дизайнеров. Я хотел бы, чтобы те, кто этим занимается, подсказали. Городу, там, где мы говорим о старом Ростове, сохранить старый облик, там, где мы строим новое, нужно придать совершенно новое звучание, внешний вид, эффект, притягательность. Я сначала спрашивал о высотности зданий, потому что иногда одно здание портит совершенно полгорода. Поэтому каждый шаг должен быть выверен. Конечно, зачастую построить 28-этажное здание посреди центра Ростова, зная, что это экономически выгодно, интересно. Но с другой стороны – что получается в итоге? Наверное, нам с вами пора научиться с застройщиками работать мягко, корректно, в то же время задачи перед ними должны быть поставлены очень понятные. И никаких иных компромиссов здесь быть не может. Полномочия у города на этот счет есть, есть набор необходимой документации. Мне известно, что есть интересные предложения по реконструкции фасадов исторических зданий, поэтому я бы предложил городу задуматься и в ближайшее время принять своеобразную подпрограмму, которая будет просто называться «Фасады», и реализовать ее в течение 2011-2012 годов. По крайней мере, как первый этап, определив здания, владельцев, арендаторов, собственников. Такая практика когда-то была в Москве, когда определенные условия были выставлены, определенное решение приняли депутаты городской Думы, они сформировали закон, определили набор требований и ввели определенные льготы для тех, кто быстро, эффективно и качественно сделает это дело. Через очень короткое время город стал меняться, вы это помните, начало и середина 90-х, как выглядел центр Москвы. Я не говорю о расстроенных территориях, о том, что там появились новые современных здания внутри исторических районов Москвы. Мы этого не должны допускать, но эти фасады, которые сразу обращают на себя внимание, когда вы приезжаете в город, с этим надо поработать.

Кроме того, надо обратить внимание, как идет капитальный ремонт домов, прежде всего в старом Ростове, это важная тема. И в этом смысле существуют также различные формы, в том числе аккумуляция средств инвесторов. Эту форму нужно привязывать к местности, к определенным условиям, которые существуют.

Завершаю. Я готов воспринимать все идеи, которые связаны с тем, чтобы Ростов, как столица области, столица Южного федерального округа, стал абсолютно иным по облику. Вижу, что сегодня мэрия стремится к этому, поддерживаю это. Одновременно мы должны создать большую привлекательность нашему городу. Мы четко должны понимать, что это центр агломерации и столица Южного федерального округа. Пусть это хорошая задача и хорошая цель. Если мы это реализуем, убежден абсолютно, что здесь будет приятно работать и жить. Спасибо.

Размещен:Размещено:
02.06.2011 15:37:51|
Изменено:
08.08.2011 13:10:02|
Количество просмотров:
108

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации